Экономическая теория и экономическая политика: связь и взаимозависимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется, в первую очередь, возникшим интересом к изучению экономической теории. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, основной задачей экономической теории является объяснение принимаемых экономических решений, разрабатываемых государством с помощью моделей действительности и принятие решений по улучшению экономики страны. Во-вторых, знание экономической теории, и её связей с экономической политикой позволяет оценить существующую экономическую ситуацию в стране и показать, что можно сделать для её улучшения и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, то есть позволяет разработать принципы экономической политики.
В-третьих, знание экономической теории дает возможность предвидеть, как будет развиваться экономическая политика в будущем, то есть составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы в стране.
Поэтому методом данного исследования является анализ антикризисной политики Российской Федерации в 2009 году.
Объектом исследования является экономическая политика и экономическая теория. При этом предметом - проявление их связи и взаимозависимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Введение в экономическую теорию……………………………………….5
Глава 2. Экономическая политика, проводимая государством…………………...8
2.1 Антикризисная политика России в 2009 году………………………...13
Глава 3.Выявление связи и взаимозависимости между экономической теорией и экономической политикой…………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………21
Приложение…………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Пашкина курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Государственная экономическая  политика, или государственной регулирование  экономики, превращается в самостоятельную  область экономических знаний, исследованию.

     Как отмечалось ранее, государственная экономическая политика, являясь частью общей экономической политики, представляет собой совокупность экономической программы, доктрины и соответствующего инструментария, способов и приемов решения стоящих задач. Применение этого инструментария, использование тех или иных методов и подходов и составляет содержание государственного регулирования. Иными словами, в теоретическом плане понятие государственной экономической политики шире, чем понятие “Государственное регулирование экономики”, хотя в практическом плане и в целях анализа эти два понятия употребляются как синонимы. Впрочем, для этого есть веское объяснение. Не может быть экономической политики без государства, даже если она основывается на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Ведь государство не может существовать не собирая налогов, не оплачивая армию и аппарат управления, не осуществляя закупок и подрядов на строительство, не регулируя денежного обращения и внешнеэкономических связей. И уж тем более не может быть государственного регулирования вне целей, приоритетов, задач, которые и составляют суть экономической политики.

     В отличие от экономической  теории, главная задача которой  состоит в познании закономерностей  экономического развития и его  особенностей в различных экономических системах, экономическая политика государства находится на стыке между теорией и практикой, а ее главная задача состоит в том, чтобы исходя из общих закономерностей развития и экономических интересов общества и его составляющих дать анализ экономической ситуации, разработать стратегию экономического развития и механизм ее реализации.

     Экономическая политика государства  в данном контексте представляет  собой частный случай экономической  политики. Ее особенность заключается  в том, что она имеет официальный статус и лежит в основе практической деятельности государства в экономической области. Экономическая политика государства – это совокупность представлений о том, где, когда и как надо действовать государству в экономической области для реализации поставленных задач.

      Экономические функции государства  можно определить как совокупность  обязанностей государства в экономике,  реализация которых обеспечивает  проведение экономической политики  государства и поддержание жизнеспособности хозяйственного организма в целом.

     К числу основных экономических  функций государства относятся:  разработка и реализация экономической  политики государства, создание  и поддержание институциональной  среды, благоприятной для деятельности  экономических агентов, предпринимательская деятельность в сферах производства и обращения, перераспределение чистого валового продукта и использование перераспределенных ресурсов на потребление и накопление, регулирование параметров воспроизводственного процесса в государственном и частном секторах и во всей экономике в целом.

     Содержание и соотношение этих  функций в странах с разными  экономическими, социальными и политическими  системами различны.

     Степень участия государства  в экономике определяется многими  факторами – экономическими и политическими, внутренними и внешними. Существует множество показателей, которые могут дать количественное представление о степени участия государства в экономике. Прежде всего, это такие агрегаты, как доля государства в национальном богатстве, чистом или конечном продукте, фондах потребления и накопления, занятости, расходах на науку и образование, экспортно-импортных операциях и некоторые другие. Каждый из этих показателей, раскрывая общие или частные стороны экономической деятельности государства, обладает своими достоинствами и недостатками.

