Экономическая характеристика северного экономического района России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:27, реферат

Описание работы

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………... 2
2. Общая характеристика Северного экономического района ………………………… 3
3. Инвестиционный рейтинг Северного экономического района 1998-1999г………… 5
4. Природно-ресурсный потенциал ……………………………………………………… 7
5. Население и трудовые ресурсы ………………………………………………………. 11
6. Размещение важнейших отраслей промышленного производства района,
их роль в общероссийском производственном потенциале ………………………… 13
7. Сельское хозяйство ……………………………………………………………………. 20
8. Характеристика транспортной системы Северного экономического района ……… 22
9. Заключение ………………………………………………………………….…………. 25
10. Список использованной литературы ……………………………………………...….. 27

Работа содержит 1 файл

Северный экономический р-н.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

Сельское  хозяйство 

      Важное  место в комплексном развитии Северного района,  прежде  всего  с позиции удовлетворения потребностей его населения в продуктах  питания,  занимает сельское хозяйство. Для района  в целом характерна низкая сельскохозяйственная освоенность территории.  Сельскохозяйственные угодья составляют  менее 2,3 процентов,  в том числе пашня - около 1% площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей, распределении по его территории,  95 процентов всех сельскохозяйственных  угодий  района приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской области,  где сельское хозяйство получило наибольшее  развитие  и представлено  рядом  подотраслей  растениеводства и животноводства.

      На  остальной территории Северного  района, в Мурманской области,  Карельской республике и республике  Коми,  отрасль  представлена местным сельским хозяйством с ограниченной структурой,  главным образом  овощеводством  в  закрытом грунте и отдельными видами животноводства. Развитие этих подотраслей сельского  хозяйства  определяется  необходимостью удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и скоропортящихся  продуктах  питания.  Создание,  например, близ  Мурманска  крупного  тепличного  хозяйства при высокой урожайности выращиваемой  продукции  позволяет  обеспечивать население этого крупного промышленного центра свежими овощами местного производства круглый год. 

      РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного  района  представлено производством зерновых и технических культур, картофеля, овощей в основном на территории Вологодской и Архангельской областей. Из общей посевной площади  района, составляющей  около  1,3 млн.га.,  кормовыми культурами занято немногим менее 60%,  зерновыми (рожь,  ячмень, овес) - 1/3, картофелем и овощами - около 5% и техническими культурами (главным образом льном-долгунцом) – 3%. Низкое естественное плодородие почв, сложные климатические условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур,  в то время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает средне широтным районам страны. 

      ЖИВОТНОВОДСТВО  является  ведущей  отраслью сельского  хозяйства района и обеспечивает более  80 %  производства  валовой  сельскохозяйственной  продукцией.  Отрасль представлена молочным животноводством,  развиты свиноводство и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской областей,  республике Коми развито оленеводство.  В сельской местности южной части района,  главным образом Вологодской области, широкое развитие получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой продуктивностью и рентабельностью.

      Современный уровень развития сельского хозяйства Северного  района обеспечивает некоторое увеличение производства основных продуктов питания:  мяса и мясопродуктов,  яиц, рыбы  и  рыбопродуктов,  овощей  и бахчевых культур.  Однако удовлетворение потребностей населения в соответствии с рациональными  нормами  питания  вызывает  необходимость  завоза сельскохозяйственной продукции из других районов страны.  Из средне  широтных  и южных районов страны сюда завозят зерно, мясо,  картофель,  овощи,  фрукты,  свежее молоко и молочные продукты. 

 

 

Характеристика  транспортной системы 

Северного экономического района 

      Основные  перевозки  осуществляются  тремя  видами транспорта:  железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90%  грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт.  В Ухтинском нефтепромысловом  районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ.  Два  магистральных газопровода  (Белоусово - Санкт-Петербург,  Ухта - Вологда -Череповец  -  Санкт-Петербург)  обеспечивают   подачу   газа Санкт-Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  С

вводом  в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам,  а также стала возможным  часть сибирского  газа направить в Финляндию.  Этот газопровод, получивший название «Сияние Севера",  соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.

       Перевозки грузов морским   транспортом  внутри  района  относительно невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как  самого  района (вывоз лесоматериалов,  апатитов, железной руды), так и других районов страны.

        Большую роль, особенно во внутрирайонных  перевозках, играет речной транспорт.  Грузооборот Северного,  Беломорско-Онежского и Печорского  пароходств  составляет около 20 млрд.т*км.  Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути.

        Северный район слабо обеспечен  благоустроенными  автомобильными  дорогами.  Основная сеть дорог  сосредоточена в южной части  района, где они играют большую  роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск,  Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

        Основу транспортной сети района  составляют  железные дороги,  обеспечивающие как регулярную  внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны.  На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы,  направляемые на юг и запад европейской части страны,  апатиты, продукция цветной и черной металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса),  нефтепродукты (из  Поволжья)  и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

         Архангельская область и республика  Коми слабо обеспечены железными  дорогами.  Многие районы здесь  не имеют железнодорожных   путей  и  обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас,  Архангельск,  Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

         Наиболее крупные  грузопотоки  связаны с лесопромышленным освоением района.Древесина к железнодорожным  магистралям  поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и  автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица,  Вычегда,  Архангельск,  Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.

         Для печорского  направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля.  Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат  (около  10  млн.т  в год),  в Санкт-Петербург,  Архангельск и другие промышленные центры страны.  Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.

             Важным условием развития производительных  сил  Северного  экономического  района  является новое железнодорожное  строительство.  Здесь построены лесовозные линии Архангельск -  Карпогоры  и Микунь - Кослан - Ертом.  В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию  новые  железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня -  Усинск.  Электрифицированы  наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда -Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль -  Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы  на восток и обратно.

      Слабое  развитие транспорта железных и автомобильных  дорог сдерживают развитие Северного  экономического района. Поэтому в  перспективе есть проект создания Архангельского корридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.

      Жизнь современного  общества  невозможна без развитого транспорта.  Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места  жительства к местам приложения труда и отдыха.  Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

      Размещение транспорта как отрасли  материального производства отражает  закономерности размещения  производительных сил той общественно-экономической формации,  потребности которой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный  фактор  процессов  общественного   воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

      Транспорту  принадлежит  исключительная роль в  формировании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами,  специализация их на производствах наиболее  выгодных  в данных условиях. 

 

Заключение 

      Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических  условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

      Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются  в развитии предпринимательской  деятельности, связанной с комплексным  освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.

 

 

Список литературы: 

  1. Казанский Н.Н.  и др.  Экономическая география  транспорта.  -  М.: Транспорт, 1991.
  2. Знание - на службу нуждам севера, САПИ-Торг-книга, Якутск, 1997
  3. Регионоведение: методические указания, ВЗФЭИ, М.: 1995
  4. Географический атлас для 8 класса, М.:1986
  5. Региональная экономика: Учебн. пособие для ВУЗов/ под ред. Проф. Т.Г. Морозовой.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995
  6. Российская Федерация, республика и области Северного экономического района в 1992г./ Госкомстат России.-М.,1993
  7. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России.-СПб.:Наука, 1995
  8. газета “Эксперт” № 39 (203) от 18.10.1999г.

Информация о работе Экономическая характеристика северного экономического района России