Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:57, контрольная работа
Вступление Турции в Европейский союз вызывает колебания у всего европейского сообщества в отличие от вступления стран Восточной Европы, Кипра, Мальты хотя бы потому, что впервые подобное желание изъявила страна, чей европейский характер находится под большим сомнением.
МОСКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
Дисциплина «Мировая экономика»
Эссе
Тема:
«Экономические и
политические проблемы,
которые лежат на пути
вступления Турции в
ЕС»
Факультет: «Бухгалтерский учет анализ и аудит»
Студента дистанционной формы обучения
Группа № ЭЗВД11-21/0-08
Луцко Е.В.
В 2005 г. ЕС признал Турцию страной с рыночной экономикой и официально начал переговорный процесс о ее вступлении в ЕС. Какие экономические и политические проблемы лежат на пути вступления Турции в ЕС?
Вступление Турции в Европейский союз вызывает колебания у всего европейского сообщества в отличие от вступления стран Восточной Европы, Кипра, Мальты хотя бы потому, что впервые подобное желание изъявила страна, чей европейский характер находится под большим сомнением.
Назвать Турцию европейской державой довольно трудно как по географическому положению (большая часть ее территории находится в Азии, как и ее столица - Анкара), так и по языку и ценностям ( главенство группы и нации над личностью, притеснение женщин, этнических и религиозных меньшинств, нарушение прав человека, ультранационализм, воинственность).
Такие факты, как отказ разрешить открыть единственную Греко-православную семинарию (Халки), закрытую более тридцати лет назад, невозврат христианской общине ее недвижимого имущества, конфискованного после 1936г., требование депутатов мажоритарной партии Турции о возврате многоженства, а также положение женщины в турецком обществе со свойственными ему «преступлениями чести» и т.д., не добавляют популярности идее о членстве Турции в ЕС.
У жителей Европы сложилось мнение о будущем Евросоюза после вступления Турции, как о «полумиллирдном обществе, пятую часть населения которого составят турецкие мусульмане». При этом самая большая страна ЕС будет также его самым бедным государством. Создание «сверхдержавы» при таком многообразии потребует столетий. В переходный период Европа будет напоминать «зону свободной торговли». Важнейшей задачей организации станет повышение эффективности действия рынков и укрепление взаимодействия в таких областях, как борьба с преступностью и противодействие террору.
Однако
существуют и оптимистичные мнения
о результатах такого союза. «Принятие
Турции в члены ЕС приведет к большим
позитивным изменениям в Европе. Это
придаст европейской экономике новые
конкурентные преимущества, поскольку
в нее вольется новый динамичный поток.
Европейский рынок рабочей силы укрепится
за счет притока молодых и относительно
хорошо образованных молодых людей. Турция
вполне может стать жизненно важным культурным
и этническим мостом с мусульманскими
странами- соседями Европы. Этих предпосылок
более чем достаточно, чтобы переговоры
о вступлении страны в ЕС имели большие
шансы на успех»
Краткая история отношений Турции с Европейским сообществом к моменту начала переговоров.
1. В 1963 Турция подписала с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — договор, в котором признавалось право страны вступить в союз.
2. В 1978—1979 Турцию приглашали вступить в ЕЭС совместно с Грецией, но она отказалась.
3. После военного переворота 1980 Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983. Тем не менее на саммите 1997 ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека.
4. В августе 2002 программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.
Однако к моменту начала переговоров о принятии Турции в Евросоюз (3 октября 2005г.) члены ЕС не могли договориться на каких условиях будут проходить переговоры и ясно дали понять, что у них весьма разные представления о характере союза с Анкарой.
Австрия выступила против полноправного членства Турции в Евросоюзе. Канцлер страны Вольфганг Шюссель, сославшись на настроения подавляющей части европейцев (большинство жителей всех государств – членов ЕС, согласно опросам, не хотят видеть Турцию - огромную мусульманскую страну с относительно невысоким уровнем жизни - в своих рядах), предложил присвоить Анкаре лишь статус «привилегированного партнера». Так по данным опроса общественного мнения, проведенного в Австрии 73% жителей страны полагают, что культурные различия между Турцией и Евросоюзом слишком велики, чтобы позволить Анкаре вступить в ЕС. В целом в Объединенной Европе такой точки зрения придерживаются 54 процента населения.В результате все-таки Австрия отозвала свои требования - как считается, в обмен на решение разморозить переговоры о вступлении в ЕС Хорватии.
Оба
требования турецкие власти считают
нереальными. «Турция выполнила
все обязательства перед
Экс-президент Франции Жак Ширак заявил, что для вступления в Европейский союз Турции понадобится «культурная революция», которая может занять «минимум 10-15 лет». «Добьется ли она успеха? Я не могу сказать. Я надеюсь, что добьется. Но в этом у меня совсем не уверенности», - говорил французский лидер и добавлял, что возможное вступление Турции в Европейский союз во Франции необходимо будет вынести на общенародный референдум.
Также
французский президент
В этом экс-президента полностью поддерживает и нынешний президент Франции Николя Саркози «Я всегда был против вступления Турции в ЕС», - отмечает он. По его словам «Турция не принадлежит к Европе». «Если вопрос о вступлении Турции в Евросоюз встанет на повестку дня в период моего президентства во Франции, то я назначу референдум.»
