Экономическая система и экономический порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Актуальность экономической системы состоит в том, что она рассматривает совокупность производительных сил и производственных отношений. Принадлежностью экономических систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя эта проблема так и остается дискуссионной, этот признак является решающий при классификации экономических систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….………3
Экономическая система…………………………………………………………..………4
1.1 Современная рыночная экономическая система………………………………….……….4
1.2 Традиционная экономическая система…………………………………………….……….5
1.3 Административно-командная система (плановая)………………………………………..5
1.4 Смешанная система…………………………………………………………………………..6
Экономический порядок…………………………………………………………………7
2.1 Новый экономический порядок………………………………………………………………8
Общая характеристика экономической системы Республики Беларусь…………….9
Заключение………………………………………………………………………………………11
Список использованных источников………………………………………………………….12
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

  Этот  тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании  и др. [1]

  1.4 Смешанная система 

  Смешанная экономика - тип общества, синтезирующий  элементы рыночной и командной экономики, т.е. механизм рынка активно дополняется  деятельностью государства. Достоинством смешанной экономики являются эффективность  использования ресурсов и экономическая  свобода производителей. Она способствует внедрению более  современных  технологий. Важным неэкономическим  аргументом является ставка на  личную свободу. Современная рыночная система  являет собой широкое разнообразие смешанных форм и моделей. Так, выделяют: шведскую, японскую, американскую модели.

  Шведская  модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении  экономической стабильности и перераспределении  доходов. Сердцевиной шведской модели является  социальная политика. Для  её успешного проведения установлен высокий уровень  налогообложения. Главное достоинство шведской модели - в сочетании высокого  экономического роста с высоким уровнем  благосостояния населения и обеспечением максимальной занятости.

  Японская  модель отличается развитым планированием  и координацией  деятельности правительства  и  частного сектора. Экономическое  планирование государства носит  преимущественно рекомендательный, индикативный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные  звенья экономики на выполнение определённых задач.[4]

  Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

  Данный  тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.[1]

     Основные  отличительные черты экономических систем представлены в таблице. Приложение А  

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК
 

  Социальная  рыночная экономика функционирует  на основе экономического и социального  порядков.

  Экономический порядок — это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящих в ней процессов, а  также совокупность институтов, ответственных  за управление ею и придание экономике  определенной организационной формы.

  Экономический порядок включает:

  • порядок, регулирующий право собственности;
  • конкурентный порядок;
  • денежный порядок;
  • финансовый порядок;
  • налоговый порядок;
  • порядок, регулирующий внешнеэкономическую деятельность.[2]

  Конкретизировать  такое понятие как экономический  порядок позволяет определение  экономического порядка как совокупности:

  • законодательных актов,
  • механизмов координации,
  • целей и способов ведения хозяйства,
  • институтов (организаций), определяющих строй и способ функционирования экономики.

  К институтам причисляются как учреждения, отвечающие за экономическую политику государства, - парламенты (федераций, республик, местных органов), министерства и ведомства, например, Центральный  банк, антимонопольный комитет, так  и профсоюзы и союзы работодателей. К целям относятся частные  экономические цели предприятий (например, максимизация прибыли) и потребителей (например, максимально возможное  удовлетворение потребностей), а также  общеэкономические цели (например, полная занятость и стабильные цены). Так, поведение экономических субъектов в процессе работы, на переговорах о заключении коллективного договора, при принятии решений о занятии вакантных рабочих мест определяется в первую очередь их интересами и силой влияния. К этому (с различным весом) добавляются факторы, связанные с религиозными убеждениями и особенностями мировоззрения населения.

  Координационный механизм (который будет подробно описан ниже) - это способ согласования множества экономических планов друг с другом. Централизованное и  децентрализованное планирование являются полюсами, на которые ориентируются  конкретные координационные механизмы.

  Экономические законодательные акты затрагивают  и определяют упоминавшиеся выше элементы экономического порядка. Совокупность важнейших экономических законодательных  актов называется экономической  конституцией. Обратите внимание на то, что экономической конституцией являются не только содержащиеся в  Конституции федерации и федеральных  земель положения, но и значимые для  экономики федеративные и земельные  законы (например, в ФРГ - Закон об акционерных обществах, Закон о  противодействии ограничению конкуренции, Закон о налогообложении, а также  Закон о коллективных договорах).

  Область экономической политики, формирующая  экономический порядок, называется политикой экономического порядка.

  В противоположность экономическому порядку, относящемуся к конкретному  экономическому строю, экономическая  система - это абстрактный порядок  экономики (модель порядка). Экономическая  теория занимается, в частности, разработкой  и анализом важнейших элементов (например, координационный механизм и права собственности) экономического порядка.[5] 

    1. Новый экономический порядок
 

  Новый экономический порядок (НЭП) – пакет  выдвинутых развивающимися странами предложений  о коренных изменениях в их отношениях с индустриально развитыми странами; эти отношения имеют своей  целью ускорение экономического роста развивающихся стран и  перераспределение мирового дохода в их пользу.

  Декларация  по установлению нового международного экономического порядка была принята 1 мая 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

  В ней отмечалось, что на развивающиеся  страны, в которых проживает 70 % населения  земного шара, приходится лишь 30 % мирового дохода. Новый международный экономический  порядок должен быть основан на двадцати принципах, среди которых:

  1) суверенное равенство государств, самоопределение всех народов,  недопустимость приобретения территории  силой, территориальная целостность  и невмешательство во внутренние  дела других государств;

  2) полное и эффективное участие  на основе равенства всех стран  в разрешении мировых экономических  проблем;

  3) каждая страна имеет право  принять ту экономическую и  социальную систему, которую она  считает наиболее подходящей  для ее собственного развития;

  4) полный неотъемлемый суверенитет  каждого государства над своими  природными ресурсами и всей  экономической деятельностью;

  5) регулирование и надзор за  деятельностью транснациональных  корпораций путем принятия мер  в интересах национальной экономики  стран, в которых действуют  такие корпорации, на основе полного  су' веренитетаэтих стран;

  6) право развивающихся стран и  народов территорий, находящихся  под колониальным и расовым  господством и иностранной оккупацией, на достижение освобождения;

  7) справедливое и равноправное  соотношение между ценами на  сырье, сырьевые товары, готовые  изделия и полуфабрикаты, экспортируемые  развивающимися странами, и ценами  на товары, экспортируемые ими;

  8) оказание всем международным  сообществом активной помощи  развивающимся странам без каких-либо  политических или военных условий;

  9) обеспечение благоприятных условий  для передачи финансовых средств  развивающимся странам. 

  Все основные положения Декларации были развиты и дополнены в Программе  действий по установлению нового международного экономического порядка (принятой одновременно с Декларацией) и в Хартии экономических  прав и обязанностей государств (одобренной на Генеральной Ассамблее ООН  в декабре 1974 г.).

  Программа нового международного экономического порядка вызывает ожесточенные споры. По мнению бедных стран выдвигаемые  этой программой предложения проникнуты духом равенства и справедливости. Однако для многих развитых стран  идея программы сводится к требованию радикального перераспределения доходов  и богатства в современном  мире, что вовсе не входит в их планы. Многие развитые страны убеждены, что не существует «быстрого излечения» от экономической отсталости и что  бедные страны должны пройти тем же путем терпеливого напряженного труда и постоянного накопления капитала, по которому прошли развитые страны за последние два столетия.[3] 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 

   Особенностью  социально-экономической системы  Республики Беларусь являются ее многоукладность, сохранение элементов административно-командной  системы и развитие рыночных отношений. Административно-командная система  характеризуется доминированием административных методов, ведомственностью, постоянным усложнением и расширением государственных  функций, огосударствлением всех сфер общественной жизни. При этом недостаток материальных стимулов компенсируется административным вмешательством. Происходит процесс отчуждения работника от труда, управления и средств производства. Осуществляемое в республике социально-экономическое  реформирование проявляется как  денационализация средств производства, децентрализация управления и утверждение  ценностей «смешанной экономики», включая  частную собственность, активную роль рынка.

   Необходимо  отметить, что утверждение экономики  рыночного типа предполагает наличие  многочисленных конкурирующих субъектов, формирование отношений предприимчивости и предпринимательства.

   Для экономической системы Республики Беларусь особую значимость будут иметь  проблемы социальной защиты населения  и социальных прав человека. Социальная защита должна строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления  важнейших благ и услуг, размера  денежных доходов и других условий  жизнедеятельности человека.

   Важно понять, что государство должно поддерживать отечественное предпринимательство, развитие которого предполагает различные  формы собственности и хозяйствования. Государственное регулирование  развития предпринимательства возможно при оказании соответствующей консультационной, информационной помощи, проведении льготной налоговой политики, предоставлении кредита, целевом государственном  финансировании, обеспечении материально-техническими ресурсами.

   Следует учесть, что иностранное инвестирование способствует развитию производства, приобщает к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому  опыту. Именно прямые частные инвестиции позволили так называемым новым  индустриальным странам - Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и другим, на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности.

   В рамках каждой экономической системы  существуют свои национальные модели организации хозяйства. Выделяют американскую, японскую, шведскую модели экономических  систем, а также социальное рыночное хозяйство ФРГ. Каждая из них имеет  свои специфические особенности. Например, американская модель построена на системе  всемерного поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отличается сильной  социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. При социальном рыночном хозяйстве ФРГ особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Информация о работе Экономическая система и экономический порядок