ИТ в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых - основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие - постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

Содержание

Введение 2
Экономические информационные системы, их назначение и классификация 3
Принципы создания и функционирования ЭИС 6
Этапы создания ЭИС 9
Заключение 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

ИТ в экономике.docx

— 29.12 Кб (Скачать)

Введение                                                                                                             2

Экономические информационные системы, их назначение и классификация                                                                                                         3 

Принципы создания и функционирования ЭИС                                            6

Этапы создания ЭИС                                                                                        9

Заключение                                                                                                       11

Список литературы                                                                                          13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие экономики и  других сфер человеческой деятельности в наше время связано с применением  вычислительной техники, созданием  информационных систем различного назначения [4,3].

Современные предприятия  и фирмы представляют собой сложные  организационные системы, отдельные составляющие которых - основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие - постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации  производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями  продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации  современной автоматизированной информационной системы (ИС) [5,4].

Сфера применения информационных технологий в экономике на базе персональных компьютеров и развитых коммуникационных средств очень обширна и включает разнообразные направления ее  применения,  что  позволяет  учреждениям,  предприятиям,  фирмам, а также  отдельным специалистам получать всю  необходимую информацию в нужное время и в полном объеме [2,4].

 

 

 

 

Экономические информационные системы, их назначение и классификация

 

Теоретические аспекты построения автоматизированных информационных систем исходят из положений кибернетики - науки об управлении в объектах живой и неживой природы и информатики - науки о преобразовании информации с использованием технических средств. К основополагающим понятиям кибернетики относятся:

- система; 

- системный подход;

- информация;

- прямая и обратная  связь. 

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных  единой цели. Признаки системы следующие:

1) составляющие элементы  взаимосвязаны и взаимодействуют  в рамках системы; 

2) каждый элемент может  рассматриваться как самостоятельная  система, но он выполняет только  часть функций системы; 

3) совокупность элементов  выполняет определенную функцию,  которая не может быть сведена  к функциям отдельно взятого  элемента;

4) подсистемы могут взаимодействовать  как между собой, так и с  внешней средой и изменять  при этом свое содержание или  внутреннее строение.

Система управления реализует  функции управления и состоит  из таких подсистем, как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и  регулирование.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует  экономическая информационная система (ЭИС), или совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управляющих решений [6,8].

Информационная система  является системой информационного  обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические  функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует  в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом  объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Назначение ЭИС:

- Решение задач обработки  данных — обработка и хранение  экономической информации с целью  выдачи сводной информации для  управления экономическим объектом (регулярно или по запросу).

- Автоматизация конторских  работ — ведение картотек, обработка  текстовой информации, машинная  графика, электронная почта и  связь.

- Задачи, основанные на  методах искусственного интеллекта  — для принятия управленческих  решений. Моделируют действия  специалистов предприятия при  принятии решений.

Создаваемые  и  функционирующие  ЭИС  могут  значительно различаться  по характеру и объему решаемых задач, типу объектов управления и ряду других признаков. 

Их обычно классифицируют по следующим признакам: 

- уровень действия (государственный,  региональный, муниципальный, объединений,  предприятий или фирм);

- сфера  применения  или  предметная  область (бухгалтерские,  статистические, налоговые и т.д.);

- степень интеграции (многоуровневые или корпоративные);

- способ  обработки информации (централизованный,  децентрализованный и др.);

- назначение или характер объектов управления (административное, производственное, социальное и др.);

- степень автоматизации (ручные, автоматизированные и автоматические);

- характер  получаемой  информации  (информационно-справочная, информационно-советующая, управляющая)[2,12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы создания и функционирования ЭИС

 

Для ЭИС соблюдаются следующие  принципы их создания и функционирования.

1. Соответствие. ЭИС должна  обеспечивать функционирование  объекта с заданной эффективностью. Критерий эффективности должен  быть количественным.

2. Экономичность. Затраты  на обработку информации в  ЭИС должны быть меньше экономического  выигрыша на объекте при использовании  этой информации.

3. Регламентность. Большая  часть информации в ЭИС поступает  и обрабатывается по расписанию, со строгой периодичностью.

4. Самоконтроль. Непрерывная  работа ЭИС по обнаружению  и исправлению ошибок в данных  и процессах их обработки. 

5. Интегральность. Однократный  ввод информации в ЭИС и  ее многократное, многоцелевое использование. 

