Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:52, доклад
Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения.
Центральной фигурой
древнекитайской экономической
мысли является Конфуций, он является
автором сборника «Беседы и суждения». В
экономике страны в бытность Конфуция
происходили существенные сдвиги, связанные
с разложением первобытнообщинного строя
и становлением рабовладения. Пришло в
упадок земледелие, разрушались общинные
связи, нарастала имущественная дифференциация,
укреплялись позиции частных рабовладельческих
хозяйств. Конфуций одним из первых создал
учение о естественном праве, на котором
базировалась его философская и социально-экономическая
концепция. Он исходил из того, что в основе
общественного устройства лежит божественное
начало. Оно определяет судьбу человека
и общественный порядок. Деление общества
на «благородных», составляющих высшее
сословие, и «простолюдинов» («низких»),
уделом которых является физический труд,
Конфуций считал естественным. Отношения
между рабовладельцами и рабами он не
сводил только к принуждению. Конфуций
призывал воспитывать «доверие» рабов
к эксплуататорам, советовал «благородным»
добиваться верности рабов. Учение Конфуция
нацелено на обеспечение стабильности
формировавшегося рабовладельческого
строя, укрепление авторитета государства,
широкое использование в этих целях традиционных
форм и обрядов. Он ратовал за укрепление
власти верховного правителя Китая. Экономические
воззрения Конфуция, являясь продуктом
своей эпохи, были противоречивы. Идеализация
старины, закрепление патриархально-общинных
отношений уживались у него с разработкой
правил, регулирующих взаимоотношения
рабов и рабовладельцев. Он представлял,
прежде всего, позиции потомственной рабовладельческой
аристократии, а также низшего, служилого
слоя рабовладельцев. Рабовладение у него
совмещалось с сохранением старых патриархальных
порядков, отношений кровного родства.
В условиях обострявшихся социальных
противоречий Конфуций искал пути достижения
социального «равенства» при сохранении
рабовладельческих порядков, сглаживания
классовых конфликтов. Конфуцианство
обосновывало консерватизм общественного
устройства, утвердившийся на долгие годы
в китайском обществе.
Гуань-дзы
В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,
заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не
рассматривались как восхитительные богатства. Богатством признается
материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,
служащим мерой исчисления ресурсов государства. Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются.
В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д. Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.