Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:11, доклад
В декабре 1991 г. в США и в ноябре 1993 г. в России были проведены массовые опросы населения, в ходе которых респон дентам был задан вопрос: Что вам необходимо для того, чтобы хо рошо жить? В итоге выявлена следующая иерархия ценностей (табл. 8).
6.2. Иерархия ценностей современных обществ
В декабре 1991 г. в США и в ноябре 1993 г. в России были проведены массовые опросы населения, в ходе которых респон дентам был задан вопрос: Что вам необходимо для того, чтобы хо рошо жить? В итоге выявлена следующая иерархия ценностей (табл. 8).
Таблица S Социальные приоритеты населения США и России
США
Ранги
Собственный дом
1
Машина
Счастливый брак
3
Дети
Образование детей 5 Высокооплачиваемая работа
Интересная работа 6 Собственная отдельная квартира
Высокооплачиваемая
работа
Сад, лужайка 8 Машина
Много денег 9 Собственный дом
Цветной телевизор 10 Верные друзья
Источник: ФОМ-ИНФО.
Еженедельный бюллетень фонда «Общественное
мнение». Вып. 0. 15 марта 1994. С. 4.
Сопоставление трех первых позиций американского и россий ского представления о хорошей жизни свидетельствует об их суще ственном отличии: совпадает здесь только ориентация на счастливый брак (3 и 2-е места соответственно), в остальном наблюдается полное расхождение. Так, если американцам для хорошей жизни нужны прежде всего собственный дом и машина, то россиянам — здоровье и дети. Конечно, нужно учитывать различие уровней ма териального достатка и медицинского обслуживания, но это не главная причина несовпадения представлений о хорошей жизни. Если сравнить оба перечня из десяти важнейших ценностей в целом, то можно обнаружить, что у американцев в нем отсутствуют такие понятия, как здоровье, стабильная жизнь и верные друзья, а у россиян — образование детей, интересная работа, сад с лу жайкой и цветной телевизор. Данные приоритеты отражают условия повседневного быта населения США и России, однако сами эти условия являются воплощением свойственных культурам двух народов представлений о смысле, качестве и высшей цели жизни. Для американцев [Смелзер, 64—65] главными признаками высокого качества жизни является личный успех, активность, эффектив ность и комфорт, а высшей целью — прогресс (поступательное улучшение условий жизни). Собственный дом с садом и лужайкой, машина, цветной телевизор — внешние воплощения этого качест ва. Для жителей России признаками высокого качества жизни слу жат благополучная семья (счастливый брак, воспитание хороших детей и обеспечение их будущего) и общение (с близкими, друзья ми, соседями, коллегами).
Эти выводы
можно сделать на основе обобщения
результатов многолетних
Международное сравнительное исследование ценностей (1991- 1992) позволило установить среди населения России преобладание людей, «сфокусированных» на социальное окружение (социокультурный тип 1), над людьми, «сфокусированными» на самих себя (социокультурный тип 2). Представителям первого типа присуши такие социальные качества, как ориентация на общие цели и об щепринятые нормы поведения; чувство включенности в ближай шее окружение (семья, друзья, коллеги, соседи); понимание своего долга и приоритета коллективных интересов. Представителей вто рого типа отличает ориентация на индивидуальные цели и внут ренние импульсы поведения; стремление к самореализации и лич ному успеху [Докторов, 4—19]. По исчисленным в исследовании значениям признаков первого социокультурного типа Россия превосходила все страны Западной, Центральной и Восточной Европы (за исключением Италии), а среди республик бывшего СССР уступала только Украине (рис. 15).
В странах Центральной
и Восточной Европы представители
первого социокультурного типа преобладали
над представителями второго. В
странах Западной и Южной Европы
наблюдалось пре обладание как
первого типа над вторым, так и
второго над первым. В среднем
по Европе (а также в Германии,
Франции и Испании) существовал
баланс обоих типов.
