История возникновения национального счетоводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

В этой работе особое внимание уделено значению Национального счетоводства для государственного регулирования актуально в связи с необходимостью разработки и проведения стратегических структурных преобразований в экономике. Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА………………………………………………………………..5

1.1. Сущность и история возникновения национального счетоводства…………………..………………………………….…………5

1.2. Понятие и категории системы национальных счетов.….…………..12

1.3. Роль и функции национального счетоводства…………..………….16

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА………………………………………18

2.1. Содержание национальных счетов……………………….………....18

2.2. Основные принципы построения системы………………….……...24

2.3. Современное положение и перспективы развития форм счетоводства………………………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………...33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...…………..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 143.00 Кб (Скачать)

После второй мировой войны большой  вклад в развитие теории и методологии  СНС стали вносить международные  экономические организации (ООН, Европейские  сообщества и др.). Организуя международное  экономическое сотрудничество, международные  экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой  международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали  внедрению СНС в различных  странах мира, а с другой –  обеспечивали основу для сбора и  публикации сравниваемых данных о валовом  внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.

Первый  международный стандарт был подготовлен  в ООН в 50-х годах. Созданная  в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный  план счетов по учету и представлению  основных товарных и денежных потоков  в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами  затрат и выпуска, финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и  нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование  методов СНС позволило создать  современную Систему Национального  Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура). В ней  принципиально новыми методами можно  считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС  межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества.

СНС ООН  представляет собой согласованную  схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала  международным руководством для  национальных статистических служб.

Современная СНС ООН содержит более 500 различных  стандартных счетов, её счета дополняются 25 вспомогательными таблицами.

По степени  и направлению детализации счета  подразделяют на три класса:

- счета  первого класса – сводные счета;

- счета  второго класса – счета производства, потребления и капиталообразования;

- счета  третьего класса – счета доходов  и расходов и счета финансирования  капитальных затрат.

СНС с 1993 года обеспечивает ещё более тесную увязку традиционных её показателей  со смежными разделами экономической  статистики, более четко интегрирует  их в свой состав. Это относится  к показателям активов и пассивов, к платежному балансу, показателям  статистики государственного бюджета.

При подготовке новой СНС приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на пути экономических  реформ с целью трансформации  административной экономики в рыночную. Это облегчает задачу внедрения  новой СНС в практику стран  СНГ. В последние два-три года статистические органы стран СНГ  предпринимают энергичные усилия по внедрению новой СНС в регулярную статистическую практику.

Национальное  богатство – это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному  богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

Так как  экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода  к оценке национального богатства.

Система национальных счетов – есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и  категории системы национальных счетов

    СНС является новой для советской  статистики моделью, содержащую ряд  новых понятий. Некоторые понятия, используемые в системе, использовались и БНХ, однако содержание этих показателей  меняется. Рассмотрим важнейшие из них.

     В СНС используются категории внутренней и национальной экономики, соответственно для них исчисляются показатели: например, для внутренней экономики  — валовой внутренний продукт; для  национальной экономики — валовой  национальный продукт.

     Для разграничения этих категорий используются следующие понятия:

  • экономическая территория;
  • резидент;
  • центр экономического интереса.

     Понятие экономической территории данной страны точно не совпадает с понятием территории, принятым для политических целей. Под экономической территорией  понимается территория, административно  управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической, территории данной страны также относятся:

  • воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.п.);

     так называемые "территориальные анклавы" за рубежом, то есть зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или  собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например, посольства, консульства  и другие дипломатические учреждения.Экономическая  территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций  на территории данной страны.

     Институционные  единицы (домашние хозяйства, предприятия, организации) считаются резидентами  данной страны, если центр их экономических  интересов связан с экономической  территорией данной страны.

     Таким образом, резидентами данной страны являются домашние хозяйства, предприятия  и организации, если они участвуют  я экономической деятельности на экономической территории страны в  течение года или более длительного  срока. Понятие резидента не совпадает  с понятием гражданства или национальности. Практически к резидентам данной страны относится лица, проживающие  на территории данной страны за исключением  лиц, приезжающих на относительно короткий срок, т.е. меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих  и т.д.); исключаются также члены  иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений; состав воинских подразделений других стран, находящихся на территории данной страны. К категории резидентов данной страны относятся граждане данной страны, нанятые посольствами, консульствами  других стран, расположенными на территории данной страны.

