Экономическая система общества: история экономических систем и их понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, реферат

Описание работы

Социально-экономическое общество людей, которые выступают в разных отношениях с другими формами и с материальным базисом экономической системы по поводу производства средств и благ для удовлетворения своих потребностей, присвоения этих благ и использования их в процессе личного и производственного

Содержание

Введение
1. Экономическая система общества: история экономических систем и их понятие
1.1 История экономических систем
1.2 Понятие экономических систем
2. Типы экономических систем
2.1 Традиционная система
2.2 Командно-административная экономическая система
2.3 Рыночная экономическая система
2.4 Смешанная экономическая система
3. Модели в рамках систем
4. Эволюция экономических систем
4.1 Доиндустриальное общество
4.2 Индустриальное общество
4.3 Постиндустриальное общество
4.4 Теория смешанной экономики
4.5 Переход к рыночной экономике
5. Экономические системы в зарубежных странах
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по макроэкономике.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Основу  многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы — производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние — способность к труду. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:

  • количество участников данного хозяйственного объединения;
  • собственник применяемого капитала;
  • способ распределения прибыли и убытков;
  • форма управления предприятием;
  • источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
  • пределы имущественной ответственности.

     Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном ведении  хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца.

     В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

     В условиях относительно слабо развитого  национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

     Решение ключевых экономических задач имеет  специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.

      

2.2 Командно-административная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

        Командно-административная система установилась в нашей стране после Октябрьской революции и победы большевиков в гражданской войне. Эта система - результат предшествующего исторического развития России, а не злонамеренной воли одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого, Свердлова и др.).

      Эта система господствовала ранее в  СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств. Многие ученые и публицисты утверждают, что командно-административная система была создана Сталиным. Но это не так, она была доведена им до образцового состояния.

     Характерными чертами командно-административной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

     Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

  • во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;
  • во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;
  • в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

     В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

     Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.

     Отличительной особенностью распределения продукции  в командно-административной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах.

     Стратегия экономических реформ в этих странах  определяется законами развития мировой  цивилизации, в результате чего с  большей или меньшей скоростью  там строится современная рыночная экономика. 

2.3 Рыночная экономическая система

     Рынок – сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые отличают его от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах, на справедливом отношении к ним государства.

Эта система сложилась в  XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX – первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

      Отличительными  чертами этой экономической системы  являлись частная собственность  на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной  конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей

      Хотя  рыночная экономика и многозначное понятие, главный ее признак все  же можно выделить. Это принцип  свободы хозяйственной деятельности.

     Главный принцип рыночной экономики декларирует  право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

     Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: “Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности”.

     Определяющим  принципом рыночной экономики также является равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: “Экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов”. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

     Таким образом, сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею. 

2.4 Смешанная экономическая система

      Смешанной экономической системой мы можем  назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях.

     Вообще  если посмотреть, на Россию, то мы увидим, что там собирают налоги – это из командно-административной системы, большинство сажают картофель просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы.

     Но  обычно страна больше придерживается принципов какой–то одной экономической  системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Модели в рамках систем 

      Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так  как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

      Изучение  этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании  чужого опыта, а о творческом его  использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей  стране.

      Рассмотрим  наиболее известные национальные модели.

      Американская  модель построена на  системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержании стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

      Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

      Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

      Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, - это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам. 
 
 

Информация о работе Экономическая система общества: история экономических систем и их понятие