Следует отметить,
что у разных возрастных групп
населения России и Западной Европы
зафиксированы существенные разли
чия в соотношении двух вышеуказанных
типов мотивации соци ального действия
(рис. 16 и 17).
На этих гистораммах
видно, что в младших возрастных группах
населения и России, и Западной Европы
преобладали представите ли второго социокультурного
типа, а в старших — первого. В сред них
возрастных группах наблюдалось приблизительно
равное количество представителей обоих
типов. Эти различия не исчезнут по мере
взросления младших возрастных групп,
поскольку они обу словлены не возрастной
динамикой, а спецификой условий первичной
социализации различных поколений людей.
Решающую роль в этом процессе играют
так называемые формативные годы — период
жизни человека, непосредственно предшествующий
зрелос ти. «Жизненные ценности... отражают
социально-экономическую ситуацию страны
не в настоящий момент, а через временный
лаг, определяемый формативными годами»
[Вардомацкий, 50]. В эти годы складываются
базовые ценности соответствующей когорты
(от лат. cohortis — подразделение, отряд) —
совокупности людей, достигших совершеннолетия
в определенный исторический период [Там
же, 51—53]. Многолетние (1970-1993) исследования
ценнос тей, проведенные под руководством
Рональда Инглхарта, свиде тельствуют
о правомерности подобного утверждения
[ Inglehart , 1995, 13-14].
На основе математической модели, построенной с использованием данных вышеупомянутого исследования ценностей (1991— 1992), Б.З. Докторов делает предположение о том, что в перспек тиве (2050—2075) общие характеристики российской и западноев ропейской культуры по измеренным ее параметрам могут стать практически одинаковыми [Докторов, 18]. Этот прогноз станет ре альностью в том случае, если в указанный период существенно сблизятся условия жизни населения Западной Европы и России. Культура помогает людям адаптироваться к меняющимся условиям жизни, поэтому образование сходных ее элементов (представлений, ценностей и норм) возможно только на основе приспособле ния людей к одинаковым условиям жизни. Сближение (конверген ция) культур означает не вытеснение традиционных российских Ценностей западными, а их взаимопроникновение и формирование новых ценностей, которые не будут похожи на традиционные западные и традиционные российские. Здесь важно учитывать не только развитие сотрудничества и контактов между населением России и стран Западной Европы, но и субъективное отношение россиян к данному объективному процессу.
Всероссийские
опросы населения, проведенные Фондом
«Об щественное мнение» (ФОМ) в 1993—1994 гг.,
выявили среди насе ления страны две примерно
равные группы [Клямкин 1994, 81]; 1) сторонников
ориентации России на традиционно русские
цен ности (47%); 2) сторонников ориентации
России на традиционно русские и западные
ценности одновременно (44%). Важно отметить,
что первая группа включала в основном
представителей старших возрастных категорий,
а вторая — младших. В средних возрастных
категориях было примерно одинаковое
количество представителей первой и второй
групп. Здесь, как и в упомянутом в начале
статьи международном исследовании, мы
снова видим баланс противоположных ориентации
в средних возрастных группах и дисбаланс
в младших и старших (рис. 18).
Эти данные позволяют утверждать, что не существует непре одолимой границы между российской и европейской политическими культурами и что сближение их основных характеристик вполне возможно. Оно будет происходить по мере вступления в активную экономическую и политическую жизнь новых поколе ний россиян, первичная социализация которых будет протекать в новых социально-экономических и политических условиях. Эти люди постепенно создадут новую российскую культуру и новые ценности. В связи с этим необходимо обратить внимание на одно очень важное обстоятельство, обнаруженное в ходе международного исследования ценностей. По уровню межличностного доверия, важнейшему элементу устойчивого культурного синдрома, обусловливающему стабильность демократии [ Inglechart 1995, 49],
Информация о работе Изменение ценности в развитых западных странах