Изучение роли и значения конкуренции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.

Содержание

Содержание______________________________________________________ 1
Введение________________________________________________________ 2
Роль конкуренции_________________________________________________ 3
Значение конкуренции_____________________________________________ 4
Основные типы конкурентного поведения рынков______________________6
Заключение______________________________________________________14
Список литературы________________________________________________15

Работа содержит 1 файл

Реферат Экономика.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

Содержание 

Содержание______________________________________________________ 1

Введение________________________________________________________  2

Роль конкуренции_________________________________________________ 3

Значение конкуренции_____________________________________________ 4

Основные типы конкурентного поведения рынков______________________6

Заключение______________________________________________________14

Список литературы________________________________________________15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.

  Таким образом, конкуренция - это лекарство  от застоя в производстве, залог  экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому  необходимо как можно лучше исследовать  тему конкуренции.

    Цель  моего реферата: изучение роли и значения конкуренции в экономике, и дать характеристику основным типам конкурентных рынков. 
 
 
 
 
 

    Роль  конкуренции

 

     Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Значение  конкуренции 

Теперь  нам следует более подробно  остановиться  на  вопросе  значения

конкуренции в современной экономической  системе.

      Во-первых, конкуренция обеспечивает  равноправное положение  участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие  создается  и поддерживается  свободой  выбора:  покупатель  имеет   возможность   выбрать определенного  контрагента  из  нескольких  или  многих  продавцов  какой-то необходимой ему продукции, такая же  возможность  имеется  и  у  продавца  — добровольно  решить  вопрос  о  географическом  месте,  времени  и  условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность  влияния  на контрагента. Если, например, вас  не  устраивает  качество  показа  фильмов, репертуар в каком-то  кинотеатре,  вы  можете  "наказать"  это  предприятие, отказав ему в  посещении,  стать  регулярным  клиентом  другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как  вы,  поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется  в  довольно  трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным  инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

      Во-вторых, конкуренция создает одно  из  главных  условий,  необходимых для  эффективного  выполнения  ценой   координирующих   функций.   Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит,  можно утверждать,  что  конкуренция  является   условием   жизнеспособности   всей рыночной системы. Только  в  условиях  конкуренции  рынок  может  эффективно выполнять функции распределения  ресурсов  и  конечных  товаров.  Рынок  как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

      В-третьих, конкуренция выступает  как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес  на  степень  его соответствия  общественным  интересам.  Не  все  предприятия  эту   проверку выдерживают, в  результате  конкуренции  происходит  непрерывная  выбраковка неэффективных структур, т. е.  определенная  часть  хозяйствующих  субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры".  В  таком  случае  конкуренция подобна  предъявлению  красной  карточки  провинившемуся  игроку  футбольным

арбитром.

      В-четвертых,     конкуренция     создает     заинтересованность      в

совершенствовании экономических ресурсов,  их  производственных  комбинаций, снижении  издержек  на  единицу  выпускаемой  продукции,  научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих  людей  связаны  с предложением  такого  экономического  ресурса,  как  трудовые   способности. Привлечение того или иного  работника,  цена  трудовых  услуг  —  заработная

плата — в условиях конкуренции зависят  от  качества  трудовых  способностей. Как правило, более  высокие  конкурентные  позиции  работника  приносят  ему больший  денежный  доход.  Значит,  здравомыслящий  человек  не   может   не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

      Предприятия ведут ценовую и  неценовую конкуренцию. Чтобы  побеждать, т.е. завоевывать большую  сумму денежных  голосов  покупателей,  нужно  снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой  продукции,  думать  над  ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень  образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие  научно- технические разработки. 
 
 
 
 

Основные типы конкурентного поведения рынков 
  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
     

 С  точки зрения активности участия  в конкурентной борьбе на конкурентном  рынке различают лидеров, претендентов  на лидерство, ведомых и новичков.     

