Экономическая суть

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Основан на предположении о равенстве годового дохода предприятия рыночной стоимости его активов – как материальных, так и нематериальных. Таким образом, стоимость нематериального капитала фирмы будет равна ее годовому доходу за минусом среднегодовой стоимости ее активов:
N1 = S – A, где N1 – стоимость нематериального капитала предприятия (абсолютный показатель), S – годовой доход предприятия, A – среднегодовая стоимость всех материальных активов предприятия.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

1-й  способ. Основан  на предположении о равенстве годового дохода предприятия рыночной стоимости его активов – как материальных, так и нематериальных. Таким образом, стоимость нематериального капитала фирмы будет равна ее годовому доходу за минусом среднегодовой стоимости ее активов:

N1 = S – A, где N1 – стоимость нематериального капитала предприятия (абсолютный показатель),  S – годовой доход предприятия, A – среднегодовая стоимость всех материальных активов предприятия.

Недостатком этого способа является предположение, что материальные активы конкурентов задействованы одинаково интенсивно. Однако бывают ситуации, когда на балансе предприятия имеются многочисленные основные фонды, не задействованные в производстве.

2-й  способ. Основан на измерении интенсивности использования материальных активов предприятия. Предполагается, что чем интенсивнее фирма может использовать имеющиеся материальные активы, тем большими нематериальными активами она обладает. Поэтому величина нематериальных активов будет равна годовому доходу предприятия, деленному на среднегодовую стоимость материальных активов:

N2 = S / A,

где N2 – относительный показатель нематериального капитала.

Однако  данную величину возможно сравнивать между фирмами, приблизительно равными по размеру. Этот показатель больше свидетельствует не о совокупности стоимости нематериального капитала, а о способностях фирмы развиваться за счет него.

3-й  способ. Основан на предположении, что любой рост предприятия (как по продажам, так и по активам) в условиях ограниченности экономических ресурсов возможен лишь за счет нематериального капитала (кроме случая эффекта экономии на масштабе или охвате, когда увеличение продаж идет за счет снижения себестоимости продукта). Данный тезис подтверждается исследованиями многих авторов [Knight, 1999; Брукинг, 2001]. Действительно, любые увеличения в продажах являются следствием развития внешнего капитала, увеличение производства – следствием развития структурного капитала. Человеческий же капитал является основой для развития и структурного и внешнего капитала. Даже приобретение материальных активов, и в частности, финансовых средств, является возможным за счет внешнего капитала.

Зависимость между видами нематериального капитала и конкурентоспособностью

(финансовым  капиталом) можно представить в виде цикла трансформации интеллектуального капитала в финансовый (рис. 6).  

Рис.6. Цикл трансформации нематериального капитала    

Первостепенную  важность имеют инвестиции в человеческий капитал, то есть в процесс принятия людей на работу и на обучение их. Мудрые руководители тратят много времени на отбор лучших сотрудников при приеме, и экономят время и средства в процессе управления ими. Другие же менее тщательно отбирают персонал при приеме на работу и тратят много средств, усилий и времени на управление плохими работниками. Более квалифицированные и способные сотрудники могут построить лучший структурный   капитал в организации.

Улучшенный  структурный и человеческий капитал  создают более производительный внешний капитал, за счет предоставления клиентам лучших товаров и услуг. Все факторы интеллектуального капитала в совокупности создают улучшенный финансовый капитал, что выражается в увеличении прибыли и росте компании. Далее часть финансового капитала направляется в человеческий капитал и другие виды интеллектуального капитала, и цикл замыкается, образуя развивающуюся спираль, приводящую к дальнейшему развитию и росту организации.

Таким образом, любые увеличения в продажах являются следствием развитого нематериального капитала. Более того, для привязки нематериальных активов к КСП фирмы целесообразно измерять увеличение не просто в продажах, а в рыночной доли компании, тем самым сравнивая этот показатель со средним значением в отрасли (так как среднее значение увеличения рыночных долей всех компаний в отрасли будет равно 0). Если исключить случай, когда увеличение рыночной доли происходит благодаря  снижению себестоимости товара за счет эффекта масштаба, то эффективность нематериального капитала фирмы относительно конкурентов будет равна приращению рыночной доли за год:

N3 =∆r, где ∆r – приращение рыночной доли компании за год.

Показатель  N3 назовем динамическим показателем нематериального капитала, так как он отображает его динамику роста.

4-й  способ основан на анализе отдельных составляющих нематериального капитала фирмы. В данном случае определяется интегральный показатель нематериального капитала, в процессе вычисления которого экспертным путем каждому его компоненту присваивается определенный вес (исходя из значимости для обеспечения конкурентоспособности фирмы) и рейтинг, определяющий развитость данного компонента  в фирме (допустим, по пятибалльной системе). Далее вес каждого компонента нематериального капитала умножается на его рейтинг, и полученные произведения суммируются в интегральный показатель:

,

где N4 – интегральный показатель нематериального капитала, n – количество элементов нематериального капитала, ai – вес компонента i в достижении КСП фирмы, , xi – рейтинг компонента i, его развитость в фирме, xi = [1;5]. Интегральный показатель может принимать значения от 1 до 5 (чем больше, тем фирма более конкурентоспособна) (табл.1).


Информация о работе Экономическая суть