     Выбор оптимальной степени участия  государства в экономике имеет  большое экономическое и политическое  значение. Но столь же велики и сложности этого выбора.

     Таким образом, в зависимости  от конкретных условий места  и времени степень участия  государства в экономике может  быть различной. Но взятая само  по себе эта степень никоим  образом не может быть использована  для доказательства преимущества каких-либо общественных форм, например, плановой или, напротив, рыночной экономики, как и сравнительная эффективность предприятий в государственном и частном секторах экономики – для доказательства приоритетности той или иной формы собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Антикризисная политика  России в 2009 году 

     В 2009 году российская антикризисная политика должна была реагировать на глобальные вызовы с учетом как общего направления антикризисных мер ведущих стран мира, так и специфических особенностей социально-экономического развития страны в предшествующие годы.

     Меры антикризисной политики 2009 года можно объединить в четыре  группы: противодействие банковскому  кризису, то есть предотвращение  коллапса банков путем принятия чрезвычайных мер по предоставлению ликвидности; меры денежно-кредитной политики, включая переход от антиинфляционной к стимулирующей политике, что должно было поддерживать экономический рост и расширить доступ к кредитным ресурсам; поддержка реального сектора, то есть отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающий внутреннюю занятость; помощь населению.

     Специфика антикризисной политики  России в 2009 году определялась  следующими обстоятельствами.

     Во-первых, к началу кризиса уровень инфляции был высокий. С учетом быстрого спада производства страна попадала в ловушку стагфляции, то есть с макроэкономической точки зрения характер кризиса оказывался существенно иным, чем в большинстве стран мира, для которых главной угрозой была дефляция. Соответственно Центральный Банк России должен был прежде всего повысить реальную процентную ставку до положительного значения и лишь затем, по мере снижения инфляции, приступить к ее понижению.

     Во-вторых, из-за высокого уровня  монополизма в российской экономике снижалась эффективность бюджетных стимулов. Опыт докризисных лет убедительно свидетельствовал, что расширение бюджетного спроса проводило к росту цен, а не предложения. Тем самым роль классических бюджетных стимулов не могла быть существенной. Скорее определенную стимулирующую роль могло сыграть снижение налогов, что и было реализовано в конце 2008 года.

     В-третьих, из-за слабости политико-правовых  институтов эффективность мер  бюджетной поддержки еще больше  снижалась.

     В-четвертых, текущий глобальный кризис продемонстрировал структурную уязвимость российской экономики, ее однобокость и неэффективность. Нынешний кризис не только циклический, но и структурный. Для России проблема модернизации в кризисных условиях стала еще более актуальной, что требует сочетания в экономической политике антикризисных и модернизационных мер.

     Ряд принятых мер по поддержке  банковского сектора позволили  ему удержаться на плаву без  серьезных потрясений. Упор был  сделан на сохранение существующих  институтов и собственников. Главным здесь было предоставление ликвидности. Центральный Банк России впервые выступил в качестве полноценного кредитора последней инстанции, не допустив дестабилизации банковского сектора. Банковская паника была решительно пересечена.

     Однако в среднесрочной перспективе  эта политика может иметь негативные  последствия, поскольку не произошло  очищения банковской среды. Впрочем,  можно предположить, что Центробанк  просто не стал на пике кризиса  решать структурные задачи.

     В денежной политике Россия пошла по пути плавной девальвации, завершившейся в январе 2009 года, отказа от таргетирования валютного курса. При реализации политики сдерживания укрепления валютного курса денежные власти могут столкнуться с серьезным противодействием, как только станет ясно, что укрепление рубля противоречит текущим интересам и производителей для внутреннего рынка, и политически влиятельных экспортеров. Правда, низкая инфляция – исключительно важный фактор с точки зрения стратегических интересов развития страны, повышения производительности труда и эффективности национальной экономики.

