Израильский вариант развития аграрного сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 06:00, статья

Описание работы

В статье обобщается опыт создания и развития в Израиле нескольких типов сельских хозяйств: коммунальных (кибуцы), индивидуальных фермерских и так называемых коллективных и рабочих поселений. Обращается внимание на особенности планирования и распределения в кибуцах, системы кооперативных объединений (перерабатывающих, сбытовых) как связующего звена между кибуцами и остальными производителями в сельском хозяйстве. Дается подробная характеристика становления и современного состояния израильской аграрной экономики.

Содержание

ИЗРАИЛЬСКИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Работа содержит 1 файл

Проблемы современной экономики.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

Низшую ступень  социальной структуры израильской  деревни занимают хозяйства арабских фермеров. Живущие в Израиле арабы  в основном ведут сельское хозяйство  все еще полутрадиционными методами, поскольку лишены возможности широко применять современную сельскохозяйственную технику и достижения агрономической науки. Хотя некоторые хозяйства производят товарную продукцию, ни по одному показателю их невозможно сопоставить с еврейским сектором. В арабских деревнях производится первичная переработка аграрной продукции, но масштабы этого вида производства невелики. В 1997 г. совокупный доход в расчете на одну ферму составил лишь 19,3% от дохода еврейской частной фермы и 23,6% - фермы в составе мошав овдим.

Процесс интеграции субъектов хозяйствования не обошел стороной и частный сектор. Фермеры  имеют свои ассоциации, которые создают  небольшие агропромышленные предприятия  по доставке, складированию, первичной  обработке сельскохозяйственной продукции. Такие предприятия имеют, как  правило, форму акционерных обществ.

Опыт Израиля показывает, что многоукладность может составлять основу высокоэффективного сельского хозяйства лишь в условиях рыночной экономики, что не исключает возможности и необходимости активного участия государства в создании благоприятных стартовых условий для различных укладов, формировании механизма защиты национального производителя от конъюнктурных колебаний. Доминирование государственного землевладения отнюдь не равнозначно тупиковому пути развития аграрного сектора. Как и в большинстве других западных стран, в Израиле собственность на землю и другие средства производства не является определяющим фактором хозяйствования.

Однако, с другой стороны, щедрая и не всегда обоснованная государственная поддержка израильских  сельских кооперативов разбалансировала их финансовую систему. Неиндексированность значительной части государственных кредитов вплоть до середины 80-х годов позволяла руководству сельскохозяйственных объединений использовать значительные средства в сомнительных финансовых и промышленных проектах. Не имеющее аналогов финансовое посредничество израильских сельскохозяйственных кооперативов в конечном итоге также себя не оправдало. Неформальные связи фермеров с местными кооперативными органами, распределяющими государственные и частные кредиты, нередко служили и служат причиной принятия далеко не оптимальных решений.

В середине 80-х годов  израильское сельское хозяйство  охватил финансовый кризис. Многие фермы и кооперативы оказались  на грани банкротства. В связи  с этим в начале 1987 г. между банками, Еврейским агентством и другими  организациями, контролирующими кооперативное  движение, была достигнута договоренность о списании части задолженности  и консолидации остальной ее доли в долгосрочную задолженность. Во второй половине 90х годов подобная схема  была применена вновь, но списанию и  пролонгированию подлежали уже значительно большие долговые суммы. Связанные с этим расходы в прямой или косвенной форме взяли на себя государство и международные еврейские организации.

Государственная экономическая  политика в данном случае была направлена на сохранение статус-кво в социально-экономической  структуре сельского хозяйства, на предотвращение ее изменений. Критерии экономической эффективности отодвигались на второй план.

Однако в 90-е годы начавшаяся либерализация израильской  экономики постепенно захватила  и аграрную сферу. Были устранены  барьеры на пути создания крупных  специализированных производственных единиц, все в большей степени  опирающихся на использование относительно дешевой наемной рабочей силы. Облегчен был доступ на внутренний рынок импортной продукции. Отменяются производственные квоты. Снижаются  государственные субсидии и стимулируется повышение конкурентоспособности путем технологических перемен. Доля прямых субсидий в стоимости сельскохозяйственной продукции снизилась с 49% в 1984 г. до 7,1% в 1995 г. и 3,1% в 1998 г.и оказалась существенно ниже среднего для стран ОЭСР уровня.[5]

Кибуцам в качестве платы за погашение задолженности  пришлось вернуть часть арендуемых земель государству, что придало  новый импульс процессу перераспределения  прав землепользования. В мошавах было облегчено перемещение прав землепользования от убыточных хозяйств к более эффективным фермам - кооперативным и частным.