     Студенты-иностранцы рассматриваются как резиденты  той страны, откуда они приехали, независимо от продолжительности учебы, если они не теряют экономических  связей со своей страной.

     Экипажи самолетов, кораблей (функционирующие  за пределами данной страны), которые  остаются членами домашних хозяйств — резидентов данной страны, относятся  к резидентам данной страны.

     Сотрудники  международных организаций, находящихся  в данной стране, являются резидентами  страны, где они работают ют в  качестве международных служащих, если время их пребывания не меньше года.

     Резиденты-предприятия  данной страны — это единицы, занятые  производством на экономической  территории данной страны, включая  совместные, смешанные предприятия, фили алы зарубежных фирм и корпораций и т.д.

     Национальная  экономика охватывает деятельность только резидентов, независимо от их местонахождения: на экономической территории данной страны или за ее пределами. В СПС  используются следующие понятия:

     Продукты  — результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию).

     Услуги  — результаты деятельности, удовлетворяющие  определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в  продуктах. Сюда входят услуги как материально  го, так и нематериального характера.

     Товары— продукты и услуги, обычно предназначенные  для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства. Условно исчисленная продукция  финансовых посредников и условно  исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются  по соглашению как товары.

     Нерыночные  услуги — услуги государственных  учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению.

     Единицей  учета экономической деятельности и национальных счетов является операция. Операция, как правило, регистрируется в момент, когда наступает срок уплаты по этой операции. Поэтому подавляющее  большинство операций регистрируется не по фактически выплаченным, а по начисленным суммам. Исключение составляют, например, операции в государственном  секторе, которые учитываются в  объеме фактически поступивших и  выплаченных сумм.

     Экономические операции по способу осуществления  могут быть двусторонними (участвуют  два экономических агента) и односторонними (совершаются в пределах одного экономического агента). Примером двусторонней операции является подавляющее большинство  операций с благами и услугами. Односторонней операцией является потребление производителя ми собственной  продукции или услуги жилья, которое  используется самим владельцем.

     По  характеру своего осуществления  экономические операции делятся  на две группы:

     а) операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или  денег вызывает ответный поток благ, услуг или де нег. К этим операциям  относится большая часть экономических  операций;

     б) трансферты — операции, когда потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или  денег. Трансферты делятся на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений). Примером текущих трансфертов являются прямые налоги, штрафы, различные сборы  и взносы, подарки, взносы по социальному  страхованию и др. К капитальным  относятся возмещения государством убытков от стихийных бедствий или  от военных действий, безвозмездные  ассигнования на капитальное строительство  в других странах в виде экономической  помощи.

     Трансферты  подразделяются также на односторонние (не договорные) и двусторонние (договорные). В качестве примера договорных трансфертов  служат доходы от собственности (рента, проценты, дивиденты).

     По  характеру объектов экономические  операции делятся на текущие и  капитальные. Операции, вызывающие изменение  национального богатства, являются капитальными. Операции, касающиеся немедленного потребления благ и услуг, от носятся  к текущим.

     Следует также отметить, что операции могут  быть фактическими (то есть имеющими рыночную оценку) и расчетными (получающими  оценку на основании условных расчетов). К фактическим операциям относятся  операции, связанные с реализацией  товаров и услуг; финансовые операции; операции по распределению. К расчетным  операциям принадлежат: натуральные  выдачи рабочим и служащим; потребленная продукция собственного производства; услуги убыточных финансовых органов; условная жилая рента.

 

 

    1. Роль и  функции национального счетоводства

СНС представляет собой систему взаимосвязанных  статистических показателей построенной  в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг  и связанных с этим процессов  образования доходов, первичному и  вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и  услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного  потребления и накопления. Система  завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение  национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования  продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с  одной стороны, отношения между  национальной экономикой и другими  странами, а с другой - отношения  между различными показателями системы.

Информация о работе История возникновения национального счетоводства