История российско-китайских экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:47, реферат

Описание работы

Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений. Российско-китайские связи имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Содержание

1.1 История российско-китайских экономических отношений
1.2. Договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества
1.3 Российско-китайское интеграционное сотрудничество
1.4 Состояние российской экономики на 2009г.
1.5 Состояние китайской экономики на 2009г.

Работа содержит 1 файл

1-я глава.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    - в промышленности цветной металлургии  – реконструируемые вольфрамовый  комбинат в Аньюане, оловянный  комбинат в Гэцзю, Алюминиевый завод в Фушуне, завод алюминиевого проката в Харбине;

    - в машиностроительной промышленности  – автомобильный завод в Чаньчуне, Мукденские станкостроительные  заводы, Цицикарский завод тяжелого  машиностроения, Харбинский завод  электротежнического оборудования, Мукденский перфораторный завод, Харбинский турбинный завод;

    - в электроэнергетической промышленности  – реконструируемая гидроэлектростанция  в Фыемыне, тепловые электростанции  в Фушуне, Тайюане, Сиане, Лояне,  Гирине, Чэнду, Цзямусы, Гедзю, Чаньчуне, Беньсиху, Фусине, Дальнем, Баотоу, Ланьчжоу, Ухане;

    - в угольной промышленности –  угольные шахты в Цзямусы, Фусине, Фынфыне, Бейпяо, Сиане, Тунхуа, Тиси  и угольнообогатительные фабрики  в Фушуне, Цзямусы, Фынфыне, Тиси;

    - в химической промышленности – химические заводы в Гирине, Тайюане, Ланьчжоу;

    - в бумажной промышленности –  целлюлозно-бумажный комбинат в  Цзямусы;

    - в нефтяной промышленности –  нефтеперегонный завод в Ланьчжоу11.

    Итак, период с 1949-1959 гг. можно характеризовать  как расцветом торговых отношений между СССР и КНР. Китай для советского союза был емким рынком сбыта современного оборудования и доля машинотехнической продукции составляла 50% от всего экспорта. Как уже упоминалось выше, СССР оснастил более 200 китайских промышленных объектов, что открывало возможности дальнейшего обслуживания и поставки запчастей. Отношения могли бы и дальше развиваться на взаимовыгодной основе. Можно сделать вывод, что если бы Советский Союз не предоставил такой помощи молодой республике, то сегодня мы бы видели Китай совсем другим.

    К сожалению, начиная  1956 года, начали происходить драматические изменения  в наших отношениях и с 1959 наши отношения резко ухудшились по инициативе Китая. Кроме вооруженных столкновений на границе произошел полных разрыв отношений. Это до сих пор остается весьма спорным моментом в истории, официально Китай расторгнул отношения, как ему показалось, из-за смены идеологического курса нашей страной. Но скорее всего, можно предположить, что пользуясь доверительным и дружественным отношением СССР, укрепив свою экономику за счет нашей помощи, Китай просто не захотел нести какие-либо дальнейшие обязательства перед СССР. Итак, советско-китайские отношения были полностью заморожены вплоть до распада СССР.

    В 90-е годы торгово-экономические отношения между Россией и Китаем характеризовались нестабильностью. В течение 1992-2000 годов объемы товарооборота колебались в диапазоне от 3,8 до 6,2 млрд. долларов. Однако, начиная с 2001 года, наблюдается значительное увеличение объемов торговли. Весьма показательно, что ее активизация совпадала по времени с подписанием между РФ и КНР Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» (2001 год). Стоит отметить, что значительную долю в то время в российском экспорте занимала машинотехническая продукция, а именно поставки вооружения. 
 

    1.2. Договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества

    В рамках деятельности по формированию договорной базы отношений с КНР  за последние 50 лет на межгосударственном и межправительственном уровне было подписано более 300 документов. Ускоренную динамику этот процесс приобрел после 1991 года – было заключено более новых 100 межгосударственных и межправительственных соглашений. Ниже пиведены основные нормативно правовые акты:

    Соглашение  об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой (октябрь 1949 г.)

    Договор о торговле и мореплавании между  Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой (апрель, 1958 г.)

    Торговое  соглашение между Правительством Союза  Советских Социалистических Республик  и Правительством Китайской Народной Республики (октябрь, 1990 г.)

    Соглашение  между Правительством Союза Советских  Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о государственном кредите для поставок из КНР в СССР товаров (март, 1991 г.)

    Соглашение  между Правительством Союза Советских  Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении (март, 1991 г.)