6. Адаптивность. Способность  ЭИС изменять свою структуру  и закон поведения для достижения  оптимального результата при  изменяющихся внешних условиях.

Среди других особенностей ЭИС следует назвать обработку  больших объемов информации по сравнительно простым алгоритмам, высокий удельный вес логической обработки данных (сортировка, группировка, поиск, корректировка) и представление подавляющей  части информации в виде документов.

При создании информационной системы возникает задача объективной  оценки качества ее функционирования. Такая оценка особенно актуальна  потому, что современные информационные системы - это сложные и дорогостоящие  проекты, на их создание расходуются  значительные ресурсы.

Эффективность работы информационной системы выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых критериями эффективности. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ЭИС и поставленными перед ней целями.

 Величина, выбранная в  качестве критерия, должна удовлетворять  ряду требований:

- должна прямо зависеть от процесса проектирования (функционирования) системы,

- давать наглядное представление об одной из целей системы,

- иметь сравнительно простой алгоритм расчета,

- допускать приближенную оценку по экспериментальным данным.

ЭИС обычно оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат:

- система в целом,

- отдельные составляющие этапа проектирования системы, например проекты информационного, программного и технического обеспечения,

- важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы, например подготовка информации, ее обработка, ведение информационных массивов.

Как правило, функционирование ЭИС направлено на успешную реализацию нескольких целей.

Типичный перечень может  включать следующие цели.

1. Повышение эффективности  управления объектом (цели С1-СЗ):

С1 - максимальную полноту  информации для обеспечения принимаемых  решений;

С2 - представление информации с максимально возможной скоростью;

СЗ - максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителями.

2. Эффективное использование  ресурсов ЭИС (цели С4 - С6): С4 - сокращение  расходов на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС;

CS - максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных;

С6 - сокращение избыточности в базе данных.

Критериями для названных  целей будут:

К1 - отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления;

К2 - время обработки информации в ЭИС;

КЗ - время, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и ее использование в управлении;

К4 - сумма капитальных  вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС;

К5 - отношение объемов  входной и выходной информации;

Кб - доля избыточной информации в общем объеме данных.

Одновременное достижение указанных  целей практически неосуществимо. Например, повышение эффективности  ЭИС по критериям К1 и КЗ вызывает увеличение К4 и достигнутое состояние системы противоречит С4 [4,14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы создания ЭИС

 

Создание ИС проходит четыре этапа:

первый  — предпроектный (обследование, составление отчета, технико-экономического обоснования  и технического задания);

второй  — проектный (составление  технического и рабочего проектов);

третий  — внедрение (подготовка к внедрению, проведение опытных  испытаний и сдача в промышленную эксплуатацию);

четвертый  — сопровождение  и анализ функционирования (выявление  проблем, внесение изменений в проектные  решения и существующие ИС).

Содержание документации на каждой стадии определяется составом и спецификой работ. Стадии детализируются, проходя следующие этапы.

Предпроектная стадия:

- обследование объекта  и обоснование необходимости  создания ИС;

- формирование требований  пользователя к ИС;

- оформление отчета о  выполненной работе и заявки  на разработку ИС;

- разработка и утверждение  технического задания ИС.

Проектная часть:

- разработка проектных  решений по системе и ее  частям;

- разработка документации  на ИС;

- разработка и оформление  документации на поставку изделий  для комплектования ИС;

- разработка рабочей документации  на систему или ее части; 

- разработка или адаптация  программ.

Стадия внедрения:

- подготовка объекта автоматизации к вводу в действие;

- подготовка и обучение персонала;

- строительно-монтажные работы, если строится специализированное здание;

- проведение предварительных испытаний;

- проведение опытной эксплуатации;

- проведение опытных испытаний;

- введение в промышленную эксплуатацию.

Анализ функционирования:

- гарантийное и послегарантийное обслуживание;

- внесение изменений в проектные решения.

Основными участниками процесса создания ИС являются предприятие-заказчик, для которого она создается, и предприятие-разработчик, выполняющий работы по проектированию ИС.

Заказчик обязан заключить  договор на создание ИС, приобрести технические средства, подготовить  задание на строительство или  реконструкцию помещения, если необходимо, совместно с разработчиком выполнить  работы предпроектной стадии, в необходимые  сроки подготовить помещение, приобрести и установить технические средства, разработать и осуществить мероприятия  по совершенствованию организации  управления и производства.

Информация о работе ИТ в экономике