Экономическая мысль Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.

Содержание

Введение. 3
1. Экономическая мысль Древнего мира. 4
2. Экономическая мысль Древнего Востока. 7
3. Экономическая мысль античной Европы. 11
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории экономическ учений.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

        Другое произведение «Гуань-Цзы», созданное в 4 -3 вв. до н. э., принадлежит коллективу авторов, в котором они подобно Конфуцию выдвигали главную задачу – сделать государство богатым, а народ довольным путем равномерного распределения богатства (то есть без обогащения торговцев и ростовщиков). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысит цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела и устранять причины, мешавшие благополучию народа. Главными мерами стабилизации натурально-хозяйственных отношений считали – создание государственных запасов хлеба для стабилизации цен, меры по преодолению неблагоприятных природных условий и введение льготных кредитов земледельцам; замену прямых налогов - косвенными т.д. Тоже были за сохранение существовавшего деления общества на сословия.

     В Китае большой остроты достигла проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства, отсюда столкновение двух тенденций: 1) сохранение патриархально-общинных порядков; 2) рост и укрепление позиций рабовладения. Отсюда  борьба стоявших за  ними классов, которая для Китая стала важнейшей проблематикой экономической мысли.[5]

       Экономические мысли  древней Индии. В основном представлены учениями :

«Законах Ману» (III тыс. до н. э.),которые составлялись на протяжении ряда столетий и представляющих собой свод предписаний, где отражены формы превращения свободного человека в раба и закреплено его бесправное положение в обществе. Они содержат взгляды рабовладельцев и отразили существование наследственных каст.       Брахманская концепция экономической политики, обоснованная в них, отводила существенную роль государству, на которое возлагалось: обеспечение доходов; регламентация хозяйственной деятельности; эксплуатация свободного населения и др.

трактате «Учение о доходах» (или Артхашастра), автором которого является Каутилья (4- 3 вв. до н. э.). Он повествует о социальном неравенстве, которое оправдывает и закрепляет, подтверждает правомерность рабовладения и деление общества на касты, рекомендует меры, ограничивающие развитие рабства для предупреждения классовых конфликтов (так индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и самовыкупа за счёт своего имущества).

      В трактате главной отраслью экономики и занятием населения отмечено земледелие, большая роль отводилась строительству и поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Развивались ремёсла и торговля, содержались сведения об общественном разделении труда и обмене, особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены - для иностранных товаров).

       В его учении большое внимание  отводилось экономической роли государства. Именно оно должно было обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и др. Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм. В работе говориться о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования трудовой прибыли (т.е. её распределении) между купцами и государством. Ростовщичество противопоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны.

       ВЫВОД: Таким образом, экономическая мысль Древнего Востока имела общие черты экономических идей: 1) отношение к рабству как к естественному (нормальному) явлению; 2) представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества;  3) большое внимание уделялось экономической политике государства. 

                         3. Экономическая мысль античной Европы.

       В отличие от древневосточных государств в античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства не стали главными. Здесь большее внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства.

       Общее в античной экономической мысли состояло в том, что и греки и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством (призванным удовлетворять потребности) и товарным производством (нацеленным на получение прибыли), но относились к ним по-разному. Например, римляне отдавали предпочтение товарному производству, а греки – натуральному хозяйству (т.к. для полиса - как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительнее считалось натуральное хозяйство, а вот внутри полиса уже полезнее было развитие мелкого товарного производства).

       Различия в экономической мысли   Древней Греции и Древнего Рима было в том, что для римской экономики было характерно развитие товарного производства (причем не только в ремесле, как в Греции, но и в сельском хозяйстве), сформировалась и стала преобладающей частная собственность. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладения, т.е. экономическая мысль Рима носила прикладной характер, где велись прикладные исследования.

       У греков, в отличие от римлян, большее внимание уделялось вопросам хозяйственной этики, активнее разрабатывались теоретические вопросы такие, как товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции и др. Это было обусловлено особенностями развития, а именно - колонизацией и торговлей между метрополией и колониями.

