История создания ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:58, реферат

Описание работы

Характерная черта современности — развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление между - народной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2)противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Работа содержит 1 файл

Европейская валютная система.docx

— 56.00 Кб (Скачать)

   2. Слабость ЕВС обусловлена значительным  структурным неравновесием экономики  стран-членов, различиями в уровне  и темпах экономического развития, инфляции, состоянии платежного  баланса. Отсталые районы в  Италии, Ирландии, Греции, Португалии  требуют дополнительных дотаций  для решения структурных проблем  в рамках региональной политики.

   3. Координация экономической политики  наталкивается также на нежелание  стран- членов передавать свои  суверенные права наднациональным  органам.

   4. Частные ЭКЮ не были связаны  с официальными ЭКЮ единым  эмиссионным центром и взаимной  обратимостью.

   5. Выпуск ЭКЮ довольно скромно  влиял на взаимные операции  центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать  ЭКЮ для погашения взаимной  задолженности расширено с 50 до 100%.

   6. Функционирование ЕВС осложняется  внешними факторами. Нестабильность  мировой валютной системы и  доллара оказывает дестабилизирующее  воздействие на ЕВС. При снижении  курса доллара курсы западноевропейских  валют повышаются, а при повышении  — снижаются в разной степени,  что требует пересмотра их  курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60% международных расчетов в ЕС осуществляются в американской валюте.

   После двухлетних дебатов важной вехой  в развитии валютной интеграции в  ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов  сложились новые условия, усилились  экономическая взаимозависимость  и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована разветвленная  институционно-организационная структура. Во-вторых, изменения в валютной сфере были органично увязаны с завершением либерализации движения капиталов и образованием единого рынка. Переломный этап в развитии западноевропейской интеграции — Программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора (председатель КЕС) в апреле 1989 г.

   «План Делора» предусматривал:

   · создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для  совершенствования рыночного механизма  во избежание злоупотреблений монопольным  положением, политикой поглощений, слияний, государственных субсидий; · структурное выравнивание отсталых зон и регионов;

   · координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания  инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов  его покрытия;

   · учреждение наднационального Европейского валютного института в составе  управляющих центральными банками  и членов директората для координации  денежной и валютной политики;

   · единую валютную политику, введение фиксированных  валютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.

   Кроме того, поставлена задача образования  политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены (большинство входит в  НАТО) проводить общую внешнюю  политику и политику в области  безопасности.

   В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора (1957 г.). Для валютного союза  необходимо: 1) участие валют в  «европейской змее»; 2) соблюдение странами единых пределов колебаний курса  валюты; 3) соединение официального и  частного секторов функционирования ЭКЮ  по линии унификации порядка и  субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости.

   На  основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий, в частности, поэтапное формирование валютно- экономического союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.

   В соответствии с Маастрихтским договором  экономический и валютный союз реализуется в три этапа.

   Первый  этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) —  этап становления экономического и  валютного союза ЕС (ЭВС).* В его  рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений  Маастрихтского договора о Европейском  Союзе.

   В частности, устранены все ограничения  на свободное движение капиталов  внутри Европейского Союза, а также  между Европейским Союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей  экономического развития внутри ЕС, и  его страны-члены принимали там, где это было уместно, программы  такого сближения, рассчитанные на несколько  лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро как единой денежной единицы такие программы представлялись на рассмотрение Совету по экономическим  и финансовым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и  были ориентированы на обеспечение  достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, как это и предусматривалось Маастрихтским договором.

   Второй  этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), выступающего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа введения евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации национальных денежных политик стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог выносить рекомендации их центральным банкам.

   Другими важнейшими процессами данного этапа  были:

   · принятие законодательства, запрещающего поддержку  деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства; тот же запрет на третьем этапе становления ЭВС распространяется и на ЕЦБ;

   · принятие законодательства, отменяющего привилегированный  доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется также и на ЕЦБ на третьем этапе;

   · утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки об отказе от поручительства»;

   · формулирование требования о том, что  страны-участницы должны прилагать  усилия для недопущения чрезмерного  дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития и величины государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;

   · принятие там, где это уместно, национального  законодательства, предоставляющего центральным  банкам стран-участниц уставную независимость  от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным  статусом, предоставленным ЕЦБ.