    Конвенция между Правительством Союза Советских  Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о  сотрудничестве в области карантина  животных и ветеринарии (июнь, 1991 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических  отношениях (март, 1992 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита (декабрь, 1992 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о государственном кредите для поставок из КНР в Российскую Федерацию продовольственных товаров (декабрь, 1992 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом  сотрудничестве (декабрь, 1992 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР газоцентрифужного  завода по обогащению урана для атомной  энергетики (декабрь, 1992 г.)

    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (май, 1994 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области морского судоходства (май, 1994 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (сентябрь, 1994 г.)

    Соглашение  о создании Консультативной комиссии по развитию района экономического развития бассейна реки Туманной и Северо-Восточной  Азии от 6 декабря 1995 года, Нью-Йорк (подписали: Россия, КНР, КНДР, Монголия, Р.Корея)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области  мирного использования атомной  энергии (апрель, 1996 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере (апрель, 1996 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в оценке соответствия импортируемой и экспортируемой продукции (апрель, 1996 г.)

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (апрель, 1996 г.)

    Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об основных принципах подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства газопровода для транспортировки газа из Восточно-Сибирского региона Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, а также до возможных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Российской Федерации (ноябрь, 1997 г.)

    Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан 16 июля 2001 года в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Россию. Этому договору стоит уделить особое внимание, так как он знаменовал собой начало нового этапа в отношениях между двумя странами. В договоре, являющимся программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений, в юридической форме закреплена мирная идеология двух государств и их народов. Стороны договорились на основе взаимной выгоды развивать сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической и других областях. А также содействовать развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создавать для этого необходимые благоприятные условия.

    Соглашение  между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая  о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах от 22 августа 2002 года, Пекин.

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (ноябрь 2006 г., Пекин)

    Соглашение  между Министерством по науке  и образованию России и Министерством образования Китайской Народной Республики и о сотрудничестве в области образования (ноябрь 2006 г., Пекин)

    Протокол  между Центральным Банком Российской Федерации и Народным Банком Китая  о расширении географических рамок  территории в Китае, где расположены банки, имеющие право осуществлять расчеты в национальных валютах в российско-китайской приграничной торговле (ноябрь 2006 г., Пекин) 

    1.3 Российско-китайское интеграционное сотрудничество

    - В рамках АТЭС

    Китай и Россия играют значительную позитивную роль в процессе сотрудничества в рамках этой организации. Обе страны имеют в ней взаимные интересы, их объединяют совпадающие или близкие позиции в создании благоприятных условий в торговле и инвестициях, а также во многих других вопросах. Китайские и российские руководители, неоднократно встречаясь на саммитах лидеров АТЭС, внесли весомый вклад в укрепление отношений. Опираясь на механизм двусторонних консультаций, они регулярно обмениваются мнениями по проблемам, связанным с АТЭС, и согласовывают позиции, достигая при этом хороших результатов. В настоящее время перед Китаем и Россией стоит единая задача — ускорение экономического развития и создание более совершенной рыночной экономики. Политика обеих стран направлена на продолжение укрепления взаимодействия в АТЭС, отстаивая общие интересы.

    В частности, стороны готовы тесно взаимодействовать и оказывать взаимную поддержку в организации и проведении саммита АТЭС в Владивостоке в 2012 году. Приморский край является стратегической территорией в вопросах российско-китайского сотрудничества, во многом - благодаря наличию разнообразных региональных связей с северными территориями КНР. Координация стратегий развития сопредельных регионов России и Китая способна дать немалую отдачу для ускорения экономического развития соседних территорий двух стран.

    - В рамках ООН

    Россия  и КНР тесно сотрудничают в  ООН. Наиболее выражено их участие в  Совете Безопасности в качестве постоянных членов. Можно сказать, что именно эти 2 страны создают там многополярность, накладывая вето на проект резолюции США против некоторых стран (Иран, Мьянма, Зимбабве). Кроме того, по заявлению Америки, Россия и Китай не могут считаться демократическими государствами, именно они блокируют полноценную работу Совета Безопасности ООН. Исходя из этого, США предлагала исключить РФ и КНР из процесса принятия международных решений.

    В свою очередь Россия и Китай считают, что ООН нуждается в модернизации, целью которой должно быть повышение эффективности ООН, усиление возможностей ее реагирования на современные вызовы и угрозы. По мнению Москвы и Пекина, реформа ООН должна основываться на принципах последовательности и постепенности, а также иметь своей целью повышения авторитета и эффективности организации. 

Информация о работе История российско-китайских экономических отношений