Великобритания (председательствовшая в Евросоюзе на тот момент) напротив, как была, так и остается одним из главных сторонников открытия европейских дверей для Турции. «Турция должна войти в Европейский союз полноправным членом и обладать такими же правами как другие страны-участницы этой организации. Ее интеграция в ЕС станет существенным приобретением для Евросоюза и Великобритании» выразился глава МИД Великобритании.
Пыталась оказывать влияние на сложившееся в Европе отношение к вступлению Турции в ЕС и США. Так бывший посол США в Турции Марк Гроссман, ныне руководитель дипломатической службы Госдепартамента США заявлял на страницах английской Financial Times, что, «если его вывод о снижении со стороны европейских союзников поддержки Турции на ее пути в ЕС действительно верен, то Вашингтон искренне желает, чтобы реальное развитие событий опровергло этот вывод». Высокопоставленный американский дипломат подчеркивал, что Белый дом продолжит всестороннюю поддержку Анкары в реализации ее планов по вступлению в эту организацию. По его мнению, Турция, став членом ЕС, спасет эту организацию от ярлыка «христианский клуб», что очень важно с точки зрения дальнейшего развития Евросоюза, нормализует отношения с Грецией, реформирует политическую и экономическую системы и станет примером для других стран Ближнего и Среднего Востока. «Европейский союз, в составе которого Турция, гораздо лучше ЕС без Турции. Европа должна это понять. Если Европа не поймет и не примет в свою семью Турцию, США вынуждены будут заполнить образовавшийся для Турции вакуум», — отметил М. Гроссман.
Конечно, наряду с этими весомыми доводами существует, и в Европе это понимают, еще одна немаловажная причина поддержки Турции Вашингтоном. Она заключается в том, что американцам в ЕС нужен в определенной мере послушный верный союзник и стратегический партнер. События вокруг Ирака продемонстрировали, что превращение ЕС в самостоятельный центр силы может в определенной мере вызывать у Вашингтона «головную боль» в процессе реализации глобальных планов США по реформированию отдельных стран и регионов. Безусловно, послушность Турции как союзника сегодня далеко не однозначный факт. На нынешнем этапе Анкара, оставаясь стратегическим партнером США, все увереннее проводит самостоятельную многовекторную внешнюю политику, во главе которой стоят прежде всего национальные интересы. Отказ парламента Турции в марте 2003 года предоставить турецкую территорию для дислокации американских войск с целью проведения широкомасштабной военной операции против Ирака красноречиво продемонстрировал это. США в свою очередь «разогрев» ситуацию на Кавказе до войны в Южной Осетии в августе 2008г., создали угрозу дестабилизации и северо-востока Турции. Планируемая США война с Ираном может привести к полной дестабилизации всего региона.
К
тому же Соединенные Штаты
Кипрский вопрос является одним из самых острых в отношениях Турции и ЕС.
Дипломатические отношения между Турцией и Республикой Кипр были разорваны после вторжения в 1974 году турецких войск на север Кипра. В результате Кипр был разделен на греческую и турецкую зону. На сегодняшний день международное сообщество признает лишь южный Кипр – страну, которая недавно сама стала членом Европейского союза. При этом Турция единственная в мире считает легитимной администрацию северного Кипра.
После начала переговоров с ЕС министр иностранных дел Турции заявил, что его страна не изменит своего отношения к Кипру и не признает это государство до тех пор, пока не будет заключено окончательное мирное соглашение между противоборствующими сторонами. В этой связи Анкара закрыла свои морские и воздушные гавани для судов и самолетов из Кипра.
В результате создалась парадоксальная ситуация, когда добивающаяся вступления в ЕС Турция не только не признает одного из членов союза - Республику Кипр, но и сохраняет против нее экономические санкции. В рамках переговоров об интеграции Еврокомиссия потребовала от Турции, чтобы Анкара признала суверенитет Республики Кипр и открыла для греков-киприотов морские и воздушные порты, что предусмотрено дополнительным протоколом Таможенного союза.
Как известно, 29 июля 2005г. Турция подписала дополнительный протокол о таможенном союзе с ЕС, который предусматривает распространение его действия на новые (на тот момент) 10 стран — членов ЕС, в том числе Кипр. Однако после подписания этого документа турецкий МИД выступил с заявлением, в котором констатировалось, что «подписание протокола ни в коем случае не означает признание Республики Кипр». В документе также отмечается, что «Турция, подписав протокол, выполнила все, что должна была сделать для начала переговоров о вступлении в ЕС на правах полноправного члена». Глава турецкого правительства, поясняя позицию Анкары в кипрском вопросе, заявил, что Турция не намерена признавать Кипр и решительно не приемлет никаких дополнительных условий своего членства в ЕС. Что же касается вопроса об открытии турецких портов для Кипра, то, по словам министра иностранных дел Турции А. Гюля, «если появятся проблемы в процессе функционирования таможенных органов, то существует юридическая основа для их обсуждения в рамках Таможенного союза. Процесс вступления Турции в ЕС не имеет отношения к этим разногласиям».
Глава турецкого дипломатического ведомства даже заявил, что Турция может отказаться от вступления в Евросоюз, если ей будут предъявлены новые условия и не будут представлены все права полноправного члена ЕС.