Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:23, реферат
Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи работы – определить суть китайской реформы; выделить основные этапы китайской реформы; представить основные результаты китайской реформы.
Введение………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………..16
РЕФЕРАТ
Тема: «Экономическая реформа в Китае»
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Суть китайской реформы……………………………………….4
Глава 2. Этапы китайской реформы……………………………………..6
Глава 3. Основные результаты китайской реформы………….……….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..16
Введение
Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.
При социалистической
рыночной системе рынок призван
играть главную роль в распределении
ресурсов, хозяйственная деятельность
должна обязательно учитывать закон
стоимости и изменения
Результаты
китайских реформ проявляются в
разнообразных формах. Так, одним
из неожиданных последствий
Цель работы – рассмотреть особенности китайской реформы.
Задачи работы – определить суть китайской реформы; выделить основные этапы китайской реформы; представить основные результаты китайской реформы.
Глава 1. Суть китайской реформы
Рыночное
регулирование носит
Социалистическая
рыночная экономическая система
неотделима от социалистического строя.
В структуре собственности
Принцип
распределения по труду останется
главной формой распределения. В
то же время допускаются и другие
формы, дополняющие его. В распределении
прежде всего следует
При макроэкономическом
контроле следует своевременно учитывать
интересы текущие и перспективные,
локальные и общенародные. Нужно
одновременно использовать различные
экономические и
Глава 2. Этапы китайской реформы
Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).
Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма, и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой.
Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.
Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.
3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.
Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.
Глава 3. Основные результаты китайской реформы
Так каковы же основные достижения китайского реформирования?
Мало сказать, что они грандиозны и впечатляющи. Задача первого этапа реформы — «одеть и накормить» население страны — была решена в течение 10 лет!
Еще один очень впечатляющий пример. В научной периодике уже неоднократно приводились данные, что более 300 млн. китайцев (всего в стране живут 1 млрд. 280 млн. человек) имеют ежегодный доход на уровне среднестатистического европейца. А это больше, чем все население бывшего Советского Союза.
Справедливости ради надо отметить, что примерно 300 млн. китайцев живут в бедности, а социальное расслоение (тоже результат реформ) — сегодня одна из главных проблем китайского общества и головная боль китайского руководства. Конечно, не все так безоблачно, как может показаться из первых абзацев статьи, и в других областях жизни Поднебесной. Известно, какие жесткие меры принимает руководство КНР к искоренению широко распространенной в стране коррупции, однако добиться существенного перелома в этой борьбе пока не удалось. Реформа государственных предприятий приводит к росту безработицы, существует серьезный дисбаланс в развитии восточных и западных провинций страны, много проблем в области экологии и т. д.
В западной печати особенно много говорится о нарушении прав человека в континентальном Китае. Однако подходить к этой проблеме надо с учетом китайских цивилизационных особенностей. Становление политической демократии в Китае может быть основано лишь на идеях правового государства, на всевластии закона, однако это в корне расходится с традиционным упованием политической философии Китая на моральное воспитание достойных чиновников и противостоит характерному для китайской ментальности культу верховного правителя. Поэтому процесс этот нелегкий, и не вполне корректно оценивать его с точки зрения европейских демократических ценностей.
Трагические
события на площади Тяньаньмэнь
вызвали резкое осуждение Запада
и привели к введению против КНР
санкций со стороны США и европейских
стран. Но вскоре Пекин умело воспользовался
кризисом в Персидском заливе для
быстрой отмены этих санкций и
нормализации отношений с западными
странами и США. Отношения же Вашингтона,
претендующего на роль главного борца
за демократию в мире, с Пекином
вообще весьма примечательны: основой
их является симбиоз взаимных опасений
и взаимной выгоды. Постоянно углубляющиеся
экономические взаимозавязки
Китайцы за время реформ опровергли многие стереотипы, навязываемые в последние годы нашему обществу мифы и даже собственные поговорки. Так, оценивая вклад Дэн Сяопина в возрождение страны, видя осторожного Цзян Цзэминя, интеллектуального Ху Цзиньтао, анализируя абсолютно конституционный переход власти от “третьего” к “четвертому” поколению руководителей в КНР, трудно верить в ставшее почти аксиомой утверждение: “Политика — грязное дело”. Что касается пословиц, то многие из нас слышали и на собственном опыте испытали верность китайской поговорки: “Лучше быть собакой в эпоху мира, чем человеком в период перемен”.
За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.
Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, думаю что общественная собственность должна оставаться господствующей.
В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.
В деревне
сформировалась двухслойная хозяйственная
система на основе сочетания коллективной
собственности и семейного
Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.
Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.
Быстро
развивается и семейный подряд как
база сельской экономики, который постепенно
переходит к масштабному
Глубокие
изменения произошли в системе
ценообразования. Цены на большинство
видов продукции стали
Преобразованы
налоговая, банковская, валютная и инвестиционная
системы. Введены налоги на добавленную
стоимость, единый подоходный налог
для предприятий, система распределения
налогов между центральным
Создана
двухступенчатая банковская система
через разделение функций центрального
и низовых государственных
Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.
Постепенно
создается система “
Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.