Экономическая история

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:52, курс лекций

Описание работы

Экономическая история является одной их социально-экономических дисциплин, изучение которой способствует глубокуму усвоению как общетеоретических экономических дисциплин, так и конкретных экономик (экономики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.)

Экономическая история изучает развитие народного хозяйства в различных странах мира в разные эпохи; развитие экономики той или другой страны в комплексе, т. е. во всех ее проявлениях и отраслях; политику государств в тот или иной период; развитие форм организации и планирования отраслей народного хозяйства и систем управления ими.

История народного хозяйства изучает конкретные факты и явления экономического развития каждой страны, ее экономику в развитии и исторической последовательности соответственно той или иной форме или типу общественных производственных отношений, развитие материального производства

Следовательно, предметом истории народного хозяйства как науки является изучение развития производства, способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, развития производительных сил в исторически определенных формах производственных отношений.

Работа содержит 1 файл

эконом.истри.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

1. Экономическая история является одной их социально-экономических дисциплин, изучение которой способствует глубокуму усвоению как общетеоретических экономических дисциплин, так и конкретных экономик (экономики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.) 
 
Экономическая история изучает развитие народного хозяйства в различных странах мира в разные эпохи; развитие экономики той или другой страны в комплексе, т. е. во всех ее проявлениях и отраслях; политику государств в тот или иной период; развитие форм организации и планирования отраслей народного хозяйства и систем управления ими.

История народного  хозяйства изучает конкретные факты  и явления экономического развития каждой страны, ее экономику в развитии и исторической последовательности соответственно той или иной форме или типу общественных производственных отношений, развитие материального производства

Следовательно, предметом истории народного  хозяйства как науки является изучение развития производства, способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, развития производительных сил в исторически определенных формах производственных отношений.

 Функции истории экономики следующие:

 1) мировоззренческая – формирование логики стиля экономического мышления (историзм, масштабность);

 2) прогностическая – прогнозирование развития экономики;

 3) аналитическая – осознание эмпирического материала и поиск закономерностей в развитии истории экономики;

 4) ценностная – нравственная оценка средств и результатов различных преобразований;

 5) познавательная – осмысление единой картины исторического развития мировой экономики;

 6) культурная – сохранение преемственности в хозяйственной практике знакомства с альтернативными моделями развития;

 7) критическая – обсуждение новых экономических теорий и экономической политики;

 8) фундаментальная – анализ и обработка разнообразной экономической информации;

 9) практическая – накопление хозяйственного опыта и выдача практических советов;

 10) прагматическая – обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития;

 11) методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключается в:

 а) иллюстративной роли;

 б) критической роли;

 в) функции научного обоснования новых экономических теорий. 

 
 

2. Задачи истории экономики:

1) анализ и разбор эволюционных форм общественного производства;

2) проведение исследования развития экономик стран и регионов в разные эпохи;

3) рассмотрение альтернативности (поливариантности) созревания экономики.

 
 
 

3. Методы историко-экономического анализа.

Выделяют следующие основные методы:

  1) исторический. Основывается на изучении развития человеческого общества в различные периоды времени в разных странах, обеспечивает конкретность в описании изучаемой реальности и позволяет выявлять взаимосвязи между эпохами;

  2) логический. Основывается на закономерностях и последовательностях развития истории мировой экономики;

  3) метод классификаций. Предполагает распределение по событиям, датам, группам, классам, странам, городам;

  4) хронологический. Изучает историю летоисчисления, перечень событий в их временной последовательности;

  5) сравнительно—исторический. Сопоставление различных эпох и периодов времени в развитии и изучении исторических процессов, основанное на логическом разборе фактов и процессов генезиса и эволюции объектов, изучаемых наукой;

  6) метод математической статистики (количественный). Показывает и обобщает количественные показатели развития общества и общественного производства, учитывает различного рода случаи и явления в цифровом значении. Применение этого метода базируется на синтезировании порядка числовых характеристик исследуемых объектов, обработке имеющихся показателей математическими методами (как то группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.);

  7) синтетический подход. Структурирует и обобщает события с учетом выбранных перспектив;

  8) аналитический. Основан на детализации и анализе событий и явлений;

  9) логические исследования:

  а) представление наиболее значительных ориентаций и направлений с акцентированием внимания на очень важных экономических понятиях. Это поможет обнаружить постоянные закономерности и сделать соответствующие выводы;

  б) логическое сопоставление факторов экономического регулирования развития истории посредством социальных институтов и организаций. Это определяется тем, что идет изменение роли и образа государства, возрастают актуальность и значение практического направления в истории экономики;

  в) разные государства имеют специфически свойства, которые должны быть объектом исследования картины экономического развития мира.

