Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:25, реферат
Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.
Содержание______________________________________________________ 1
Введение________________________________________________________ 2
Роль конкуренции_________________________________________________ 3
Значение конкуренции_____________________________________________ 4
Основные типы конкурентного поведения рынков______________________6
Заключение______________________________________________________14
Список литературы________________________________________________15
Содержание
Содержание____________________
Введение______________________
Роль конкуренции______________
Значение конкуренции__________
Основные типы
конкурентного поведения
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.
Таким образом, конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Цель
моего реферата: изучение
роли и значения конкуренции в экономике,
и дать характеристику основным типам
конкурентных рынков.
Конкуренция
— двигатель экономического прогресса.
Это объясняется тем, что рыночное соперничество
приводит к успеху в том случае. если предприниматель
заботится не только о сохранении, но и
расширении своего производства, для чего
стремится усовершенствовать технику
и организацию, повышает качество товаров,
снижает затраты на производство единицы
продукции и тем самым имеет возможность
снизить цены, расширяет ассортимент товаров,
улучшает торговое и послеторговое обслуживание
покупателей. Именно этот фактор позволил
лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху
фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся
на конкуренцию, успешнее других достигают
своих целей и что именно конкуренция
показывает, как можно эффективнее производить
вещи. Она способствует вытеснению из
производства неэффективных предприятий,
рациональному использованию ресурсов,
предотвращает диктат производителей
по отношению к потребителю. В этом несомненная
положительная роль конкуренции в общественном
развитии и эффективность конкурентных
рынков.
Значение
конкуренции
Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения
конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает
равноправное положение
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция
арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в
совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная
плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.
Предприятия ведут ценовую и
неценовую конкуренцию. Чтобы
побеждать, т.е. завоевывать
Основные
типы конкурентного
поведения рынков
С
точки зрения активности Для
современного рынка характерна
регламентированная В
промышленно развитых странах,
где рыночные отношения имеют
давнюю историю, конкуренция
Внутриотраслевая
и межотраслевая
конкуренции:
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы. В
зависимости от способа Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса. Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь. Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций:
Конкуренция
выступает мощным фактором В
России началом создания
Для
реализации антимонопольного Монополии
- крупные хозяйственные Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:
В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности. Особое
значение в антимонопольной Отсутствие
конкурентной среды делает Для
стимулирования конкуренции на монопольном
рынке мировая практика предлагает использовать
следующие меры: расширить практику конкурсного
отбора в отраслях естественных монополий
на региональном уровне на стадии организации
торгов за право быть поставщиком определенного
вида услуг, поскольку в настоящее время
это право достаточно часто определяется
в результате сговора хозяйствующих субъектов
без участия региональных властей; ускорить
становление системы сбора и распространения
коммерческой информации, создание специализированных
региональных информационных систем,
которые облегчат доступ новых участников
на региональные рынки. Заключение
Конкуренция является
Чрезмерная монополизация,
Говоря о негативных методах
ведения конкурентной борьбы
необходимо отметить, что все-таки
пока есть конкуренция, будет
существовать и промышленный
шпионаж, т.е. эти два явления
связаны между собой, нельзя, конечно,
отрицать эффективность
В целом же, конкуренция несет
меньше негативных моментов, чем
положительных; конкуренция - значительно
меньшее зло, чем монополия,
злоупотребляющая своим
Конкуренция - определяющее условие
поддержания динамизма в Список
литературы 1.
Гасанов Р.М Промышленный М.: Международные отношения. 1986 2. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994 3. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992 4. Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1 5. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994 6. Робинсон.
Дж. Экономическая теория 7. Рузавин.
Г.И. Основы рыночной экономики. М.:
ЮНИТИ. 1996. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о работе Изучение роли и значения конкуренции в экономике