       Первое тысячелетие до н. э.  классическое рабство в Древней Греции было представлено работами философов периода 5-4 вв. до н. э. – Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем.

      КСЕНОФОНТ   АФИНСКИЙ (430-355 гг. до н. э., ученик Сократа) в своих трудах «Домострой» (или «Экономикос»), «О доходах» выражал мысли об управлении хозяйством. Считал земледелие основной и наиболее достойной отраслью экономики, к ремёслам относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы  рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

      Ксенофонт  большое внимание  уделял вопросам разделения труда,  считая его естественным явлением  и важным условием увеличения  потребительных стоимостей, он первым  указал на взаимосвязь между  развитием разделения труда и рынком, считая, что от объёма рынка зависит расчленение профессий. Он является идеологом, прежде всего, натурального хозяйства, но для этого хозяйства считает полезным также развитие торговли  и денежного обращения (как источника обогащения). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

      У Ксенофонта наметилось двоякое  назначение вещи, т. е. имение  потребительной и меновой стоимостей, но он не придавал особого значения меновой стоимости, и ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена объяснялась движением спроса и предложения.

      Экономические идеи античности  выражены в наиболее известном сочинении ПЛАТОНА (жившим в 427-347 гг. до н. э.) - «Политика или государство»,  социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. В ней обосновывал прирожденное неравенство людей – деление на свободных и рабов - как нормальное состояние данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Большое внимание уделял проблеме разделения труда, считая его естественным явлением и с которым связывал необходимость обмена, допускал мелкую торговлю, призванную обслуживать разделение труда. Главной отраслью хозяйства ПЛАТОН считал земледелие, к ремёслам относился одобрительно, экономическую основу государства видел в натуральном хозяйстве, к крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков – постыдной. В идеальном государстве Платона люди делились на 3 сословия: 1) философов – призванным управлять государством; 2)воинов; 3) земледельцев, ремесленников и мелких торговцев. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

      Наибольший вклад в развитие  экономической мысли Древней Греции внёс АРИСТОТЕЛЬ (384 -322 гг. до н. э.) – ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Его политические взгляды изложены в работе «Политика». Тоже являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Им всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое.      Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика».          Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

       Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами –соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером  личных потребностей. Хотя он не мог объяснить происхождение и сущность денег, однако связывал их с развитием обмена, что положило началу рассмотрению функции денег как меры стоимости и средства обращения. Заслуга АРИСТОТЕЛЯ в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

      экономическая мысль Древнего Рима представлена работами Катона Старшего,  Варрона,  Колумеллы,  Цицерона. Главными проблемами оставались вопросы рабства, его оправдания, организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий).

     Первым обратился в проблемам хозяйства - КАТОН СТАРШИЙ (234–149 гг. до н. э.), его трактат «Земледелие» является руководством для начинающего хозяина, где большое внимание уделяется советам по содержанию рабов, использованию их труда и методам эксплуатации. Все его советы нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. В основном был за натуральное хозяйство, но не исключал и торговлю. Из всех видов хозяйственной деятельности самым почётным и выгодным считал земледелие. Главное внимание он уделял получению прибыли, а главными условиями этого считал правильную организацию труда в целях достижения наибольшей товарности сельскохозяйственного производства и постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, для получения дохода считал целесообразным отдавать деньги в рост.

       Разработку проблем ведения крупных  хозяйств (латифундий) в 1 в. до  н. э. продолжил ВАРРОН (116-27гг. до н. э.), в период которого существовали более развитые формы рабовладения с возникшими социально-экономическими противоречиями. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он ищет пути укрепления экономики не только в земледелии, но и скотоводстве, в совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности, поэтому большое внимание уделяет обращению с рабами и методам их эксплуатации, считая рабов одним из видов сельскохозяйственных орудий. ВАРРОН выступает за сохранение натурального характера латифундий и в тоже время за повышение их доходности, за рост эффективности производства.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего мира