Экономическая теория о различных типах экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:41, реферат

Описание работы

Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов:
- научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др);
- этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли);
- этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство);

Содержание

Экономическая теория, и ее роль в познании мира
Экономические системы и их сущность

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА реФЕРАТ.docx

— 27.61 Кб (Скачать)

     Характерными  чертами административно-командной  системы являются общественная (а  в реальности государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

     Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах  труда.

     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических  связей. По своей природе бюрократический  централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства  вызывает невиданную по своим масштабам  монополизацию производства и сбыта  продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся  во всех областях народного хозяйства  и поддерживаемые министерствами и  ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства.

     В странах с административно-командной  системой решение общеэкономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

     Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку  детализировать и предвидеть изменение  общественных потребностей в таких  масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно  задачей удовлетворения минимальных  потребностей.

     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с  заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного  планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими  идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

     Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств в  фонд заработной платы. Это вело к  преобладанию уравнительного подхода  к оплате труда.

     Отличительной особенностью распределения продукции  в административно-командной системе  являлось привилегированное положение  партийно-государственной элиты.

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежным коренные социально-экономические  преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических  реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

     Модели  в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

     Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

     Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация", при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

     В последние полтора-два столетия в мире действовали различные  типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика  и смешанная экономика и две  нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

     Рассмотрим  характерные черты основных типов  экономических систем.


Информация о работе Экономическая теория о различных типах экономических систем