Экономическая деятельность в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить ключевые особенности экономической деятельности в сфере культуры.

Задачи работы:

 Рассмотреть сферу культуры как особую систему отраслей экономики.

 Рассмотреть виды экономической деятельности в сфере культуры

 Описать экономические механизмы функционирования сферы культуры.

 Проанализировать особенности хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Содержание

Введение

Глава 1. Сфера культуры как особая система отраслей экономики

Глава 2. Особенности экономической деятельности в сфере культуры

Глава 3. Особенности хозяйственной деятельности учреждений культуры

Заключение……………………………………………………………….

Список используемых источников……………………………………...

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 188.50 Кб (Скачать)


 

Реферат

 

по дисциплине

«Экономика социальной сферы»

на тему

«Экономическая деятельность в сфере культуры»»

 

 

 

 

Москва – 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Сфера культуры как особая система отраслей экономики

Глава 2. Особенности экономической деятельности в сфере культуры

Глава 3. Особенности хозяйственной деятельности учреждений культуры

Заключение……………………………………………………………….

Список используемых источников……………………………………...

Приложения

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Сфера культуры имеет собственный экономический потенциал и вносит свою лепту в экономику страны. Нельзя не замечать, что она является привлекательной сферой для инвестиций и сама обладает инвестиционным потенциалом развития экономики каждого региона и страны в целом. Ввиду своей специфичности и социальной направленности сфера культуры имеет свои особенности экономической деятельности. Так как состояние культурной сферы является важным показателем развития общества и в значительной степени зависит от уровня финансирования, то проблемы экономической деятельности в сфере культуры приобретают особую актуальность.

Одной из особенностей культуры как составляющей социальной сферы является дотационный характер финансирования некоторых отраслей культуры. Сокращение финансирования может привести к тревожным социальным последствиям, а переход учреждений культуры на самоокупаемость и ориентирование на требования рынка зачастую идёт вразрез с социальной миссией сферы культуры. Налицо явное противоречие между экономическими интересами государства и социальными функциями культурной сферы. В этом заключается основная проблема работы.

Объектом изучения выступает сфера культуры.

Предмет изучения – экономическая деятельность в сфере культуры.

Цель работы – выявить ключевые особенности экономической деятельности в сфере культуры.

Задачи работы:

      Рассмотреть сферу культуры как особую систему отраслей экономики.

      Рассмотреть виды экономической деятельности в сфере культуры

      Описать экономические механизмы функционирования сферы культуры.

      Проанализировать особенности хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников.


Глава 1. Сфера культуры как особая система

отраслей экономики.

Сферу культуры с точки зрения ее экономической интерпретации можно рассматривать в двух аспектах. Первый из них представляет собой деятельность в ее рамках, направленную на создание определенного продукта — картин, музыки, спектаклей, фильмов и т.д., который может продаваться и покупаться, т.е. выступать в качестве товара. Второй аспект состоит в определенном влиянии потребления этих продуктов на нравственный и духовный облик человека, на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру, позитивного поведения в обществе в целом и в процессе хозяйственной деятельности, в частности. При этом реальное воплощение влияния продуктов сферы культуры и искусства на материальное производство проявляется в формировании человеческого капитала, которое включает в себя врожденные способности и талант, приобретенную квалификацию, а также образование, духовный и нравственный облик человека.

При этом не вызывает сомнений тот факт, что к продуктам, создаваемым в этой сфере, нельзя относиться как к традиционным товарам и материальным ценностям, ибо в большинстве своем это невоспроизводимые блага. Именно этим объясняется тот факт, что экономическая теория и сфера культуры как объект ее внимания долгое время относились друг к другу, основываясь на принципе взаимоотчуждения.

Тем не менее, и сегодня экономика культуры — это все еще не вполне устоявшееся направление в экономической науке. Остается множество нерешенных проблем даже принципиального характера, поскольку слишком своеобразен и сложен предмет, которым заинтересовалась, наконец, экономическая наука. Положение несколько осложняется еще и тем, что и сами деятели культуры нередко считают, что их творчество имеет весьма отдаленное отношение к экономике. Более того, и в общественном сознании сложился стереотип, что истинное искусство несовместимо с «презренным металлом».

Подобные взгляды деятелей культуры на самих себя позволили и позволяют до сих пор держателям финансовых средств, в том числе и государству, минимизировать затраты на эту сферу, а самих творцов и проводников культуры оставлять в положении подчиненности. Ситуация подчас складывается таким образом, что, с одной стороны, сами деятели культуры не считаются с экономическими законами, а ученые экономисты все еще очень мало занимаются сферой культуры и искусства как сферой экономической деятельности[1].

Сфера культуры, как и вся социальная сфера, имеет ряд индивидуальных экономических особенностей:

1.      Сфера культуры не может функционировать на законах рынка, за исключением ряда мелких подотраслей, а коммерческая постановка вопроса противоречит социальной природе сферы культуры. Проявление экономических законов отражается не только в несовпадении спроса и предложения, но и в неэластичности платежеспособности спроса и особенностях ценообразования.

