Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:59, статья
Сегодня во всем мире наиболее динамично развивающимся сегментом рынка и фактором качества жизни стали экологически безопасные продукты. Для того, чтобы покупатель легко мог найти и узнать безопасную для здоровья и окружающей среды продукцию на полках в магазинах, более 30 лет назад была создана экологическая маркировка. Вместо набора цифр и химических формул придумали маленький лаконичный символ.
Алиева А.Р.
студентка 4 курса экономического факультета специальности «международная экономика» Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Симферополь, Украина
ЭКОМАРКИРОВКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Сегодня во всем мире наиболее динамично развивающимся сегментом рынка и фактором качества жизни стали экологически безопасные продукты. Для того, чтобы покупатель легко мог найти и узнать безопасную для здоровья и окружающей среды продукцию на полках в магазинах, более 30 лет назад была создана экологическая маркировка. Вместо набора цифр и химических формул придумали маленький лаконичный символ. При получении экологической маркировки проводится анализ всего жизненного цикла продукции, т.е. оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он получен, учитываются упаковка и способы утилизации.
В развитых европейских странах люди уже осознали, что залог здоровья и благоприятной среды жизнедеятельности - это чистая окружающая среда. Важнейшим фактором становится также экологическая безопасность продукции. Покупатель пытается способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, а производитель продукции стремится к повышению уровня экологической безопасности своего производства. По прогнозам к 2015 объемы продаж в Европе экологически чистых продуктов должны удвоиться. Сегодня их общая доля на рынке невелика и составляет порядка 3 %. При этом цены на зеленые товары в среднем на 40% выше, чем на аналогичные продукты без экознака [1].
Экологическая маркировка во всем мире призвана помочь потребителю выбирать для себя экологически приоритетную продукцию, которая не опасна для здоровья человека и окружающей среды.
Только комплексный анализ продукта «от сырья до упаковки» может составить полную картину его воздействия на человека и окружающую среду. Основные принципы добровольной экологической сертификации по этой схеме заложены в международных стандартах серии ISO 14020 и ISO 14040. ISO - это международная система защиты множества тысяч стандартов, в том числе стандартов, касающихся экологической маркировки. Если предприятие самостоятельно разработало экологический знак или экологическую приставку к данной продукции, оно должно за свой счет разработать критерии и провести процедуру сертификации данной продукции по данным критериям в органах сертификации. И только после этого организация имеет право на подобную маркировку. Это требование цивилизованного мира.
Безусловно, на сегодняшний день Украина к этому не готова. То есть, процесс самодекларации как сертификационная система, не развит вообще. Это не государственная «обязаловка», но если маркировка ставится, то государственные службы, которые непосредственно признают стандарт и занимаются потребительской политикой, должны потребовать у производителя, маркирующего продукцию, конкретный сертификат. На этом основании сама организация осуществляет экологическую маркировку. В Украине, например, это национальный знак «Экологически чисто и безопасно» (эмблема «Зеленый журавль»), в Германии - «Blue angel», в странах Скандинавии, Швейцарии и Голландии - «Скандинавский лебедь». Параллельно странами-членами ЕС используется интернациональный «цветок» [2]. Все они не просто украшение или дань моде, а безоговорочное подтверждение экологической чистоты и надежности продукта.
Все эти знаки входят в одну глобальную сеть экологического маркирования GEN (Global Ecolabelling Network), что подтверждает их международное признание и авторитетность. Созданная в 1994 г. ассоциация тесно сотрудничает с Комитетом по преодолению барьеров в торговле (ВТО), а одним из ее членов является Комиссия ЕС по вопросам экологической сертификации и маркирования. С 2004 года украинский национальный экознак «Экологически чисто и безопасно» официально представляет наше государство в этой системе. Украинский знак экологической маркировки, признанный на международном уровне, - важный фактор, сопутствующий повышению конкурентоспособности продукции украинских производителей на мировом рынке.
Подводя итог так же необходимо отметить, что экологическая маркировка приобретает все большую значимость в контексте международной торговли. И становится очевидной тенденция повышения уровня потребительских предпочтений по отношению к экомаркированной продукции. Таким образом, в мировой практике экомаркировка выступает как один из инструментов экологической политики, ориентированной на развитие рынка и направленной на поощрение разработки товаров с улучшенными экологическими параметрами.
Список использованных источников:
1. http://www.ecounion.ru/ru/site
2. http://www.ivik.ua