Проблема трудоустройства  высвобождаемых из сельского хозяйства  работников решается сравнительно легко: государство помогает хозяевам нерентабельных ферм в мошавах найти работу в местной промышленности и сфере услуг в той же сельской местности. В кибуцах создаются производственные мощности вне аграрного сектора. Благодаря перемещению части крестьян в несельскохозяйственное производство укрупняются масштабы землепользования.

Решение проблемы избыточного  аграрного населения в ходе реализации концепции "мультисекторной деревни" было облегчено тем, что в Израиле большинство сельских поселений, по нашим понятиям, представляют собой не отдаленную провинцию, а скорее городскую периферию с развитой торговой и складской сетью, транспортной, энергетической и прочей инфраструктурой.

В итоге теперь только 15% проживавших в сельскохозяйственных поселениях израильтян заняты непосредственно в сельском хозяйстве (в кибуцах - даже 10%). Усиление конкуренции в этой отрасли увеличило масштабы применения более дешевой рабочей силы, в том числе иностранной. В 2001 г. в сельском хозяйстве было занято 49,6 тыс. израильтян и 20,8 тыс. иностранных рабочих (большинство из Таиланда).[6]

Таким образом, государство  приступило к давно назревшей  модернизации многоукладного сельского  хозяйства. Подводить итоги этого  процесса пока еще рано. Вместе с  тем, очевидно, что усиление рыночных начал в аграрной сфере не сопровождается повышением роли частного фермерского  уклада и ослаблением кооперативного сектора, а заключается в усилении наиболее эффективных хозяйств в  различных укладах, чему способствовало устранение многих барьеров на пути перераспределения  земельных угодий, перелива рабочей  силы и капитала в другие отрасли. Менялась не структура форм общественной организации сельского хозяйства, а внутрихозяйственное устройство различных укладов, в первую очередь  кооперативного сектора. Заслуживает  внимания, что процесс отказа от устаревших, идеологически обусловленных  и экономически неэффективных институциональных  форм хозяйствования в целом носит  эволюционный характер, повышает автономию  и децентрализацию производства, а главное, способствует оживлению  конкуренции в отрасли. Не форсируя ход событий, государство дало сельским кооперативам время для того, чтобы  они в полной мере ощутили необходимость  изменения принципов организации  воспроизводственного процесса, изменения  отраслевой структуры занятости. Важным индикатором результативности перемен  служит рост производства в сельском хозяйстве в 90-е годы - в среднем  на 4,6% в год (4,5% - за счет роста производительности труда) и увеличение среднегодового дохода в расчете на одного фермера  на 3,1%.[7]

Национальному сельскому  хозяйству по-прежнему будет принадлежать главная роль в обеспечении населения  продовольствием, но этим его значение будет в основном и ограничиваться. Экспорториентированные сфера услуг и высокотехнологичные отрасли промышленности - основные приоритеты современной экономической стратегии Израиля. В сельскохозяйственном экспорте соотношение между продукцией растениеводства и животноводства, с одной стороны, и услугами (передовые аграрные технологии), с другой стороны, будет, очевидно, меняться в пользу последних.  

1 Власть и политика  в Государстве Израиль Экономика  и политика. Тель-Авив, 1998, с. 31. 

2 Survey of Agriculture, Initial Findings, Jerusalem, Aug.31, 1997.  

3 См., например, Zusman P. Individual Behavior and Social Choice in Cooperative Settlement. The Theory and Practice of the Israeli Moshaw. Jerusalem, 1988, с.151. 

4 Если мошав сам арендует землю у государства, то его члены являются субарендаторами (так называемый "трехсторонний контракт"). В других случаях первичным арендатором является Еврейское агентство, которое заключает контракты на субаренду с мошавами, а те, в свою очередь, - с фермерами ("четырехсторонний контракт"). Но самое незавидное положение у тех мошавов, которые пользуются не арендой или субарендой, а имеют лишь "разрешение" на обработку земли и, в свою очередь, дают "разрешения" своим фермерам. 

5 Bank of Israel Annual Report 1998. Jerusalem, 1999, c. 61. 

6 Israel Yearbook and Almanac 2001. Tel Aviv, 2001, c. 45. 

7 Bank of Israel Annual Report 1998. С. 61. 

Вернуться к оглавлению номера

Информация о работе Израильский вариант развития аграрного сектора экономики