     Общим приоритетом социально  – экономического развития России  выступает модернизация и диверсификация  экономики. Однако модернизация  – долгосрочная проблема, которая  должна стать предметом специального обсуждения в обществе. Помимо наличия соответствующих теоретических разработок и практических рекомендаций, требуется спрос на неё со стороны элиты или даже всего общества. Между тем в современной российской ситуации доминирующим  настроением и главным политическим инстинктом остаётся рентоориентированное поведение – ожидание восстановления высоких цен на энергоресурсы и финансовых потоков предыдущего десятилетия.

     Другая проблема – необходимость  осознать комплексный характер модернизации. Она не может ограничиваться только отдельными секторами экономики или даже всей экономикой, а должна распространиться на все основные стороны жизнедеятельности общества, одновременно охватывая экономическую, политическую и социальную сферы. В свою очередь, это вызовет и культурное обновление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Выявление связи  и взаимозависимости  между экономической  теорией и экономической  политикой 

     Все экономические сферы жизни тесно взаимосвязаны. Сегодня тенденция взаимозависимости различных областей общественной жизни проявляется чрезвычайно отчетливо не только внутри государств, но и в рамках мирового сообщества. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается на примере взаимосвязи экономической политики и экономической теории. 

     Согласно сказанного нами определения экономической политики она представляет собой совокупность экономических теорий, взглядов, представлений, доктрин, политических программ, составляющих идеологическую платформу экономической политики, и инструментов, методов, способов, приемов решения тех или иных социально-экономических проблем. Существует еще не один десяток определений экономической политики, раскрывающих ее суть с различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы экономической политики необходимо понимание ее связи и взаимозависимости с другими экономическими науками, например, экономической теорией.

     Вопросу связи и взаимозависимости экономической политики с экономической теорией в науке уделяется большое количество времени.

     Экономическая политика и экономическая теория являются фундаментами системы общественных связей.

     Наиболее тесно экономическая политика переплетается с экономической теорией. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно. 

     Необходимость и возможность этого воздействия неуклонно возрастает, поскольку увеличиваются масштабы самой экономической сферы, усложняется ее структура и углубляются экономические взаимоотношения в обществе и между странами.

     Экономическая политика зависит от той или иной ступени экономической жизни общества, то есть она осуществляется под влиянием вполне объективных обстоятельств — изменения в экономике требуют вполне определенных изменений и в экономической политике. Сигналом к. пересмотру экономической политики обычно служат трудности в развитии экономики. Но прежде чем произойдут изменения в экономической политике, должны быть глубоко изучены те новые процессы, которые появились в экономике. Приспособление экономической политики к требованиям постоянно развивающейся экономики в значительной степени зависит от состояния экономической теории. Более того, глубокое изучение закономерностей и тенденций развития экономики позволит заблаговременно разрабатывать основные направления этих изменений. При этом в основе всех рекомендаций экономической политики должен лежать анализ реальных фактов экономической действительности, в том числе и негативных. Это позволит предвидеть появление отрицательных тенденций и позволит своевременно их предотвратить еще до того, как они приобретут значительные размеры. Таким образом, экономическая политика связана с экономической теорией и грань между ними очень подвижна. Политические, деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы подвести научную базу-под свою экономическую политику. Вместе с тем не следует забывать, что экономическую политику осуществляют люди и она не может не зависеть от идейных мотивов и моральных принципов тех или иных политических деятелей. Экономическая политика в свою очередь очень активно влияет на экономику. Это влияние может быть различно. В одних случаях экономическая политика создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности, ускоряет развитие экономики, в других — тормозит его, снижает темпы роста экономики. Может иметь место и такое положение, при котором экономическая политика способствует экономическому развитию в одном направлении и сдерживает его в другом. Одна и та же экономическая политика в одних случаях может ускорять, а в других — тормозить экономическое развитие. Это естественно, так как экономика не стоит на месте. Ее изменения требуют изменений и в экономической политике.

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика: связь и взаимозависимость