 
 
 

4. Периодизация, концепция и циклы экономического  развития.

 Периодизация – установление определенных хронологически последовательных периодов в экономическом развитии общества. Проблемы периодизации истории экономики всегда исследовались учеными и специалистами, которые пытались провести логическую цепь самой науки. Сейчас существует несколько вариантов периодизации истории экономики, которые имеют свои собственные аргументы и доводы.

При изучении различных периодов времени развития экономики для решения проблем периодизации выработалось большое количество научных концепций.

Они опираются  на:

1) изучение развития общественных отношений в процессе производства;

2) технологии в процессе производства и удовлетворение всевозможных потребностей людей;

3) цивилизационный подход и процесс перемены цивилизаций;

4) положение о классовой борьбе как движущей силе изменения исторических времен;

5) анализ изменения различных стадий в развитии общества и истории (формационный подход).

Экономические циклы — регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада.

Обычно выделяют четыре основных вида экономических  циклов:

  • краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
  • среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
  • ритмы Кузнеца(характерный период — 15-20 лет);
  • длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).
  • В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём
  • Причины.
  • Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быть форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в лучшую или худшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить.
 
 
  • 6. Экономика стран  древнего востока.

История государств Древнего Востока, возникших в IV тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, Египте, Китае даёт возможность изучить важнейший этап в развитии человечества — распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека. 
 
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Как следствие, появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы — рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

 

7. На рубеже III-II тыс. до н. э. в южной части Балканского полуострова возникла древнегреческая республика. Раннему экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа – так называемая «средиземная триада», ориентированная на одновременное выращивание трёх культур – злаковых, главным образом, ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался около 2200 года до н. э. Стал известен гончарный круг, развивался обмен. Сказалось соседство древних восточных цивилизаций.

 

     Можно выделить  следующие периоды развития Древней  Греции: крито-мекенский (XXX-XII вв. до  н. э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.  э.), архаический (VIII-VI вв. до н.  э.), классический (V-IV вв. до н. э.) и  эллинистический (конец IV-I вв. до  н. э.). Основой хозяйственной жизни в крито-мекенский период было дворцовое хозяйство. Дворцы возникали на рубеже III-II тыс. до н. э., одновременно в разных районах острова Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворцов.

 

     Дворец, таким  образом, выполнял поистине универсальные  функции. Он был одновременно  административным и религиозным  центром, главной житницей, мастерской  и факторией. В более развитых  обществах такую роль играли города.

 

     Наивысшего  расцвета достигло государство  на острове Крит в XVI-XV вв. до  н. э. Были отстроены великолепные  дворцы, по всему острову были  проложены дороги, существовала  единая система мер. Высокая  результативность земледельческого  труда, наличие избыточного продукта, привели к дифференциации общества, обогащению знати. В средине XV в. до н. э. цивилизация на острове Крит исчезла в результате сильнейшего землетрясения, и лидерство перешло к Ахеям. Наивысший расцвет наступил в XV-XIII вв. до н. э. Ведущую роль играли Мекены. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъёмом сельского хозяйства и ремесла.

 
8. История Древнего Рима завершает историю античного мира и рабовладельческого способа производства в Европе - классической законченной формы рабовладения. 
 
Древний Рим как государство сложился в VIII-VI вв. до н. э. Возвышению Рима способствовали благоприятные общеисторические и природные условия. Раннее исчезновение сельской общины ускорило становление античного типа рабовладельческого общества. Под влиянием греческой колонизации на юге Италии стало рано развиваться земледелие, садоводство и виноградарство, а в основанных греками городах развивались ремесло и торговля.

 

9. Эксплуатировать чужой труд в античных государствах можно было только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов.

Захваченный в  плен человек, оказавшись в чужой  враждебной ему среде, терял способность  к сопротивлению.

Такой способ эксплуатации имел важные особенности. Необходимым  условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы вести такие войны, было необходимо вооружение всего населения. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. 

Во II-III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы — рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходило возвращение от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами прямого принуждения, палки. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда методами не принуждения, а материальной заинтересованности.

Информация о работе Экономическая история