Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 21:45, контрольная работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимилизация прибыли . Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию . В конкретных случаях (завоевание места на рынке , конкурентная борьба и т.п. ) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки .
Ниже показаны три возможных варианта положения фирмы на рынке . Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке М , то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные издержки . Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли .
Следует особо подчеркнуть , что говоря о нулевой прибыли , мы не имеем в виду , что фирма вообще не получает никакой прибыли . Как уже было показано , в издержки производства включаются не только затраты на сырье , оборудование , рабочую силу , но и процент , который фирмы могли бы получить на свой капитал , если бы вкладывали его в другие отрасли . Иными словами , нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала , определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска , или вознаграждение фактора предпринимательства , является составной частью издержек . Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор . В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки .
Если средние издержки ниже цены , то фирма при определенных объемах производства ( от Q1 до Q2 ) получает в среднем прибыль более высокую , чем нормальная прибыль , т.е. сверхприбыль , или квазиренту . Наконец , если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены , то данная фирма терпит убытки и разорится , если не будет реорганизована или не уйдет с рынка .
Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке , однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства . Действительно , если средние издержки ниже цены , то на этом основании мы можем лишь утверждать , что в интервале от Q1 до Q2 находится зона прибыльного производства , а при объеме производства Q3 , которому соответствуют минимальные средние издержки , фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта . Однако означает ли это , что точка Q3 – это точка оптимального объема производства , где фирма достигает своего равновесия ? Производителя , как известно , интересует не прибыль на единицу продукции , а максимум общей массы получаемой прибыли . Линия средних издержек не показывает , где достигается этот максимум .
В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки , т.е. дополнительные издержки , связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом . Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n-1 единиц : МС=ТСn-ТСn-1 . Ниже показана динамика предельных издержек .
Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек , потому , что постоянные издержки существуют независимо от того , производится ли дополнительная единица продукции . Сначала предельные издержки сокращаются , оставаясь ниже средних издержек . Это объясняется тем ,что если издержки на единицу продукции убывают , следовательно , каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов , т.е. средние издержки выше предельных . Последующий рост средних издержек означает , что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек . Таким образом , линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М .
Производство дополнительной единицы продукции , порождая дополнительные издержки , с другой стороны , приносит и дополнительный доход , выручку от ее продажи . Величина этого дополнительного , или предельного дохода ( выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n-1 единиц прoдукции : MR=TRn-TRn-1. В условиях свободной конкуренции , как известно , производитель не может повлиять на уровень рыночной цены , и , следовательно , продает любое количество своей продукции по одной и той же цене . Это значит , что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков , т.е. предельный доход будет равен цене : MR=P .
Введя понятия предельных издержек и предельного дохода , мы можем теперь более точно определить точку равновесия фирмы , или точку , где она прекращает производство , добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли . Очевидно , что фирма будет расширять объем производства , пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль . Другими словами , пока предельные издержки будут меньше , чем предельный доход ,фирма может расширять производство . Если предельные издержки начнут превышать предельный доход , фирма будет нести убытки .
Ниже показано , что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода , равного рыночной цене Р1 , в точке М , соответствующей объему производства Q1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства , либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции .
Таким образом , условие равновесия фирмы , как в краткосрочном , так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом : МС=MR . Любая фирма , добивающаяся прибыли , стремится установить такой объем производства , при котором соблюдается это условие равновесия . На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене , поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС=Р .
Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнальная система , которая информирует предпринимателя о том , достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли . Однако нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек , поскольку , как уже отмечалось , они не учитывают постоянных издержек .
Общая прибыль , получаемая фирмой , может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС) . В свою очередь , валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR=QxAC) . Таким образом , лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек , можем точно определить объем получаемой прибыли .
Рассмотрим три возможных
Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек , валовая выручка в точности равна валовым издержкам . Прибыль фирмы будет нормальной , поскольку цена ее продукции равна средним издержкам .
Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек , то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту , т.е. прибыль , превышающую нормальный уровень . При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2 , следовательно , валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2 . Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше , и площадь заштрихованного прямоугольника C2P2ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли .
На третьем рисунке показана иная ситуация : средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену . В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки , хотя они и меньше , чем при других объемах производства ( площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3) .
Рассмотрим эту последнюю
Обратим внимание , что когда фирма ничего не производит , она несет только постоянные издержки . Если же она производит продукцию , то к постоянным издержкам добавляются переменные , но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж . Поэтому , чтобы понять , когда фирма минимизирует убытки , надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (AC) , но и со средними переменными издержками (AVC) .
Рассмотрим ситуацию , показанную ниже :
Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек , но выше минимальных средних переменных издержек . При оптимальном объеме производства Q1 величина средних издержек производства составит отрезок Q1M , величина средних переменных издержек – отрезок Q1L . Следовательно , отрезок ML – это средние постоянные издержки . Если фирма продолжает работать , то ее валовая выручка ( прямоугольник OP1EQ1) будет меньше полных издержек ( прямоугольник OCтMQ1) , но при этом будут покрыты переменные издержки ( прямоугольник OCvLQ1) и часть постоянных издержек . Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника P1C1ME . Если же фирма остановит производство , то убытки составят всю величину постоянных издержек ( прямоугольник CvCтML) . Таким образом , пока цена выше минимальных средних издержек , фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию , поскольку в этом случае минимизируются убытки . Если цена равна минимальным средним переменным издержкам , то для нее безразлично , продолжать производство или останавливать его . Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек , тогда производство продукции должно быть прекращено .
Мы видели , что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства , двигаясь вдоль кривой МС . Другими словами , восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек ) является фактически кривой ее краткосрочного предложения . Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли , получаем кривую совокупного отраслевого предложения . По мере постепенного повышения цены различные фирмы , работающие в данной отрасли , расширяют свое производство и свое предложение . Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор , пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением . Такое равенство достигается при определенном уровне цены , которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода .
Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале . Что изменится в нашем анализе , если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени ? По мере увеличения рассматриваемого периода времени , во-первых , для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками , и все издержки становятся переменными , а во-вторых , на рынке в целом изменяется число фирм .
Рассмотрим сначала , что происходит с издержками фирмы в долгосрочном периоде . При планировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек (кол-ва нанятых работников , используемого сырья , полуфабрикатов и т.д. ) . В этом случае эффективность производства снизится , поскольку при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек ) нарушится оптимальное сочетание факторов производства . Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек , поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства . Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек , то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (АС).
Как новая кривая АС , соответствующая большему размеру фирмы , расположена относительно старой кривой АС ? Это зависит от действия эффекта масштаба . Ниже показаны несколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы , соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба .
При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек ( переход от кривой АС1 к АС2 ) . При убывающей отдаче от масштаба , когда объемы производства слишком велики , пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС3 к АС4 ). Многие отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба в широких пределах изменения объема выпуска . В этом случае минимальные средние издержки при разных размерах фирмы одинаковы . U-образная линия LAC , огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек , представляет собой долгосрочную кривую средних издержек : ее нисходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба , а восходящий участок – убывающей отдаче от масштаба . При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC . Таким образом , изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов , фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки .
Рассмотрим теперь , как изменяется равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли . Обратимся снова к рисунку :
Если рыночная цена выше средних издержек и фирма получает квазиренту , то в этом случае новые фирмы , привлеченные возможностью получить сверхприбыль , будут стремиться в эту отрасль . В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров , препятствующих появлению в отрасли новых фирм , нет . Поэтому предложение продукции начнет расти , и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты .
Информация о работе Издержки производства и их классификация