Экономическая реформа в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи работы – определить суть китайской реформы; выделить основные этапы китайской реформы; представить основные результаты китайской реформы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема: «Экономическая реформа в  Китае»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Суть китайской  реформы……………………………………….4

Глава 2. Этапы китайской  реформы……………………………………..6

Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8

Заключение…………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………………..16

 

Введение

 

Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную  черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван  играть главную роль в распределении  ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон  стоимости и изменения соотношения  спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в  более эффективные предприятия  и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву  удастся лишь наиболее жизнеспособным.

Результаты  китайских реформ проявляются в  разнообразных формах. Так, одним  из неожиданных последствий реформирования стал возникший только в начале 90-х  гг. XX века китайский позитивный национализм. Хотя официальная политика Пекина в  области национальных отношений  не изменилась, нельзя не отметить серьезные  перемены в национальном самосознании, подходах интеллектуалов и творческой интеллигенции к выработке китайской  национальной идеи. Буквально на глазах возрождается интерес китайцев к  национальной одежде: все чаще можно  заметить китайских граждан всех возрастов (особенно детей) в традиционном костюме.

Цель  работы – рассмотреть особенности  китайской реформы.

Задачи  работы – определить суть китайской  реформы; выделить основные этапы китайской  реформы; представить основные результаты китайской реформы.

 

 

Глава 1. Суть китайской реформы

 

Рыночное  регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок  реагирует на экономические сигналы  быстрее, чем план, что полезно  для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать. Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

Социалистическая  рыночная экономическая система  неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и  коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе  с иностранным участием, должна иметь  дополнительный статус. Государственным  предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию  и защищать свое доминирующее положение  в экономике.

Принцип распределения по труду останется  главной формой распределения. В  то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении  прежде всего следует руководствоваться  принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста  эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

При макроэкономическом контроле следует своевременно учитывать  интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно  одновременно использовать различные  экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу  необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы китайской  реформы

 

Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма, и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны  с отменой народной коммуны и  заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически  все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла  ему вступить на путь специализации  и повышения товарности. В деревне  появились предприятия, созданные  по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

3-й пленум  ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре  города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные результаты китайской реформы

 

Так каковы же основные достижения китайского реформирования?

Мало  сказать, что они грандиозны и впечатляющи. Задача первого этапа реформы — «одеть и накормить» население страны — была решена в течение 10 лет!

Еще один очень впечатляющий пример. В научной  периодике уже неоднократно приводились  данные, что более 300 млн. китайцев (всего  в стране живут 1 млрд. 280 млн. человек) имеют ежегодный доход на уровне среднестатистического европейца. А это больше, чем все население бывшего Советского Союза.

Справедливости  ради надо отметить, что примерно 300 млн. китайцев живут в бедности, а  социальное расслоение (тоже результат реформ) — сегодня одна из главных проблем китайского общества и головная боль китайского руководства. Конечно, не все так безоблачно, как может показаться из первых абзацев статьи, и в других областях жизни Поднебесной. Известно, какие жесткие меры принимает руководство КНР к искоренению широко распространенной в стране коррупции, однако добиться существенного перелома в этой борьбе пока не удалось. Реформа государственных предприятий приводит к росту безработицы, существует серьезный дисбаланс в развитии восточных и западных провинций страны, много проблем в области экологии и т. д.

В западной печати особенно много говорится  о нарушении прав человека в континентальном  Китае. Однако подходить к этой проблеме надо с учетом китайских цивилизационных  особенностей. Становление политической демократии в Китае может быть основано лишь на идеях правового  государства, на всевластии закона, однако это в корне расходится с традиционным упованием политической философии  Китая на моральное воспитание достойных  чиновников и противостоит характерному для китайской ментальности культу верховного правителя. Поэтому процесс  этот нелегкий, и не вполне корректно оценивать его с точки зрения европейских демократических ценностей.

Трагические события на площади Тяньаньмэнь  вызвали резкое осуждение Запада и привели к введению против КНР  санкций со стороны США и европейских  стран. Но вскоре Пекин умело воспользовался кризисом в Персидском заливе для  быстрой отмены этих санкций и  нормализации отношений с западными  странами и США. Отношения же Вашингтона, претендующего на роль главного борца  за демократию в мире, с Пекином  вообще весьма примечательны: основой  их является симбиоз взаимных опасений и взаимной выгоды. Постоянно углубляющиеся  экономические взаимозавязки Китая  и США устанавливают пределы  ухудшения американо-китайских отношений в моменты кризисов.

Китайцы за время реформ опровергли многие стереотипы, навязываемые в последние годы нашему обществу мифы и даже собственные поговорки. Так, оценивая вклад Дэн Сяопина в возрождение страны, видя осторожного Цзян Цзэминя, интеллектуального Ху Цзиньтао, анализируя абсолютно конституционный переход власти от “третьего” к “четвертому” поколению руководителей в КНР, трудно верить в ставшее почти аксиомой утверждение: “Политика — грязное дело”. Что касается пословиц, то многие из нас слышали и на собственном опыте испытали верность китайской поговорки: “Лучше быть собакой в эпоху мира, чем человеком в период перемен”.

За годы реформы экономическая система  Китая претерпела глубокие изменения.

Образовалась  многоукладная экономика. Госпредприятия дают 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, думаю что общественная собственность должна оставаться господствующей.

В городах  реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого  разграничения прав и ответственности  между предприятием и центральной  администрацией. Началось образование  групповых предприятий, ставших  основными участниками рынка. В  соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

В деревне  сформировалась двухслойная хозяйственная  система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем  за 10 лет интенсивного развития объем  производственных основных фондов коллективного  сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось  большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие  места для 120 млн крестьян.

Быстро  развивается и семейный подряд как  база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

Глубокие  изменения произошли в системе  ценообразования. Цены на большинство  видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную  стоимость, единый подоходный налог  для предприятий, система распределения  налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая  часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая банковская система  через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные  кредитно-финансовые институты переходят  на коммерческую основу.

Отменены  официальные и рыночные курсы  иностранных валют и введены  единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Постепенно  создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым  отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного  потребления (консервы, одежда), или  имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную  среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции  между ними.

Информация о работе Экономическая реформа в Китае