Экономическая функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:48, реферат

Описание работы

Экономическая функция государства относится к внутренним функциям, она является основной и общей для всех органов государства и присуща каждому его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она является постоянной.
Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Работа содержит 1 файл

Экономическая функция государства.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Экономическая функция  государства 

 

2.1. Формы  государственного регулирования  экономикой 

 

Экономическая функция государства относится  к внутренним функциям,  она является основной и общей для всех органов  государства и присуща каждому  его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она является постоянной.

 

Экономическая функция выражается в выработке  и координации государством стратегических направлений развития экономики  страны в наиболее оптимальном режиме.

 

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

 

Существует  два основных экономических метода государственного регулирования:

 

1) определенная  и достаточно жесткая налоговая  политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества:

 

2) создание  наиболее благоприятных условий  хозяйствования в приоритетных  отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

 

Экономическая деятельность современного правового  государства имеет следующие  направления:

 

Государственное воздействие на экономическую жизнь  в целом;

 

Непосредственное  хозяйственное руководство государственным сектором экономики.

 

Первое направление выражается в формировании государством бюджета  и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах страны; в  финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.  В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.

 

Местные органы государства поддерживают предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, тем  самым решают проблему безработицы.

 

Экономическая функция государства  в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных  механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные  единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.                                     

 

Во-вторых, экономическая деятельность государства выражается также в  непосредственном хозяйственном руководстве  на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает собственником средств производства,  производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

 

Экономическая функция тесно взаимодействует  с функцией обороны страны, так  как посредством эффективной  экономической деятельности государство  обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.

 

В современном  мире эффективно осуществляется экономическое  сотрудничество тех государств которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях.

 

Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики выступают законы, подзаконные и судебные акты (прецеденты).  Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением. Но надо сказать, что зачастую не законы, а указы президента имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики.

 

В отношении  судебных прецедентов необходимо указать, что такая форма государственного регулирования пока в России не работает. Они постепенно создаются Конституционным  Судом, но еще требуется время, для того чтобы его решения стали неукоснительно признавать в качестве источников права.

 

Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и  других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы.  

 

Теоретические модели государственного регулирования  экономики подразделяются на два вида в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.

 

Первая  группа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную  роль в процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данном случае - это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий.

 

Вторая  группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится  под решающим  воздействием или господством окружающей среды. Согласно  этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. 

 

Государственное регулирование рыночной экономики  возможно:

 

административными методами, когда управляющий орган  по каждой проблеме принимает конкретное решение. К административным методам  относятся: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот; проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной деятельности и операций;

 

нормативными  методами, когда у предприятий  сохраняется свобода действий, а  государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.

 

Нормативные методы порождают меньшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных  краткосрочных облигаций (ГКО) сделала  инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора.

 

Аналитики обращают внимание на такую  закономерность: при сильном государстве  экономические субъекты подчиняются  давлению «сверху», но отвечают на него пассивным сопротивлением (снижают  трудовую и предпринимательскую  активность, эмигрируют и вывозят  капитал за рубеж).

 

В результате страна отстает в соревновании с другими государствами по эффективности  производства (например, Франция в 70-е  годы). Если же «гайки завинчивает» слабое государство, экономические субъекты просто уходят в тень, не платят налоги, не исполняют договорные обязательства*.  

 

___________________

 

* Социально-экономические проблемы  России: Справочник / ФИПЭР. - СПб.: Норма, 1999. Ст. 7

 

 

 

Государственное регулирование экономики  и в теории и на практике рассматривается  в неразрывной связи с социальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.

 

Одной из основных функций регулирования  экономики является обеспечение динамического экономического роста в среднесрочной перспективе. Для этого необходимо, в соответствии с исследованием сотрудников Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН*, выполнение как минимум трех предпосылок:

 

______________________

 

* Экономика России: рост или  упадок?/ Ивантер В.В. и др. Консультант  директора № 9. 2000. С. 3

 

 

 

в стране в максимально возможной  степени используется уже имеющийся  производственный потенциал;

 

финансовые ресурсы порождаемые  российской экономикой, остаются внутри России и являются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спроса или 6-8 % потенциального прироста производства каждый год. Финансовые ресурсы из года в год уходящие за пределы страны являются фактически одной из главных причин производственного спада;

 

в экономике должны быть созданы  условия для нормальной инвестиционной деятельности и осуществляться процесс  расширенного производства.      

 

Ныне доминирующе положение  в экономике России сточки зрения общего объема производства занимают негосударственные хозяйствующие  субъекты - акционерные общества, иные организационные формы хозяйственных  товариществ и обществ, производственные кооперативы. Доля государственной собственности имеет тенденцию к сокращению. В таких условиях государство, его органы исполнительной власти не могут непосредственно управлять соответствующими предприятиями, директивно определять им те или иные  задания, распределять их продукцию, решать кадровые вопросы.

 

Государственно-правовое регулирование  в сфере экономики конечно  же имеет свои пределы. Они обусловлены  как объективными, так и субъективными  факторами.

 

В числе объективных факторов, оказывающих  решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения. 

 

Среди субъективных факторов следует  выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство  не может не считаться с этим многообразием  интересов, в той или иной мере не учитывать их. Ведь это может привести к угрожающему отрыву государства от общества, что неизбежно приведет к угрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.

 

Учитывая  интересы различных социальных слоев  и групп, интересы правящих кругов и  всего общества, государство, конечно  не может не считаться с тем, что  в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существуют и существовали две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы: тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию и тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя, тенденция к застою.

 

Первую  из них называют прогрессивной, революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органичное сочетание их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов  создает необходимую устойчивость государственному механизму, порождает определенный социальный баланс.

 

В тех же случаях, когда государство в  силу каких-то причин не способно учитывать  в равной мере данные тенденции, создавать  проводимой им внутренней и внешней политикой необходимый для его нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находится в постоянном кризисном состоянии, постепенно терять устойчивость и способность адекватно отвечать на вызовы со стороны окружающей его экономической и социально-политической среды.

 

Один из важнейших инструментов регулирования  рыночной экономики - государственные  закупки продукции, работ и услуг. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых странах - 20-30% ВВП, а в продукции ВПК - свыше 50%). Закупки делаются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, которые размещают заказы среди государственных и частных корпораций и координируют их работу.

 

Переход от административно-волевого принятия решений, касающихся объемов и цен закупаемых товаров, выбора поставщиков, условий и сроков поставок, оплаты и контроля качества, к конкурентным принципам (в частности, на основе тендеров) заставляет производителей концентрировать усилия не на поиске подходов к высокопоставленным чиновникам, а на повышении качества и снижении цен предлагаемых товаров при обязательном соблюдении условий контрактов.         

 

В настоящее  время принципиально по-новому ставиться  вопрос об усилении государственного воздействия на экономику. Проблема в том, в каком направлении произойдет это усиление. Возможны два пути. Первый - это усиление административных функций, т.е. решение экономических проблем посредством приказа. Второй - усиление экономических форм воздействия посредством кредитной и налоговой системы, определение правовых норм ведения конкуренции, лицензирования определенных видов деятельности.

Информация о работе Экономическая функция государства