Экономические агенты(рыночные и нерыночные)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить отношения, которые непосредственно возникают в производственном, обменном процессах, а также в процессах потребления товаров и использования услуг.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что, изучив сущность экономических агентов и их поведение, мы сталкиваемся с проблемой агрегирования, т.е. объединения отдельных элементов в одно целое. Ясно, что коллектив взаимодействующих агентов в целом будет функционировать не так, как отдельные хозяйствующие субъекты.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды экономических агентов 4
1.1 Домашние хозяйства как субъект экономических отношений 5
1.2 Предприятие, его задачи и функции, классификации 8
1.3 Роль государства в экономике 16
2. Взаимодействие экономических агентов 21
3. Особенности деятельности экономических агентов в РФ 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Приложения 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономические агенты (3).docx

— 71.37 Кб (Скачать)

     Функция предприятия (фирмы) в обществе заключается  в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Предприятия в хозяйственной деятельности ставят и претворяют множественные задачи и цели в следующих областях:

     - получение прибыли (повышение  ставки дохода на вложенный  капитал);

     - реализация продукции или услуг  (рост оборота или увеличение  доли рынка);

     - производство (достижение данного  уровня мощности или определенного  уровня затрат на производство  единицы продукции);

     - финансы (достижение устойчивого  потока денежной наличности);

     - наличие запасов продукции (обеспечение  соответствующего уровня запасов для бесперебойного производства).

     В рыночной экономике предприятие  стремится к максимизации прибыли, поэтому постоянно имеет пути улучшения своего функционирования, и даже если поставленные цели достигнуты, стремится к еще большему улучшению.

     Прибыль всегда является фактором поведения фирмы, хотя не всегда представляет собой доминирующую цель (это следует из определения фирмы). Под прибылью понимается экономическая прибыль - разница между совокупной выручкой и совокупными издержками. Таким образом, все факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательские способности - получают свое адекватное вознаграждение, а прибыль - это то, что остается после всех факторных выплат.

     Предприятие представляет собой взаимопереплетение отношений и интересов разного рода экономических агентов: акционеров, индивидуальных собственников, управляющих, работников, кредиторов, дебиторов. Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизации собственного благосостояния. Однако каждый из них понимает ее по-своему, в соответствии со своим местом и со своей функцией в экономической системе. Каждый из данных экономических субъектов выбирает фирму в качестве способа достижения этой специфической цели. 
 

     1.3 Роль государства  в экономике 

     Интересы  участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство – это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

     Хотя  основные функции государства состоят  в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни  общества. Государство активно вмешивается  в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

     Во  всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

     Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

     1) обеспечение правовых основ деятельности  экономических агентов и предоставление  услуг для эффективного функционирования  экономики;

     2) антимонопольное регулирование;

     3) воздействие на динамику и  структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию  посредством дифференциации налоговых  ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

     4) воздействие на размещение ресурсов;

     5) деятельность в сфере распределения  доходов с целью сокращения  уровня неравенства в доходах.

     В реальной деятельности все функции  переплетены между собой и  в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

     Рассмотрим  государственный сектор экономики, выполняющий перечисленные выше функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными предприятиями (фирмами) и домашними хозяйствами.

     Государственные предприятия выполняют те же функции  в экономике, что и частные  фирмы, только стратегию их поведения  на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

     Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

     В широком смысле государственный  сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

     Государство, так или иначе, воздействует на все  сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

     Выделяют  две основные формы вмешательства  государства в экономику:

     - прямое вмешательство через расширение  государственной собственности  на материальные ресурсы, законотворчество  и управление производственными  предприятиями;

     - косвенное вмешательство с помощью  различных мер экономической  политики.

     Прямое  вмешательство государства в  экономику осуществляется через  государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. Становление и развитие государственного сектора происходило в таких отраслях, как угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п. В отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение и стоимость их велика.

     Прямое  вмешательство государства –  это разработка, принятие и внедрение  в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится милицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объемов. При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

     Для проведения этих разнообразных мер  государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это  бюджетная политика, проводимая путем  манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и  сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы  в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

     Выше  были рассмотрены основные методы и  инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Взаимодействие  экономических агентов
 

     Экономические агенты осуществляют связи друг с  другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

     Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Выявление наиболее типичных черт поведения экономических агентов и наиболее существенных закономерностей функционирования экономических рынков позволяет исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках. Это делается с помощью построения схемы кругооборота продукта, расходов и доходов (или модели круговых потоков). Схема экономического кругооборота (кругооборота продукта и дохода) – это модель, позволяющая увидеть основные направления материальных и денежных потоков в экономике, показать взаимосвязи между экономическими агентами и рынками.

     Исследуем полную (трехсекторную) модель экономического кругооборота.

     Домашние  хозяйства покупают (предъявляют  спрос на) товары и услуги, которые  производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров  и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домашние хозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов. Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают доходы (выручку от продаж), из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой расходы, а для домохозяйств – доходы, сумма которых составляет национальный доход. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков.

Информация о работе Экономические агенты(рыночные и нерыночные)