Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6
1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования……….6
1.2.Классификация нетарифных мер регулирования………………9
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………….. 37
В
соответствии с правилами ГАТТ/ВТО
применение экспортных субсидий запрещено.
Если они все-таки используются, то
импортирующим странам
Экономические санкции являются наиболее жесткой и считаются самой эффективной с точки зрения силы воздействия формой ограничения внешней торговли. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-то товаров. Но эмбарго оправдывает себя в случае, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой оно вводится, сильно зависит от импорта. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.
Несмотря
на то, что как тарифные, так и
нетарифные методы ограничения внешней
торговли всегда приводят к чистым
потерям благосостояния, они широко
используются практически всеми
странами мира. Это объясняется, во-первых,
наличием эффекта перераспределения
дохода и, следовательно, значительных
групп населения, для которых
политика протекционизма выгодна, да и
государству такие меры протекционизма
приносят доход в бюджет. С другой
стороны, в силу того, что действие
нетарифных барьеров измерить сложнее,
чем аналогичное действие тарифов,
можно сказать, что первые, в некоторой
степени, более эффективны: «правительства
соглашаются снизить тарифы (переговоры
в рамках ГАТТ/ВТО), потому что знают
– они всегда могут заменить их нетарифными
барьерами».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств, сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.
В результате можно сделать следующие выводы:
1. В итоге изучения особенностей
нетарифных ограничений было
отмечено, что использование нетарифных
ограничений, которые являются
более скрытыми, чем тарифные
инструменты, дает странам
2. В пункте 1.2. была выстроена система нетарифных ограничений, включающая меры финансового воздействия и административные инструменты, также было отмечено, что наиболее распространенной классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО.
3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами.
Сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в России и во многих других странах с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что применение нетарифных
методов государственного регулирования
международной торговли обусловлено
тем, что на национальной территории
государство может
К
тому же, обладая рядом свойств, нетарифные
методы регулирования являются наиболее
эффективным элементом
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.08.2004).
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М., ЭКСМО,2006.
3. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М., Дело и Сервис, 2008.
4. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д, Феникс, 2008.
5. Бабин Э.П. Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федерации.- М.,ЭКСМО,2010.
6. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М., Международные отношения, 2008.
7. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М., Экономистъ, 2006.
8. Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - М., Экономистъ, 2007.
9. Стровского Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
10. Фоминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. -М., Экономистъ,2003.
11. Шохин А. Экономика и финансы/за и против. // - М., Эксперт, 2005.
12. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. – М., МЭ и МО, 2007.
13. http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)
14. http: //www.есоnomy.gov.ru/ (Минэкономразвития и торговли РФ)
15. http://www.alleng.ru/edu/
Информация о работе Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли