Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:04, контрольная работа
Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров неустойчивости рыночной экономики. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов, сопровождающиеся падением объемов производства и безработицей.
Введение………………………………………………………………..3
1.Экономический цикл: понятие, характеристика фаз…………..4
2.Причины цикличности экономического развития……………..7
3.Классификация циклов……………………………………………..10
4.Антициклические действия государства…………………………15
Заключение……………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………19
по возможности преодоления (преодолимые самостоятельно, преодолимые с внешней помощью, непреодолимые)
В зависимости от категории кризиса вырабатывается система мер по его преодолению:
— на макроуровне — средствами национальной экономики, включая внешние заимствования;
— на мезоуровне — средствами региона, муниципалитета, а также субвенциями из федерального бюджета;
— на микроуровне — исключительно средствами хозяйственных организаций (поскольку они сами распоряжаются своим имуществом), а также путем административных вмешательств государственных органов (суд, прокуратура, комиссия по банкротству и др.).
Кризисные процессы на
В общем виде с позиций теории
регуляции выделяются
как результат «внешнего шока» (когда развитие системы заблокировано нехваткой внешних ресурсов);
структурный кризис (как результат противоречия способа развития с общественно-экономической динамикой макроуровня);
кризис системы регуляции (когда ее механизмы не в состоянии изменить негативные конъюнктурные процессы);
кризис способа производства (результат обострения противоречий в тех институциональных формах, которые определяют режим накопления; оказываются нежизнеспособными закономерности, на которых базируется вся организация производства, распределения, обмена и потребления).
Французский исследователь Р. Буайе выделяет следующие четыре типа кризисов:
1) нарушение характера (ввиду блокировки системы);
2) частичное нарушение в системе регуляции;
3) кризис системы регуляции;
4) кризис режима накопления и системы регуляции.
Кризисное
состояние экономических
Система постоянно находится
в динамическом равновесии, что
обусловлено необходимостью
устойчивом (когда все ее элементы функционируют в стабильном режиме);
квазиустойчивом (когда решающая часть ее элементов находится в стабильном режиме; их может быть немного по числу, но они должны образовывать базовую совокупность ядра системы);
неустойчивом (когда в нестабильном состоянии находится такая часть элементов, которая способна вывести систему из равновесного функционирования и подвести к изменению ее качества).
Применительно к хозяйственной
организации (фирме), функционирующей
в конкурентно-рыночной
В административно-
— план производства и
— финансовый план (себестоимость продукции и прибыль);
— план по труду (численность персонала, тарификация и фонд оплаты его труда);
—
план капитального
Поскольку в данной системе
главную часть ресурсно-
В такой постановке кризисное
состояние организации можно
рассматривать как результат
целенаправленного введения ее
внешней силой (
Кризисное состояние
Такая диалектическая
В качестве некоторой аналогии социалистического хозяйства можно рассматривать системы крупных диверсифицированных производственных корпораций (конгломератов), в которых производственные предприятия функционируют в форме отделений, без права распоряжения имуществом и с ограничениями в решении вопросов по инвестициям, номенклатуре и объемам продукции, рыночным сегментам и др. По своей сущности управленческое качество производственных корпораций имеет большое сходство с социалистическими производственными предприятиями, особенно с ориентированными на внешние рынки. Отсюда следует, что и кризисное состояние таких отделений можно квалифицировать в основном как результат управленческой деятельности (менеджмента) центрального аппарата управления корпораций.
В такой постановке и выход производственного отделения из кризисного состояния возможен главным образом за счет средств метрополии (т.е. сверху). А следовательно, и антикризисный менеджмент в корпорации должен сосредоточиваться главным образом на ее общекорпоративном, верхнем уровне и лишь фрагментарно (по некоторым технологическим элементам) — на уровне производственных отделений (или попросту говоря «цехов с расчетными счетами»).
В такой постановке центр
В системологии существуют концепции,
согласно которым сложные системы (корпорации)
всегда находятся в квазистабильном (неустойчивом)
состоянии, поэтому к ним неприменимы
законы, описывающие стабильные системы
(некоторые технические, производственно-
В литературе для оценки
В частности, предлагается
1) процесс адаптации (А), который показывает, как система приспосабливается к изменениям (И) в среде (внешней и внутренней);
2) процесс деструктуризации (Д), показывающий,
как система снижает свою
3) процесс синергообразования (С), показывающий, как система повышает свою сложность.
В этом случае скорость протекания выше названных процессов может быть выражена следующим образом:
1) гомеостатический — это изменения в лучшую или худшую сторону, находящиеся в границах, не меняющих структуру организации и ее элементный состав;
2) инновационный — это кризисные изменения структуры и элементного состава организаций;
3) бифуркационный — это катастрофические изменения структуры и элементного состава организации; при положительном их направлении (улучшающих революционных преобразованиях).
Применительно к кризисным организациям можно считать релевантным (соответствующими действительному состоянию) второй («инновационный») уровень их переходного состояния, когда наличествует множество элементов одного и другого качества, достаточное для качественного изменения системы (вперед или назад). При этом второй уровень переходного состояния хозяйственной организации характеризует ее нахождение в достаточно широкой по амплитуде полосе колебаний вокруг устойчивого равновесия воспроизводственного процесса. Что касается третьего («бифуркационного») уровня, то он представляет собой процесс разрушения организации и перехода ее в новое качество. Это дает основание называть менеджмент организации в переходном состоянии («периоде») третьего уровня банкротным менеджментом.
В выше названной терминологии кризисной промышленной фирме наиболее соответствует второй уровень состояния — «инновационный», который характеризует ее высокую предрасположенность к изменению качества.
Системный подход в антикризисном управлении предусматривает анализ состояний и процессов в хозяйственных организациях (фирмах) с позиций рассмотрения последних как элементов систем более высоких порядков. В такой постановке и кризисные состояния фирм следует рассматривать как проекцию на фирменный уровень кризисов на мега- и макроуровне.
4. Антициклические действия государства
Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами воздействия на экономический цикл выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.
Признаки |
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентация |
на спрос |
на предложение |
Цели |
Регулирование |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) |
Приоритеты регулирования |
1.Налогово-бюджетная политика |
1.Кредитно-денежная политика |
2.Кредитно-денежная политика |
2.Налогово-бюджетная политика | |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:
1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);
2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:
1) снижение ставок налога;
2) предоставление
налоговых льгот на новые
3) проведение
политики ускоренной
При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства.