Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:56, контрольная работа
История экономики (история народного хозяйства), возникшая как наука в рамках политической экономии, берет свое начало от историко-экономических описаний в знаменитой книге А.Смита «Богатство народов» (1776г.). В конце XIX – начале XX вв. в европейских университетах создаются кафедры истории хозяйства. Возникает целый ряд специальных историко-экономических периодических изданий. Результатом исследовательской работы в этой области стало создание трудов обобщающего характера по истории хозяйства в масштабе отдельных стран и континентов. Обобщающие труды посвящены экономической истории Англии, Франции, Германии, Голландии, Дании, СССР и др. стран. В 1960г. на конгрессе в Стокгольме создана международная ассоциация историков-экономистов.
Введение
История экономики (история народного хозяйства), возникшая как наука в рамках политической экономии, берет свое начало от историко-экономических описаний в знаменитой книге А.Смита «Богатство народов» (1776г.). В конце XIX – начале XX вв. в европейских университетах создаются кафедры истории хозяйства. Возникает целый ряд специальных историко-экономических периодических изданий. Результатом исследовательской работы в этой области стало создание трудов обобщающего характера по истории хозяйства в масштабе отдельных стран и континентов. Обобщающие труды посвящены экономической истории Англии, Франции, Германии, Голландии, Дании, СССР и др. стран. В 1960г. на конгрессе в Стокгольме создана международная ассоциация историков-экономистов.
История экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства. Именно типов, а не общих законов развития экономики, поскольку открыть эти общие законы экономики до сих пор никому не удалось. У большинства народов, как известно, существуют различные типы экономики, которые с определенным основанием можно называть цивилизациями. В нынешней России, например, функционируют государственные, частновладельческие, кооперативные, артельные индустриальные и аграрные хозяйства, современные супермаркеты сосуществуют с древними базарами и торговлей с рук, электрофицированные фермы – с кочевым скотоводством и коллективной охотой на крупных животных. Состояние экономики и определяется характером взаимоотношений между хозяйственными типами. При относительной гармонии между ними каждый тип хозяйства имеет возможность дальнейшего развития, и народ, естественно, выигрывает от этого. Но известно, и насильственное вытеснение из экономики большинства сложившихся хозяйственных типов и установление полного господства одного из них. В результате народное хозяйство развивается однобоко, деформируется образ жизни населения и в большинстве случаев народ, понеся колоссальные потери, снова возвращается на путь гармоничного развития хозяйства.
Сергей Юльевич Витте
Сергей Юльевич Витте – российский государственный деятель, граф (с 1905г.). Родился 17 июня 1949г. в городе Тифлисе (в настоящее время – Тбилиси). В середине ХIХ века семья Витте получила потомственное российское дворянство. Сергей был воспитан в духе монархизма. Мальчику дали домашнее образование — так было принято во многих дворянских семьях того времени. Свою служебную деятельность начал со службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1889 году Витте назначают директором департамента железнодорожных дел, а в 1892-м – министром финансов. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С. Ю. Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований. С1893 года в связи с болезнью Вышнеградского, Витте назначен министром финансов с производством в чин тайного советника, почетный член императорской Академии наук.
На государственной службе Витте развивает бурную деятельность. Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт, приобретенный в сферах частнопредпринимательской деятельности, выгодно выделяет его на фоне бюрократического окружения - он сразу же становится деятельным сотрудником Вышнеградского. При его активном участии был разработан покровительственный тариф 1891 г., сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитным барьером для развивающейся отечественной промышленности. Витте входит в различные комиссии - по проблемам торгового мореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т. д.
Государственная деятельность многому научила молодого министра. Со временем он превратился в сторонника реформ.
Витте считался «чужим» для петербургского высшего общества. А то, что он оказался едва ли не главным «двигателем» коренных изменений, ещё более отдалило его от высшего общества. И Николай II в отличие от своего отца ценил в министрах не только деловые качества, но и положение в высшем обществе. Витте же, усвоив правила политической игры, вёл себя в среде чиновников и аристократов «неподобающим образом», т. е. вёл себя свободно. И когда стало ясно, что результат его реформ достигнут, сам реформатор был уже не нужен.
Николай II и раньше не любил своего министра финансов. Витте умом и энергией «заслонял» императора. Один из самых близких к Николаю II членов его семьи, великий князь Александр Михайлович, говорил однажды царю, что Витте «обезличивает не только другие министерства, но и само самодержавие». Когда в 1900 г. Николай II тяжело заболел и даже встал вопрос о том, кто будет наследовать власть, Витте выдвинул в кандидаты брата Николая — великого князя Михаила Александровича. Николай II не забыл Сергею Юльевичу этого. Когда же интриги главного противника Витте среди министров — министра внутренних дел Плеве — стали особенно вызывающими, Николай II решился избавиться от министра финансов. В 1902— 1904 гг. участились крестьянские волнения. Плеве обвинил Витте в договоренности с бунтовщиками, тогда как необходимо было принимать неотложные меры. В 1903 г. Витте был уволен со своего поста, но отказаться окончательно от его услуг император не решился. Витте был необходим ему как авторитетный за границей государственный деятель, да и просто как ценный советник. Сергею Юльевичу выплатили огромное вознаграждение (400 тыс. рублей), а затем его назначили председателем Кабинета министров. Весьма солидный, но в действительности ничего не значащий пост был для Витте почётной отставкой — возглавляемый им орган решал только мелкие текущие проблемы и никакого влияния на политику государства не оказывал.
Витте очень тяготился таким положением, но отказаться от государственной деятельности не смог, хотя мог бы занять солидный пост в любом из российских банков или богатейшей частной компании. Наоборот, Витте стал упорно добиваться возвращения в большую политику, и это ему удалось. Когда в конце 1904 г. в правящих кругах обсуждался вопрос о политических реформах в стране, Николай II именно Витте поручил готовить проект соответствующего указа. После этого Витте постоянно участвовал в многочисленных совещаниях, посвящённых проведению реформ. Казалось, судьба вновь стала благосклонной к великому министру, но… все подготовленные им проекты реформ увязали в болоте российской бюрократии, и не без участия императора. Более того, был организован Совет Министров под председательством самого царя, а это лишний раз показывало малозначимость нынешней должности Витте. Время, полное тревожными событиями, шло, а Витте оставался на задворках российской политики.
В 1905 году Николай II объявил о возведении Витте в графский титул, а позже его назначили председателем Совета Министров — первым в истории России. Спустя некоторое время император вновь почувствовал неприязнь к Витте. Хотя вооружённые выступления удалось подавить, острая ситуация в стране сохранялась. 22 апреля 1906 г. Витте был уволен в отставку. Выйдя в отставку, Витте занялся литературным трудом. Он переиздал свои основные работы по политическим и экономическим вопросам, начал писать воспоминания. Сергей Юльевич пробовал вновь вернуться в большую политику и даже встречался для этого с Григорием Распутиным, но все его попытки оказались безуспешными: Распутин не смог переубедить императора.
Сергей Юльевич Витте скончался в ночь на 25 февраля 1915 г. И после смерти он продолжал оставаться политической фигурой, появления его мемуаров власти опасались до последнего дня монархии. Полиция долгое время пыталась найти его рукопись, но безуспешно. И лишь в начале 20-х гг. огромный трёхтомный труд первого в российской истории премьер-министра был издан сначала в Германии, в Берлине, а потом уже и в Советской России. Эти интереснейшие мемуары в полной мере отразили противоречивый характер своего автора, его ясный ум и жёсткие, а порой и жестокие суждения.
