Экономическая безопасность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:44, реферат

Описание работы

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами.

Содержание

1. Введение 2
2. Содержание и структура экономической безопасности 3
3. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 10
4. Механизм обеспечения экономической безопасности 17
5. Заключение 24
6. Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

Механизм обеспечения экономической безопасности 

     Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности государства.

     Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.

     Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями. Такая логика действий – наиболее разумная и эффективная – может быть названа принципом упреждения.

     В процессе функционирования смешанной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйственных субъектов, необходимо внести определенные коррективы, обеспечивающие оптимальное его воздействие на процесс общественного воспроизводства (на макроэкономические параметры, отраслевые структуры производства, цены и денежно-финансовые потоки) для поддержания экономической безопасности страны. В целях принятия государственными органами обоснованных решений необходима организация мониторинга индикаторов экономической безопасности, который предлагает, прежде всего, фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов).

     Можно выделить группу общих показателей (индикаторов) экономической безопасности: уровень и качество жизни; темп инфляции; уровень безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; внешний долг; встроенность в мировую экономику; деятельность «теневой экономики»; структура собственности; налоговая система; развитие рыночных структур.

     На региональном уровне в качестве индикаторов экономической безопасности наряду с упомянутыми выше могут быть приняты: доходы населения; уровень розничных цен; обеспеченность жильем; количество беженцев, эмигрантов и др.; удельный вес региона в ВВП страны; платежный баланс региона; сальдо экспорта-импорта.

     Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов экономического и социального развития страны и ее регионов и должна корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.

     Многовариантная стратегия предоставляет определенные преимущества и, в частности, возможность «переключения» на тот или иной вариант в зависимости от конкретного развития ситуации без принятия экстренных, недостаточно проработанных и взаимоувязанных решений.

     При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

     Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам. В этих целях необходимо подготовить и реализовать меры по улучшению предпринимательского климата, увеличению вклада малого и среднего бизнеса в российскую экономику, развитию конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и недвижимости. Кроме того, следует также принять меры по повышению качества и обоснованности законопроектов на всех уровнях власти и обеспечить соблюдение законности всеми, включая органы государственной власти.

     Для поддержания экономической безопасности государство должно предусмотреть:

     – проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов;

     – выработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация льгот и различных преференций), законодательное ограничение лоббизма;

     – контроль за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления;

     – создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти страны;

     – организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;

     – повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности;

     – гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.

     Соответственно в среднесрочной перспективе должны решаться следующие взаимосвязанные задачи:

     – поддержка эффективных и конкурентных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств;

     – развитие инфраструктуры экономики, необходимой для реализации структурных преобразований;

     – обеспечение более эффективного экономического использования ресурсов;

     – сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

     – преодоление структурных деформаций, согласование структуры производства и платежеспособного спроса;

     – ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям;

     – диверсификация экспортного потенциала;

     – обеспечение повышения экологической безопасности.

     Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности – неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики.

     Исходя из этого, структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов экономики для обеспечения экономической безопасности государства.

     На макроэкономическом уровне в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:

     – повышение совокупного спроса;

     – увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;

     – стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста;

     – увеличение валовых инвестиций;

     – стимулирование экспорта;

     – регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

     На микроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:

     – поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;

     – ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;

     – недопущение возможности появления новых монополий;

     – стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала;

     – организация согласительного процесса в целях торможения роста цен;

     – стимулирование внедрения рыночных норм поведения экономических субъектов. К жизненно важным отраслям производства с точки зрения экономической безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность, транспорт, связь и др.

     Сохранение, поддержание, развитие и эффективное  использование научно-технического потенциала следует рассматривать как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической и военной безопасности страны. В этих целях необходимо разработать долгосрочную государственную концепцию научно-технического развития страны, определить на ближайший период приоритеты государственной научно-технической политики, в первую очередь в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, признать науку в числе важных стратегических приоритетов страны, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию, прежде всего материальному обеспечению отечественных ученых.

     В целях стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов, что позволит предотвратить угрозу безопасности страны с точки зрения возможных социальных конфликтов. Процесс расслоения общества, протекающий быстрыми темпами, является дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов. Проблема бедности, уровень которой измеряется как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует незамедлительного решения в рамках специальной программы с помощью комплекса законодательных и нормативных мер. При крайней поляризации общества положение осложняется отсутствием среднего класса, являющегося гарантом стабильности.

     Реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением бремени кризисного периода между различными социальными группами населения.

     Принятие  дополнительных мер по социальной поддержке  работников предприятий в условиях применения процедуры банкротства  и внесение дополнений и изменений в имеющуюся правовую базу призваны смягчить социальные издержки в ходе реализации законодательства о банкротстве и создать оптимальные условия для проведения реорганизационных и ликвидационных процедур в отношении предприятий, находящихся в критическом финансовом положении, и тем самым предотвратить возможные социальные конфликты, являющиеся угрозой безопасности общества.

     В настоящее время обострились проблемы миграции внутри ряда стран. Регулирование внутренних потоков миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

     – установление дополнительных льгот и социальных гарантий для лиц, переселяющихся в районы более привлекательные, а также установление дополнительных льгот и стимулов, направленных на сдерживание оттока населения из непривлекательных районов;

     – решение комплекса проблем, связанных с обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из ряда районов;

     – создание правовой и социально-экономической базы привлечения и закрепления населения в сельской местности в условиях реализации земельной реформы, включая разработку организационных форм и изменение механизма финансового обеспечения переселения, а также систему льгот для переселенцев.

     Обеспечение экономической безопасности – задача, по существу, долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам и имеющая нормативный характер.

     Долговременный  характер государственной стратегии  экономической безопасности требует  не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса  и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах. Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению – таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Информация о работе Экономическая безопасность государства