Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:51, реферат

Описание работы

Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы определены на основании анализа ее социально-экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств – основных торговых партнеров Беларуси, прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

Работа содержит 1 файл

Реферат экономика.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Могилевский экономический профессионально-технический  коледж

РЕФЕРАТ

      Тема: Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году

Выполнил: учащаяся 21 группы Воропаева Ю.Л.

г. Могилев 2008 г.

цели  и задачи социально-экономическогоразвития страны

 

     Цели  и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы определены на основании анализа ее социально-экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств  –  основных торговых партнеров Беларуси, прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

     Главная идея пятилетия – повышение уровня конкурентоспособ-ности на основе модернизации экономики, ее девиз  –  ”человек – инновации – благосостояние“. Способность адаптироваться к международной конкуренции в современном мире, который быстрыми темпами идет по пути глобализации, становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Для того чтобы выжить в этой жесткой конкурентной борьбе, необходимо создать эффективную, гибкую, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. А это смогут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди, выступающие как генераторы новых идей и главные источники их реализации.

     Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

     Для ее достижения необходимо обеспечить:

     рост  реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

     работу  органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;

     благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;

     опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего  образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

     внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

     осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

     повышение эффективности агропромышленного  комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

     инновационную направленность развития экономики, более  действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

     расширение  взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

     национальную  безопасность страны.

приоритеты  социально-экономического развития

 

     Важность и актуальность стоящих перед страной задач  определяют следующие приоритетные направления развития национальной экономики.

     Всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения. В условиях глобализации и жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырьевые ресурсы, построения нового постиндустриального информационного общества важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации. Поэтому приоритет отдается совершенствованию систем материального и духовного развития человека, качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг, способствующих формированию всесторонне развитого человека. Необходимо значительно повысить эффективность социальных программ, усовершенствовать механизмы предоставления социальной помощи, создать условия для полной занятости трудоспособных граждан. Требуется реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности НТП и рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. В здравоохранении следует конкретизировать систему государственных гарантий, реорганизовать систему оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи, внедрить новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда.

     Инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение. В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повысить роль научных исследований и разработок, превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.

     На  основе инноваций необходимо создать  благоприятные условия для внедрения  в производство передовых ресурсосберегающих технологий. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2 – 3 раза больше, чем экономически развитые государства, указанный приоритет имеет стратегическое значение. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать обеспечению положительного сальдо внешней торговли товарами, даст возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, учитывая невозобновляемость этих ресурсов, усложнение условий и удорожание стоимости их добычи и связанный с этим рост цен.

     Наращивание экспортного потенциала страны. Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, всегда было и остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребуемой на мировых рынках наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции. Это тот сектор экономики, который обеспечивает приумножение валютных поступлений в страну и как локомотив выступает сегодня важнейшей движущей силой экономического роста для традиционных, но жизненно важных отраслей и производств.

     Развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села. Земля была и остается одним из главных элементов нашего национального богатства. Поэтому экономический рост невозможен без эффективного ее использования, достижения продовольственной безопасности страны. В предстоящем пятилетии в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций, привлечению инвестиций, в том числе частных, развитию социальной инфраструктуры села с тем, чтобы максимально приблизить жизненные стандарты сельских жителей к городским, повысить уровень привлекательности сельского образа жизни.

     Развитие  малых и средних  городов. Индустриализация страны привела к чрезмерному росту крупных и больших городов со всеми ее негативными последствиями  –  скученность населения, сверхнормативный уровень загрязнения окружающей природной среды, недостаточное развитие периферийных проблемных регионов и малых городов, усиление территориальных различий в уровне жизни населения. В связи с этим необходимо повысить уровень комплексного развития производительных сил регионов, обеспечить размещение в малых и средних городах новых предприятий, филиалов и цехов действующих, расширение сферы услуг, прежде всего за счет малого предпринимательства. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения независимо от мест его проживания.

     Жилищное  строительство было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны, являясь основным звеном в системе стимулирования развития не только строительного комплекса, но и сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить возведение жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. При этом особое внимание следует уделить снижению стоимости строительства, созданию благоприятных условий для расширения сферы источников его финансирования, внедрению и развитию системы стройсбережений и ипотечного кредитования, улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и других нуждающихся категорий граждан. 
 

О СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЯНВАРЕ-АВГУСТЕ 2008 ГОДА

      Социально-экономическое развитие республики в январе-августе 2008 года характеризуется следующей динамикой основных макроэкономических показателей. Темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) в январе-августе 2008 года составил 110,6 процента к уровню января-августа 2007 г. при прогнозе на год – 108-109 процентов. Для сравнения: в аналогичном периоде 2007 года прирост ВВП составил 8,4 процента. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 30,8 процента, сельского хозяйства – 6,9 процента, строительства – 8,7 процента, транспорта и связи – 8,2 процента, торговли и общественного питания – 10,8 процента. Рост ВВП сопровождался снижением его энергоемкости. Энергоемкость ВВП в январе-июле 2008 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 7,5 процента (прогноз на 2008 г. – минус 7-8 процентов).В промышленности республики в январе-августе 2008 года произведено продукции на 13,1 процента больше, чем за аналогичный период 2007 г. (прогноз роста на год – на 8-9 процентов). В январе-августе 2007 г. прирост производства продукции промышленности к уровню соответствующего периода предшествующего года составил 8,5 процента. Производство потребительских товаров за данный период возросло на 12,8 процента (прогноз роста на год – на 9-10 процентов), в том числе продовольственных - на 13,3 процента (прогноз на 2008 г. – на 8-9 процентов), непродовольственных потребительских товаров на 12,3 процента (прогноз на год – на 10-11 процентов).Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в январе-августе 2008 года составил в целом по республике 16,4 процента. Наиболее высокий показатель достигнут по Министерству промышленности (34,3 процента при прогнозе на 2008 г. – 25 процентов).Одним из важнейших направлений повышения эффективности экономики является снижение затрат на производство продукции, в особенности, материалоемкости. По итогам января-июля 2008 года сохраняется наметившаяся тенденция снижения уровня материалоемкости продукции в промышленности в сопоставимых ценах. В целом по промышленности снижение уровня материалоемкости за январь-июль т.г. составило 2,8 процента, что выше прогнозного параметра, установленного на 2008 год (минус 1,5 процента).Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-августе 2008 года увеличился к уровню соответствующего периода 2007 года на 7,4 процента при прогнозе роста на 2008 год – на 7-8 процентов. В республике сохраняется положительная динамика по производству продукции животноводства. За январь-август 2008 г. в сельскохозяйственных и других организациях, учитываемых в текущем порядке, реализация скота и птицы на убой (в живом весе) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 5,5 процента, производство молока – на 8,8 процента, яиц – на 5,2 процента.

Информация о работе Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году