История терии денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:54, практическая работа

Описание работы

1. Металлистическая теория денег, ее основные сторонники и их воззрения:
2. Номиналистическая теория денег:
3. Количественная теория денег:
4. Развитие и отрицание положений кембриджской школы в теории денег Дж. М. Кейнса.
5. Современный монетаризм о деньгах и денежной политике как основном факторе экономического развития.

Работа содержит 1 файл

деловая игра теория денег.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Деловая играна тему: « ТЕОРИИ ДЕНЕГ»

 

План подготовки к  семинарскому занятию

 

1. Металлистическая теория денег, ее основные сторонники и их воззрения:

а) признание товарной природы денег  представителями меркантилизма;

б) идеи активного «денежного баланса» раннего меркантилизма (до сер. XVI в.);

в) поздний меркантилизм (идея «торгового баланса», со второй половины XVI в. до конца XVII в.);

г) критика меркантилизма в классической школе политической экономии;

д) металлизм о необходимости  сохранения и восстановления золотомонетного стандарта в XIX и   XX вв.

2. Номиналистическая  теория денег:

а) отрицание товарно-металлической  сущности денег при развитии системы  кредитных и бумажных денег;

б) основные положения «государственной теории денег» Г. Кнаппа, характеристика их природы и основных функций;

в) Дж. М. Кейнс и П. Самуэльсон как  последователи номиналистической  теории.

3.  Количественная  теория денег:

а) выявление связи между количеством  денег в обращении, уровнем товарных цен и стоимостью денег -  основная задача представителей количественной теории;

б) обоснование зависимости стоимости  денег от спроса и предложения;

в) критика основных положений количественной теории в работах К.Маркса и ее основания;

г) «денежная» и «банковская» школы  о вопросах регулирования количества денег в обращении;

д) трансакционный и кембриджский варианты количественной теории денег.

4. Развитие и отрицание  положений кембриджской школы  в теории денег Дж. М. Кейнса.

5. Современный монетаризм  о деньгах и денежной политике  как основном факторе экономического развития.

 

Литература

1. Деньги, кредит, банки: учебник  / кол. авторов; под ред. О.И.  Лаврушина. – 6-е изд., стер. –  М.: КНОРУС, 2007. – 560 с. – Гл. 5.

2. История экономических учений / Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. 784 с. Гл. 2. Гл. 16. С. 284-288. Гл. 29. С. 490-495. Гл. 33. Монетаризм.

3. Общая теория денег и кредита:  Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,  2007. – 304 с. -  Гл. 6.

           4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков и др. – М.: ЮНИТИ, 200. – 622 с. – Гл. 2. С. 208-214.

 

Задание для проведения деловой  игры по теме «Теории денег»

 

Основная концепция  игры:

Каждая из теорий имеет позитивные и негативные стороны; при этом отдельные из них не утратили своей актуальности и в XX-XXI веках.

В силу  прагматической направленности  денежных теорий каждая из них нацелена на выработку конкретных рекомендаций правительству, цель которых - стабилизация или оживление экономической  конъюнктуры, улучшение предпринимательского или инвестиционного климата.

 

Формат и  сценарий игры: 

а) малые (3-5 человек) группы, каждая из которых является «апологетом» или  сторонником некоторых идей, вытекающих из избранных  группой теорий денег (для каждой группы – своя);

б) группы сторонников (лидеры) обосновывают «свою» теорию, и обнаруживают готовность вступить в спор со сторонниками других воззрений;

в) выявляются плюсы и минусы рекомендаций и теоретических позиций, предлагаются сценарии развития экономики, исходя из называемых преимуществ  теорий и последствий их практической реализации (таких как удобство использования платежных средств, накопление богатства, рост производства, активизация торговли, повышение занятости населения и т.п.);

г) сценарии  развития предлагаются заинтересованным  субъектам (Минфин, Правительство, депутаты, Главы региональных Администраций);

д) наличие групп поддержки и  арбитров – оценщиков результатов  «дискуссии».

 

Атрибуты участников игры:

Ключевые слова (термины) теории,  слоган (авторизованный призыв для тех, кому адресуются положения и рекомендации сторонников теории),  группы поддержки, не создающие шума, но во-время умеющие предоставить необходимую или недостающую лидерам информацию.

