Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:57, реферат
Экологический бизнес по своей сути призван минимизировать негативные последствия воздействия общества на природу и человека. Его задача – повысить эффективность использования природных ресурсов, а также защитить человека от губительного воздействия техногенных факторов. Решение данной задачи послужит реализации основного принципа устойчивого развития – удовлетворять насущные потребности общества не в ущерб будущим поколениям и обеспечить им равные возможности для развития и физического здоровья.
Введение:
Социально-экономическое развитие человечества неизбежно сопровождается усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, что влечет за собой подрыв ее способности к самовосстанавливанию. В последнее время в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса наблюдаются явные признаки экологического кризиса , проявляющегося в деградации окружающей среды, обеднении генетического фонда планеты, истощении природно-ресурсного потенциала и в конечном итоге – ухудшение качества жизни населения. Сегодня мировая общественность осознает жизненную необходимость перехода человечества на модель устойчивого развития, предполагающего интегрированное решение социальных, экологических, технических и экономических проблем с целью обеспечения роста благосостояния нынешнего и будущего поколения людей.
В этих условиях особую значимость приобретает природоохранная деятельность, направленная на снижение и предотвращение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. Осуществление природоохранной деятельности происходит на различных уровнях: международном, национальном, региональном, муниципальном и корпоративном. Однако мероприятия в области защиты природы в первую очередь следует проводить непосредственно на предприятиях, которые с одной стороны выступают основными элементами производства, а с другой стороны – главным источником экологической опасности.
Вопросам совершенствования управления природоохранной деятельностью предприятия посвящены труды многих ученых, однако, несмотря на определенный научный задел, еще не выработан реальный механизм практического воплощения принципов устойчивого развития на уровне конкретных предприятий. Поэтому в таких условиях особую актуальность приобретает проблема формирования новой культуры управления предприятием, базу которого составляют принципы экоэффективности, предполагающие снижение и предотвращение негативное воздействие производства на окружающую природную среду при одновременном повышении финансовой эффективности его функционирования.
Переход на более высокую ступень управления природоохранной деятельностью на отраслевом и локальном уровне требует, чтобы принимаемые управленческие решения были соответствующим образом аргументированы и обоснованы.
Экологический бизнес по своей сути призван минимизировать негативные последствия воздействия общества на природу и человека. Его задача – повысить эффективность использования природных ресурсов, а также защитить человека от губительного воздействия техногенных факторов. Решение данной задачи послужит реализации основного принципа устойчивого развития – удовлетворять насущные потребности общества не в ущерб будущим поколениям и обеспечить им равные возможности для развития и физического здоровья.
Глава 1.Понятие экологического бизнеса
ЭКОБИЗНЕС, экологический бизнес — сфера экономики, включающая : 1)предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения ( производство специального оборудования, экологически чистых автомобилей, приборов для мониторинга, службы экологической экспертизы);
2) предприятия с ресурсосберегающей технологией (рециклирование, альтернативная энергетика, производство товаров с маркой «экологически безопасных» ) ;
3) предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды ( создание экологически благоустроенных мест в городе, дизайн для учреждений и промп-редприятий);
4 ) учреждения, финансирующие экологическое просвещение.
Оба эти направления не имеют пока достаточно глубокого теоретического базиса и находятся в начале пути развития. Западе очень бурно развивалось теоретическое направление «эконэкол» (экономика экология). Затем оно сделалось сугубо прикладным, наработанное знание перекочевало в банковские кабинеты, а также стало путеводной нитью для страховых фирм, учитывающих «экологические» параметры и угрозы. Теория «экологического» рынка не была разработана, хотя такой рынок, как и экологический бизнес, его порождающий, как будет показано в главе 6, существует и играет достаточно заметную общественную роль.
Такая попытка делается сейчас под Москвой, но если не изменить технологию заложения полигонов мусора, мы будем терять дорожающие энергетические ресурсы. Как известно, выгоднее торговать не ресурсами, а конечными готовыми продуктами. Это правило справедливо и для экологического рынка. Техника и технология всегда наиболее эффективный «товар», обновление которого убыстряет экономическое и социально-экологическое развитие. Вне благоприятной среды невозможен общественный прогресс. Использование ранее теряемых природных ресурсов, минеральных и возобновимых, также может дать прирост материальных благ в виде конечной продукции непосредственно или через обрабатывающие отрасли. Несмотря на замедленную отдачу на вложенный капитал экологический бизнес в конечном итоге имеет дело главным образом именно с высокоэффективными его вложениями ( пока убыточны или мало прибыльны лишь некоторые методы утилизации отходов и очистки ). Это обусловливает его потенциальный успех.
Механизмы стимуляции и управления в рамках экологического бизнеса и рынка не всегда традиционны для экономики, хотя в общих чертах обычны. Для запуска в действие этих механизмов необходимы организация адекватной информации и налаживание межотраслевых и межхозяйственных связей ; отработка социальных, экономических или юридических стимулов ( международное соглашение, законодательство страны и т. п. ), их реализация на практике и контроль «экологических» преступлений ( их число быстро растет ), в том числе с помощью штрафов и судебного преследования ; управление через банковское кредитование и стимулирование с помощью налоговой политики.
В сферу экологического бизнеса и рынка попадает восемь направлений хозяйственной и социальной деятельности общества : 1 — измерительная и контрольная техника, 2 — ресурсосберегающие технологии и техника, 3 — использование вторичных ресурсов, 4 — экологическое воспроизводство и планирование, 5 — воспроизводство человека, 6 — рекреация, 7 — экологическое обучение и 8 — демографическая регуляция. Первое из них — это производство так называемой «экологической» техники — приборов и устройств, позволяющих контролировать среду жизни, очищать выбросы предприятий, кондиционировать воздух в помещениях и т. д. Не 250 менее широкое поле деятельности — разработка конкурентоспособных ресурсосберегающих и средощадящих технологий и техники. В некоторых случаях обновление основных средств производства приводит к лучшему использованию ресурсов и сохранению среды жизни. Этот процесс ускоряют путем принятия строгих законов по охране среды жизни, налоговой политикой, направленной на те же цели. Стимулом служит право на продажу выделенных предприятиям лимитов на загрязнение, а также сертификация продукции своеобразным знаком экологического качества ( в Германии это «Голубой ангел» ).
Экологический рынок, по Н. Ф. Реймерсу, можно определить как глобальный взаимовыгодный конкурентный обмен всем, что представляет экономическую, экологическую и социальную ценность. В последнее время говорят о рынке экологических услуг — обмене всем, что улучшает жизнь людей, экономит природно-ресурсный потенциал. В сферу экологического бизнеса и рынка попадает восемь направлений хозяйственной и социальной деятельности общества : 1 — измерительная и контрольная техника, 2 — ресурсосберегающие технологии и техника, 3 — использование вторичных ресурсов, 4 — экологическое воспроизводство и планирование, 5 — воспроизводство человека, 6 — рекреация, 7 — экологическое обучение, 8 — демографическая регуляция. Освещаются вопросы развития экологического бизнеса, экологии и рыночной экономики, рынка и экологической безопасности. Выгоды, получаемые предприятиями от чистого производства, сводятся к следующим:
В сфере охраны окружающей среды:
В сфере охраны труда:
Глава 2.Экобизнес в России