   2 мая 1998 г. Европейский Совет  принял решение о том, какие  из стран допускаются к переходу  на евро с начала третьей  стадии становления ЭВС.* Это решение  было принято на базе рекомендаций  ЭКОФИН, который, в свою очередь,  исходил из индивидуальных контрольных  оценок КЕС и ЕВИ о степени  выполнения отдельными странами-членами  критериев конвергенции, установленных  Маастрихтским договором и протоколом  к нему.

   Третий  этап перехода к единой валюте (1999—2002 гг.). С 1 января 1999 г.фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Она заменяет также ЭКЮ в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ),* которая использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряетвнедрение евро на мировые валютные рынки: ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро.

   Через инструменты единой денежной политики поощряется переход к операциям  в евро коммерческих банков и крупных предприятий. Более того, в евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.

   На  третьем этапе евро станет общей  денежной единицей стран-участниц, тогда  как национальная валюта сохранится на этот период только в качестве параллельной денежной единицы.

   Сценарий  переходного периода к евро предусматривает:

   · С 1 января 1999 г. твердую фиксацию курсов валют стран зоны евро к евро для пересчетов.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   В 1999—2002 гг. во взаимных безналичных  расчетах параллельно используются евро и привязанные к ней национальные валюты, осуществляется номинация в  евро всех государственных и частных  финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная  и валютная политика Евросоюза и  деятельность наднациональных банковских институтов ЕС.

   · С 1 января 2002 г. выпуск в обращение  банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-членов, обмен последних на евро.

   · С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения  национальных валют и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

   Единая  денежная и валютная политика Евросоюза  будет формулироваться странами- членами через Совет ЕС, в том числе заседающий в составе их министров финансов (ЭКОФИН), при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европарламентом и Европейским центральным банком (ЕЦБ). Основными целями экономической, денежной и валютной политики на ближайшую перспективу является стимулирование экономического роста и занятости при обеспечении стабильности цен и укреплении международных позиций евро. С 1 января 1999 г. конкретное наполнение этой политики и ее реализация переданы Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) стран-членов, которая состоит из центральных банков стран, перешедших на евро, и наднационального Европейского Центрального банка.

   В свою очередь, ЕСЦБ взаимодействует  с центральными банками стран-членов, в том числе определяет для  каждого из них квоты допустимой эмиссии, проводит текущее наблюдение за конъюнктурой кредитных и валютных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ ипри необходимости осуществляет вместе с национальными ЦБ интервенции в ход развития этой конъюнктуры. При этом основными инструментами политики ЕСЦБ являются:

   а)таргетирование (установление целевых ориентиров основных денежных агрегатов с целью контроля над инфляцией);

   б) установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе  с целью их сближения по всей зоне евро;

   в) операции на открытом рынке;

   г) установление минимальных резервных  требований для банков.

   Цементирующим инструментом зоны евро станет система  взаимных расчетов «ТАРГЕТ», управляемая  ЕСЦБ.

   Регламентированы  и взаимоотношения «зоны евро»  с остальным миром. Учитывая, что  на единую валюту переходят пока 11 из 15 стран ЕС, предусмотрено, что в  случаях, когда процесс становления  и функционирования евро затрагивает  интересы всего Евросоюза, возможны неформальные консультации по возникающим проблемам стран ЕС в полном (заинтересованном) составе с передачей их выводов и рекомендаций в ЭКОФИН.

   Хотя  формально переход в третью стадию становления ЭВС с 1 января 1999 г. открыт для всех стран — членов ЕС, было с самого начала маловероятно, что  все они перейдут на евро. Поэтому  определение будущих взаимоотношений  между присоединившимися странами («ins») и неприсоединившимися («рге ins») было сфокусировано на необходимости разработки приемлемого механизма регулирования валютных курсов между евро и валютами, остающимися в национальном подчинении.

   Начиная с 1996 г. эта тема обсуждалась в  Совете ЕС на базе докладов ЭКОФИН, ЕВИ  и КЕС. Основные элементы данного механизма были официально утверждены Евросоветом в Дублине 13—14 декабря 1996 г. Наконец, Евросовет в Амстердаме 16—17 июня 1997 г. принял резолюцию, определяющую принципы и фундаментальные основы такого механизма, получившего аббревиатуру «МОК-2» («Механизм обменных курсов — 2») и подлежащего введению в действие с 1 января 1999 г. Эта резолюция была поддержана руководителями центральных банков всех стран — членов ЕС и оформлена в виде специального соглашения по оперативным процедурам функционирования «МОК-2» между национальными центральными банками и ЕЦБ.

Информация о работе История создания ЕС