Презентация идей сторонников теорий:

Каждая группа доступно (!) представляет  необходимую информацию, выслушивает вопросы и возражения арбитров (другая часть аудитории), разворачивает сценарии развития экономики и передает слово другим.

Обязательными условиями успешной презентации является умение выслушивать противоположные мнения, а также наличие хотя бы поверхностного знания идей других теоретиков (то есть, знание не только своих, но и других теорий), что позволит лучше выявить преимущества отстаиваемых положений.

 

Арбитры по заранее разработанной системе оценок выступлений участников (лидеров) игры

а) оценивают  активность групп поддержки, количество и качество задаваемых вопросов и  ответов;

б) выставляют баллы;

в) награждают победителей.

 

Тесты

 

  1. Назовите школы экономической мысли, отождествлявшие деньги с драгоценными металлами:

а) меркантилизм;

б) классическая школа;

в) марксистская;

г) кейнсианская.

  1. В чем видел товарную природу денег К. Маркс:

а) деньги – это драгоценные  металлы (золото и серебро) как объект купли-продажи;

б) деньги- это всеобщая меновая стоимость;

в) деньги – это особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира как  всеобщее средство обмена;

г) деньги – это всеобщая меновая  стоимость;

д) деньги – это продукт труда, предназначенный для обмена.

  1. Что способствовало появлению номиналистических тенденций в теории денег:

а) увеличение количества денег в  обращении;

б) нехватка драгоценных металлов (золота и серебра) в стране;

в) появление бумажных денег;

г) порча монет;

д) усиление эмиссионной деятельности государства.

  1. Назовите сторонников «государственной теории денег»:

а) А. Смит;

б) К. Маркс;

в) Г. Кнапп;

г) Дж. М. Кейнс;

д) К. Книс.

  1. Кто выступал с критикой количественной теории денег:

а) Д. Юм;

б) К. Маркс;

в) Дж. С. Милль;

г) Дж. М. Кейнс;

Д) М. Фридмен.

  1. Какое уравнение выражает трансакционный вариант количественной теории денег:

а) P=MV/ Q;

б) M=PQ/V;

в) M=kPY;

г) P=MQ/V.

  1. Как можно охарактеризовать кейнсианскую теорию денег:

а) теория кассовых остатков;

б) теория спроса на деньги;

в) теория денежного предложения;

г) теория предпочтения ликвидности;

д) денежная теория производства.

8. Какие ориентиры  денежной политики предпочтительны  для монетаризма:

а) расширение объемов кредитования;

б) контроль за количеством денег  в обращении;

в) контроль за нормой процента;

г) увеличение государственных инвестиций;

д) поддержание сбалансированного  бюджета.

Выберите правильный ответ

1. В какой стране возникла монетаристическая теория денег:

  1. США;
  2. Англия;
  3. Франция.

2. Какая теория денег отражает следующие положения: деньги создаются государством, их стоимость определяется номиналом, деньги не имеют стоимостную природу — это техническое орудие обмена:

  1. номиналистическая;
  2. количественная;
  3. металлистическая.

3. Кто первым выдвинул гипотезу о количественной теории денег:

  1. К. Кейнс;
  2. Г. Книс;
  3. Боден.

4. Интересы какого класса отражала металлистическая теория денег:

  1. дворянство;
  2. буржуазия;
  3. крестьянство.

5. Согласно количественной теории денег:

  1. скорость обращения денег не зависит от их количества;
  2. количество денег в обращении не зависит от скорости их оборота;

с) уровень  цен зависит от количества денег  в обращении.

6.     Основоположниками металлической теории денег является:

  1. У. Стеффонд;
  2. Дж. Беркли;
  3. Дэвид Юм.

7.  Ошибочность номиналистической теории денег заключается в том, что:

  1. деньги — категория не юридическая, а экономическая;
  2. источником богатства считалось золото;
  3. скорость обращения денег является неизменной.

8.  Количественная теория рассматривает в качестве постоянной величины:

  1. количество денег в обращении;
  2. скорость обращения денег;
  3. уровень цен.

 

 

 

 

 




Информация о работе История терии денег