 Для  современного рынка характерна  регламентированная конкуренция,  которую принято называть добросовестной и эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.     

 В  промышленно развитых странах,  где рыночные отношения имеют  давнюю историю, конкуренция приобретает  самые разные формы. Прежде  всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.    

 

Внутриотраслевая  и межотраслевая  конкуренции: 

      Признаки Внутриотраслевая

      конкуренция

      Межотраслевая

      конкуренция

      Субъекты предприятия одной

      отрасли

      предприятия разных

      отраслей

      Объекты лучшие условия  производства и сбыта сферы наибол

      е прибыльного  вложения капитала

      Предпосылки различие индивидуальной стоимости однородных товаров различие нормы  прибыли в отраслях экономики
      Результат рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары средняя прибыль  и цена производства
           
       
 

  

В современной  экономике особое значение имеет  конкуренция, начинающаяся задолго  до появления товара на рынке. Предприниматели  могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более  низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры  и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.       

 В  зависимости от способа поведения  фирмы на рынке выделяют ценовую  и неценовую конкуренцию.    

  Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.      

  Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий  покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.     

 Конкуренция  очень сильно зависит от  количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.     

  Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.     

  Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Формы конкуренции и  типы рыночных ситуаций:

основные  

черты

Совершенная

конкуренция

Чистая

монополия

Олигополия Монополистическая конкуренция
количество  фирм на рынке множество независимых одна крупная несколько крупных достаточно  много
тип

продукта

стандартизиро-

ванный

уникальный стандартизиро

ванный

дифференциро-ванный
контроль  над ценой отсутствует полный контроль влияние ценового лидера влияние ограничено
вход  в отрасль относительно

легкий

очень трудный трудный вход и выход  возможны
        
 

 Конкуренция  выступает мощным фактором концентрации  производства, характер ее зависит  от развитости и степени монополизации  производства.        

 В  России началом создания антимонопольного  законодательства  стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".  Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно: 

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.
      

 Для  реализации антимонопольного законодательства  в стране в 1991 г. был создан  Антимонопольный комитет РФ. Его  задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.     

 Монополии  - крупные хозяйственные объединения,  контролирующие отрасли и рынки  за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.     

  Основные направления  демонополизации  и содействия развитию  конкуренции в  России предполагают:

  • контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);
  • предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.
      

 В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.    

 Особое  значение в антимонопольной практике  имеет регулирование деятельности  естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение  товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.      

 Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов  в регулировании деятельности  естественных монополий. В силу  специфического положения таких  монополий в экономике России  единственной силой, способной  им противостоять является государство.  Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго».       

 Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое  приспособление к спросу, высокое  качество продукции, высокую производительность  труда, минимум издержек, реализацию  принципом оплаты по количеству  и качеству труда, возможность  регулировки со стороны государства.  К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам,  чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

     Чрезмерная монополизация, появление  конкурентной борьбы между монополиями,  без соответствующего контроля  со стороны государства может  привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

    Говоря о негативных методах   ведения конкурентной борьбы  необходимо отметить, что все-таки  пока есть конкуренция, будет  существовать и промышленный  шпионаж, т.е.  эти два явления  связаны между собой, нельзя, конечно,  отрицать эффективность промышленного  шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

    В целом же, конкуренция несет  меньше негативных моментов, чем  положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия,  злоупотребляющая своим положением  в экономике.

     Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике,  и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.   Гасанов Р.М  Промышленный шпионаж  на службе монополий. 

        М.: Международные отношения. 1986

2.   Зайдель. Х , Теммен.Р  Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

3.   Львов. Ю.А Основы экономики  и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992

4.   Маконнелл. К., Брю. С. Экономикс : принципы, проблемы и политика.

       М.: Республика. 1992. Т. 1

5.  Портер. М Международная конкуренция.  М.:1994

6.  Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. М. 1986

7.  Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996. 

 
   

Информация о работе Изучение роли и значения конкуренции в экономике