Измерение бедности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:30, доклад

Описание работы

Оценка социальных явлений предполагает их измерение, но всякое социальное измерение всегда относительно, поэтому реальная политика, как правило, пытается по - разному подойти к любому измерению социального параметра вообще и бедности в особенности.
В мировой практике выделяют три основные концепции измерения бедности:

Работа содержит 1 файл

измерение бедности.docx

— 18.20 Кб (Скачать)

Измерение бедности в РФ

 Оценка социальных  явлений предполагает их измерение,  но всякое социальное измерение  всегда относительно, поэтому реальная  политика, как правило, пытается  по - разному подойти к любому  измерению социального параметра  вообще и бедности в особенности. 

 В мировой практике  выделяют три основные концепции  измерения бедности: 

 • абсолютная  бедность, которая основана на  сопоставлении реальных доходов  населения установленному минимуму  средств существования;

 • относительная  бедность, для ее определения  используется метод медианы, она  определяется через сопоставление  доходов населения с определенной  долей “серединного” дохода, при  этом черта бедности всегда  находится на одном и том  же расстоянии от медианы, статистически  характеризующей достигнутый в  стране “жизненный стандарт;

 • субъективная  бедность, базирующаяся на оценках  собственного положения людьми, которые руководствуются выбранными  ими самими стандартами, не  связанными с какими-либо абсолютными  стандартами или средним показателем  по стране. 

 Решение вопроса  об использовании той или иной  концепции измерения бедности  зависит от цели оценки, а также  от реальных экономических возможностей  страны. 

 В России используется  абсолютная концепция измерения  бедности. Для измерения абсолютного  уровня бедности в качестве  критерия статистические службы  используют социальные нормативы,  разработанные и утвержденные  правительственными и законодательными  органами. 

 В качестве  черты бедности в РФ используется  прожиточный минимум, который  относится к числу наиболее  важных социальных нормативов. Он  представляет собой показатель  объема и структуры потребления  важнейших материальных благ  и услуг на минимально допустимом  уровне, необходимом для поддержания  активного физического состояния  взрослых, социального и физического  развития детей и подростков. В России прожиточный минимум  используется: 

 • для оценки  и анализа уровня жизни населения  при разработке и реализации  социальной политики;

 • для обоснования  минимальных государственных социально-трудовых  гарантий;

 • для оказания  государственной социальной помощи  малообеспеченным гражданам;

 • при формировании  государственного бюджета;

 • в качестве  одного из критерия оценки  бедности. 

 Расчет прожиточного  минимума осуществляется Министерством  здравоохранения и социального  развития ежеквартально. 

 Состав потребительской  корзины, положенной в основу  расчета величины прожиточного  минимума, пересматривается не чаще  одного раза в 3-5 лет. ФЗ РФ  “О потребительской корзине”  был принят в 2005 году.  

 Так как потребности  населения значительно дифференцируются  в зависимости от его социально-демографических  характеристик, прожиточный минимум  устанавливается не только в  среднем на душу населения,  но и отдельно для населения  в трудоспособном возрасте, пенсионеров  и детей. 

 Стоимость минимальной  потребительской корзины складывается  из стоимости продовольственной  корзины, стоимости непродовольственной  корзины и стоимости минимального  набора платных услуг. 

 В международной  практике используются три основных  метода расчета прожиточного  минимума: 

 • нормативный – предусматривает формирование состава потребительской корзины исходя из нормативов потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг на одного человека;

 • статистический – структуру минимальной потребительской корзины составляют на основе фактических затрат по отдельным статьям потребительских расходов группы населения, признанной в обществе как наименее обеспеченная часть населения (например, 10-20% населения с наименьшими доходами);

 • комбинированный (или нормативно-статистический) – предусматривает формирование минимальной продовольственной корзины в соответствии с нормативами потребления продуктов питания. Стоимость непродовольственной части (товаров, услуг) определяется в процентах, как доля затрат в общей стоимости минимальной потребительской корзины, на основании фактической структуры потребительских расходов группы населения, у которого расходы на питание соответствуют нормативным. 