Витте не был
должным образом оценён своими
современниками. И только после
смерти величие этого
Экономические преобразования
Авторитетный специалист по истории народного хозяйства СССР П.И.Лященко говорит о Витте как о крупнейшем государственном деятеле и царском министре за последнее полустолетие существования монархии.
Развитие железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, внешней торговли, денежного обращения и, наконец, ограничение самодержавия после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года – вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.
Экономическая ситуация
в России конца ХIХ в. была
сложной. Огромный дефицит
Спустя несколько лет российская промышленность уже намного опережала в своём развитии сельское хозяйство. Перед правительством встал вопрос о реформах в русской деревне. В октябре 1898 г. Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой уговаривал царя освободить крестьян от попечения общины, сделать из крестьянина «персону». Император даже не ответил Витте на его предложения. Однако время заставило вернуться к этому предмету. Когда в 1902 г. по указу Николая II было созвано особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности, его возглавил Витте. И после нескольких лет работы выводы комиссии повторили предложенные идеи, сделанные Витте в 1898 г. Позже эти принципы легли в основу аграрной реформы Столыпина, что заставило Витте считать, что Столыпин украл его идеи. Во многом из-за этого Витте с неприязнью относился к Столыпину и весьма негативно отзывался о нём в своих воспоминаниях.
Характерной чертой экономической
политики Витте было усиление государственного
хозяйства. В связи с этим проводился курс
на сосредоточение в руках государства
железнодорожных организаций, кредитных
учреждений, системы казенных заказов
и субсидий, что способствовало усилению
государственного хозяйства, государственно-
Во второй половине 80-х годов Витте ввел казенную винную монополию, которая стала одним из главных источников доходной части государственного бюджета. Он широко привлекал иностранные капиталы в банки, промышленность, строительство железных дорог.
Важнейшим экономическим мероприятием Витте было введение золото-денежного обращения (денежная реформа 1895-1897 гг.) и свободного размена кредитных билетов на золото. Эта реформа отвечала потребностям капиталистического развития страны, так как давала устойчивую денежную единицу в отличие от постоянно обесценивающихся бумажных денег, но устойчивость денежной единицы в значительной степени держалась на иностранных займах. Реформа Витте имела прогрессивное значение, устойчивая денежная система способствовала развитию промышленности и торговли.
Денежная реформа
Бурные темпы промышленного подъёма 90-х гг. во многом стали возможны благодаря экономической политике министра финансов С.Ю.Витте, использовавшего традиционные методы государственного вмешательства в экономику. Важным мероприятием его финансовой политики стала денежная реформа 1897 г.: благодаря собранным в результате повышения налогов, роста добычи и покупки золота, заключения внешних займов средствам стало возможным ввести в обращение золотые монеты вместо бумажных купюр, что помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны. Затем была осуществлена реформа торгово-промышленного налогообложения, с 1898 г. стал взиматься промысловый налог.
В конце XIX века в России параллельно существовали серебряные рубли и кредитные билеты. Первоначально один кредитный рубль был равен серебряному. Однако расходы, связанные с ведением Крымской (1853-1856) и русско-турецкой (1877-1878) войн, заставили правительство выпустить значительное количество кредитных рублей без их серебряного обеспечения. Финансовая система оказалась разрушенной: кредитный рубль потерял в цене, серебро стало уплывать за границу. По воспоминаниям Витте вопрос о денежной реформе осложнялся таким обстоятельством как отсутствие единогласия финансистов в вопросе о том, на каком металле должно было основываться денежное обращение (на золоте или серебре). Витте в своей реформе сделал ставку на золото. Именно этот благородный металл, а его добыча расширялась тогда и в России, и по всему миру, стал мерилом ценности.
Самому Витте идея о введении золотого паритета досталась в наследство от предшественника – министра финансов Вышнеградского, который после успешного перехода в Австро-Венгрии к золотому обращению пригласил в Россию одного из реализаторов этого начинания А.Ю. Ротштейна, ставшего затем доверенным лицом Витте.