2.      Влияние внешних эффектов. Культурная деятельность может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих культурных благ.

3.      Внешние эффектты  — рост сопутствующего потребления других товаров и услуг. Например, наличие объекта культуры (архитектурного памятника, музея, театра), привлекающего внимание жителей этого города и приезжих, способствует росту доходов ресторанов, кафе, магазинов, расположенных по соседству. Существование в конкретном городе активной культурной жизни или историко-культурных памятников повышает его привлекательность для туристов и людей, готовых здесь работать или инвестировать свои средства.

4.      Принципиальное своеобразие взаимодействия между производителями и потребителями культурных услуг (приобщение к культурному благу не может быть достигнуто в полной мере, если сам потребитель не заинтересован в таком приобщении)

5.      Особенности ресурсного потенциала : для культурной сферы характерна очень высокая трудоёмкость при невысокой фондоёмкости и материалоёмкости.

6.      Специфичен кадровый состав – по уровню профессиональной подготовки сфера культуры значительно опережает другие области хозяйства[2].

 

Глава 2.  Особенности экономической деятельности в сфере культуры

В соответствии с ОКВЭД выделяются следующие виды экономической деятельности в сфере культуры:

92

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

92.1

Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов

92.11

Производство фильмов

92.12

Прокат фильмов

92.13

Показ фильмов

92.2

Деятельность в области радиовещания и телевидения

92.20

Деятельность в области радиовещания и телевидения

92.3

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность

92.31

Деятельность в области искусства

92.31.1

Деятельность в области создания произведений искусства

92.31.2

Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества

92.31.21

Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений

92.31.22

Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе

92.32

Деятельность концертных и театральных залов

92.33

Деятельность ярмарок и парков с аттракционами

92.34

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность

92.34.1

Деятельность цирков

92.34.2

Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев

92.34.3

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки

92.4

Деятельность информационных агентств

92.40

Деятельность информационных агентств

92.5

Прочая деятельность в области культуры

92.51

Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа

92.52

Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий

92.53

Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников

92.6

Деятельность в области спорта

92.61

Деятельность спортивных объектов

92.62

Прочая деятельность в области спорта

92.7

Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений

92.71

Деятельность по организации азартных игр

92.72

Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки

 

Таблица 1. Виды экономической деятельности в сфере культуры[3].

Механизмы осуществления экономической деятельности в сфере культуры обладают радом отличительных черт:

      Соотношение спроса и предложения.

Во многих подотраслях культурной сферы одной из основных особенностей является превышение объёма предложения над спросом. К таким отраслям относятся театральная, филармоническая, музейная и библиотечная деятельность. Например, в сфере исполнительского искусства наблюдается устойчивое превышение объёма предложения над размерами спроса, а также высокая эластичность спроса в зависимости от цены[4].

      Ценообразование.

Нередко просто невозможно установить цены, при которых поступления от реализации услуг покрывали бы произведенные расходы. Высокие постоянные издержки в сочетании  высокой эластичностью спроса по цене делают основную массу театральной продукции нерентабельной. Лишь отдельные театры способны существовать за счёт доходов от продажи билетов на свои спектакли.

Такая ситуация характерна для сохранения историко-культурного наследия и для исполнительского искусства. Архивная деятельность, хранение музейных фондов и т.п. вообще не могли бы существовать за счет продажи услуг непосредственным потребителям[5].

Несмотря на серьёзный кризис  недофинансирования, имевший место в стране в 90-е годы, большинство авторов утверждают, что сфера культуры (по ключевым показателям) удалось сохранить, хотя по данным профессора Шишкина более половины бюджетных средств, выделявшихся на сферу культуры в 1992-1998 гг. поступали на счета учреждений  опозданием на срок до полугода[6].

В связи с тем, что с 2007 г. в России провозглашён переход учреждений культуры на автономное финансирование, большинство организаций культурной сферы занимаются поиском дополнительных источников дохода, помимо социально-культурной деятельности. В качестве дополнительных источников выступают, как правило, продажа сувенирной продукции, доходы предприятий питания (буфеты, кафе), доходы от субаренды, размещение рекламы, проведение частных мероприятий и экспозиций. Таким образом, учреждения культурной сферы своей главной целью ставят извлечение прибыли, отходя от первоначальной функции сохранения культурного наследия и духовного обогащения граждан.

 

Глава 3. Особенности хозяйственной деятельности учреждений культуры

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.

Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры.

Составные части сферы культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения используемых механизмов хозяйствования.

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной па памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных  коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходом oт продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доходы лишь от реализации основной  продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки) и сопутствующих товаров и услуг.

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, кни-гоиздание, радио и телевидение представлены по большей части ком-мерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

Информация о работе Экономическая деятельность в сфере культуры