 В РФ используется  нормативный метод расчета прожиточного  минимума, за исключением ряда  позиций: предметы санитарии и  гигиены, услуги культуры и  др., которые определяются в процентах  от общей величины расходов  на непродовольственные товары  и на оплату услуг. 

 Стоимостная оценка  продовольственной части бюджета  прожиточного минимума определяется  по средним ценам регистрации  на соответствующие товары /услуги-представители  на натуральный набор продуктов  питания (непродовольственных товаров  и услуг). Набор товаров и услуг,  включенных в корзину, должен  быть обязательно согласован  с набором товаров/услуг-представителей, используемых для расчета индекса  потребительских цен. В России, где стоимостная оценка проводится  раз в квартал, используются  цены (тарифы) в среднем за квартал  или последний месяц квартала. 

 Оценка уровня  бедности по основным социально-демографическим  группам домашних хозяйств определяется  на основе данных выборочного  обследования бюджетов домашних  хозяйств, распространенных на генеральную  совокупность, путем соизмерения  располагаемых ресурсов каждого  обследованного домашнего хозяйства  с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного  минимума для домашнего хозяйства  в целом определяется исходя  из состава по сумме соответствующих  величин прожиточного минимума  для различных социально-демографических  групп населения, установленных  в конкретном субъекте РФ, соответствующего  месту проживания домашнего хозяйства. [142] 

 Величина прожиточного  минимума, который формируется на  основе потребительской корзины  и принимается ежеквартально,  предназначается для: 

 • оценки уровня  жизни населения РФ при разработке  и реализации социальной политики  и федеральных социальных программ;

 • обоснования  устанавливаемых на федеральном  уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. 

 Прожиточный минимум  в субъектах Российской Федерации  предназначается для оценки уровня  жизни населения соответствующего  субъекта РФ при разработке  и реализации региональных социальных  программ; оказания необходимой  государственной социальной помощи  малоимущим гражданам; формирования  бюджетов субъектов Российской  Федерации. 

 Численность населения  с денежными доходами ниже  величины прожиточного минимума [143] на первый квартал 2008г составляла 23,0 млн. чел., что составляло 16, 3 % населения страны, то на этот  же период 2009г, цифры, соответственно  были: 24.5 млн.чел. и 17, 4%. Если на протяжении 2008 г наблюдалась тенденция к снижению малоимущих, то в связи с мировым финансовым кризисом достигнутые успехи были сведены к нулю.  

 Одним из предназначений  величины прожиточного минимума  является его сопоставление с  минимальным размером оплаты труда (МРОТ), как законодательно установленного минимума, применяемого для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ впервые максимально приблизился к величине прожиточного минимума лишь в январе 2009 года. Доля бедного населения в общей численности граждан в России уменьшилась с 29 % в 2000 году до 15 % в 1-м полугодии 2009 года [144].  

 Основные усилия  российского правительства были  направлены на обеспечение полной  выплаты заработной платы работникам  бюджетных учреждений, стипендий,  а также проведение индексации  денежных пособий в размерах, превышающих инфляцию, что позволило  сократить число граждан с  денежными доходами ниже прожиточного  минимума. В 2009 году впервые за  последние годы в России произошло  снижение дифференциации населения  по уровню денежных доходов.  Особое внимание уделяется пенсионерам,  которые сейчас составляют наибольший  удельный вес бедного населения.  С 1 января 2010 года началось осуществление  двух социальных программ - введение  социальных доплат по прожиточному  минимуму и так называемая "валоризация" (разовое увеличение пенсии) прошлых  пенсионных начислений. Последняя  также была в основном адресована  пенсионерам, причем наиболее  бедным. Эта категория пенсионеров,  которая составляет около 36 миллионов  человек, получила прибавку к  пенсии по программе валоризации. 
 

142. Больше чем  бизнес – Джим Коллинз, Уильям  Лазье, изд. Альпина бизнес букс, Москва 2006., перевод с английского стр., 234

143. Материалы статкомитета СНГ

144. www.gks.ru – Федеральная  служба государственной статистики

Информация о работе Измерение бедности