Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа
Цель работы - изучить отношения, которые непосредственно возникают в производственном, обменном процессах, а также в процессах потребления товаров и использования услуг.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что, изучив сущность экономических агентов и их поведение, мы сталкиваемся с проблемой агрегирования, т.е. объединения отдельных элементов в одно целое. Ясно, что коллектив взаимодействующих агентов в целом будет функционировать не так, как отдельные хозяйствующие субъекты.
Введение 3
1. Понятие, виды экономических агентов 4
1.1 Домашние хозяйства как субъект экономических отношений 5
1.2 Предприятие, его задачи и функции, классификации 8
1.3 Роль государства в экономике 16
2. Взаимодействие экономических агентов 21
3. Особенности деятельности экономических агентов в РФ 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Приложения 33
Функция предприятия (фирмы) в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Предприятия в хозяйственной деятельности ставят и претворяют множественные задачи и цели в следующих областях:
- получение прибыли (повышение ставки дохода на вложенный капитал);
-
реализация продукции или
-
производство (достижение данного
уровня мощности или
-
финансы (достижение
-
наличие запасов продукции (
В рыночной экономике предприятие стремится к максимизации прибыли, поэтому постоянно имеет пути улучшения своего функционирования, и даже если поставленные цели достигнуты, стремится к еще большему улучшению.
Прибыль всегда является фактором поведения фирмы, хотя не всегда представляет собой доминирующую цель (это следует из определения фирмы). Под прибылью понимается экономическая прибыль - разница между совокупной выручкой и совокупными издержками. Таким образом, все факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательские способности - получают свое адекватное вознаграждение, а прибыль - это то, что остается после всех факторных выплат.
Предприятие
представляет собой взаимопереплетение
отношений и интересов разного рода экономических
агентов: акционеров, индивидуальных собственников,
управляющих, работников, кредиторов,
дебиторов. Общая цель каждого экономического
агента заключается в максимизации собственного
благосостояния. Однако каждый из них
понимает ее по-своему, в соответствии
со своим местом и со своей функцией в
экономической системе. Каждый из данных
экономических субъектов выбирает фирму
в качестве способа достижения этой специфической
цели.
1.3
Роль государства
в экономике
Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство – это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.
Хотя
основные функции государства состоят
в обеспечении общественных потребностей
и безопасности, оно всегда играло
важную роль в экономической жизни
общества. Государство активно
Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.
Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:
1)
обеспечение правовых основ
2) антимонопольное регулирование;
3)
воздействие на динамику и
структуру национального
4)
воздействие на размещение
5)
деятельность в сфере
В реальной деятельности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.
Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий перечисленные выше функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными предприятиями (фирмами) и домашними хозяйствами.
Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.
Государственные
учреждения предназначены для
В широком смысле государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.
Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:
-
прямое вмешательство через
-
косвенное вмешательство с
Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. Становление и развитие государственного сектора происходило в таких отраслях, как угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п. В отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение и стоимость их велика.
Прямое вмешательство государства – это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится милицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объемов. При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.
Для
проведения этих разнообразных мер
государство прибегает главным
образом к фискальной и кредитно-денежной
политике. Фискальная политика – это
бюджетная политика, проводимая путем
манипулирования
Выше
были рассмотрены основные методы и
инструменты государственного регулирования
экономики. Видно, что в арсенале государства
имеется широкий набор средств и методов
регулирования экономики, от регулирования
экономического законодательства, устанавливая
тем самым правила поведения экономических
агентов, до воздействия на денежный рынок
с помощью политики учетной ставки. Для
сегодняшней России, в период перехода
к рынку, особенно важно государственное
регулирование.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Выявление наиболее типичных черт поведения экономических агентов и наиболее существенных закономерностей функционирования экономических рынков позволяет исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках. Это делается с помощью построения схемы кругооборота продукта, расходов и доходов (или модели круговых потоков). Схема экономического кругооборота (кругооборота продукта и дохода) – это модель, позволяющая увидеть основные направления материальных и денежных потоков в экономике, показать взаимосвязи между экономическими агентами и рынками.
Исследуем полную (трехсекторную) модель экономического кругооборота.
Домашние хозяйства покупают (предъявляют спрос на) товары и услуги, которые производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домашние хозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов. Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают доходы (выручку от продаж), из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой расходы, а для домохозяйств – доходы, сумма которых составляет национальный доход. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков.
Информация о работе Экономические агенты(рыночные и нерыночные)