Экономическая мысль Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:52, доклад

Описание работы

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения.

Работа содержит 1 файл

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

Центральной фигурой  древнекитайской экономической  мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая. Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял, прежде всего, позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе. 
 

     Гуань-дзы

В 4-3 в д.н.э. в  Китае получили распространение  идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,

заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не

рассматривались как восхитительные богатства. Богатством признается

материальные  блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,

служащим мерой  исчисления ресурсов государства. Отчетливо проводится  мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются.

В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д. Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения  с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Китая