Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:47, реферат
Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений. Российско-китайские связи имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.
1.1 История российско-китайских экономических отношений
1.2. Договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества
1.3 Российско-китайское интеграционное сотрудничество
1.4 Состояние российской экономики на 2009г.
1.5 Состояние китайской экономики на 2009г.
-
в промышленности цветной
-
в машиностроительной
-
в электроэнергетической
-
в угольной промышленности –
угольные шахты в Цзямусы,
- в химической промышленности – химические заводы в Гирине, Тайюане, Ланьчжоу;
-
в бумажной промышленности –
целлюлозно-бумажный комбинат
-
в нефтяной промышленности –
нефтеперегонный завод в
Итак, период с 1949-1959 гг. можно характеризовать как расцветом торговых отношений между СССР и КНР. Китай для советского союза был емким рынком сбыта современного оборудования и доля машинотехнической продукции составляла 50% от всего экспорта. Как уже упоминалось выше, СССР оснастил более 200 китайских промышленных объектов, что открывало возможности дальнейшего обслуживания и поставки запчастей. Отношения могли бы и дальше развиваться на взаимовыгодной основе. Можно сделать вывод, что если бы Советский Союз не предоставил такой помощи молодой республике, то сегодня мы бы видели Китай совсем другим.
К
сожалению, начиная 1956 года, начали
происходить драматические
В
90-е годы торгово-экономические отношения
между Россией и Китаем характеризовались
нестабильностью. В течение 1992-2000 годов
объемы товарооборота колебались в диапазоне
от 3,8 до 6,2 млрд. долларов. Однако, начиная
с 2001 года, наблюдается значительное увеличение
объемов торговли. Весьма показательно,
что ее активизация совпадала по времени
с подписанием между РФ и КНР Договора
«О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве»
(2001 год). Стоит отметить, что значительную
долю в то время в российском экспорте
занимала машинотехническая продукция,
а именно поставки вооружения.
1.2. Договорно-правовая база российско-китайского торгово-экономического сотрудничества
В рамках деятельности по формированию договорной базы отношений с КНР за последние 50 лет на межгосударственном и межправительственном уровне было подписано более 300 документов. Ускоренную динамику этот процесс приобрел после 1991 года – было заключено более новых 100 межгосударственных и межправительственных соглашений. Ниже пиведены основные нормативно правовые акты:
Соглашение об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой (октябрь 1949 г.)
Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой (апрель, 1958 г.)
Торговое соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики (октябрь, 1990 г.)
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о государственном кредите для поставок из КНР в СССР товаров (март, 1991 г.)
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении (март, 1991 г.)
Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области карантина животных и ветеринарии (июнь, 1991 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях (март, 1992 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставлении Россией КНР государственного кредита (декабрь, 1992 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о государственном кредите для поставок из КНР в Российскую Федерацию продовольственных товаров (декабрь, 1992 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве (декабрь, 1992 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории КНР газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики (декабрь, 1992 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (май, 1994 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области морского судоходства (май, 1994 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (сентябрь, 1994 г.)
Соглашение о создании Консультативной комиссии по развитию района экономического развития бассейна реки Туманной и Северо-Восточной Азии от 6 декабря 1995 года, Нью-Йорк (подписали: Россия, КНР, КНДР, Монголия, Р.Корея)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (апрель, 1996 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере (апрель, 1996 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в оценке соответствия импортируемой и экспортируемой продукции (апрель, 1996 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (апрель, 1996 г.)
Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об основных принципах подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства газопровода для транспортировки газа из Восточно-Сибирского региона Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, а также до возможных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Российской Федерации (ноябрь, 1997 г.)
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан 16 июля 2001 года в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Россию. Этому договору стоит уделить особое внимание, так как он знаменовал собой начало нового этапа в отношениях между двумя странами. В договоре, являющимся программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений, в юридической форме закреплена мирная идеология двух государств и их народов. Стороны договорились на основе взаимной выгоды развивать сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической и других областях. А также содействовать развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создавать для этого необходимые благоприятные условия.
Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах от 22 августа 2002 года, Пекин.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (ноябрь 2006 г., Пекин)
Соглашение между Министерством по науке и образованию России и Министерством образования Китайской Народной Республики и о сотрудничестве в области образования (ноябрь 2006 г., Пекин)
Протокол
между Центральным Банком Российской
Федерации и Народным Банком Китая
о расширении географических рамок
территории в Китае, где расположены банки,
имеющие право осуществлять расчеты в
национальных валютах в российско-китайской
приграничной торговле (ноябрь 2006 г., Пекин)
1.3 Российско-китайское интеграционное сотрудничество
- В рамках АТЭС
Китай и Россия играют значительную позитивную роль в процессе сотрудничества в рамках этой организации. Обе страны имеют в ней взаимные интересы, их объединяют совпадающие или близкие позиции в создании благоприятных условий в торговле и инвестициях, а также во многих других вопросах. Китайские и российские руководители, неоднократно встречаясь на саммитах лидеров АТЭС, внесли весомый вклад в укрепление отношений. Опираясь на механизм двусторонних консультаций, они регулярно обмениваются мнениями по проблемам, связанным с АТЭС, и согласовывают позиции, достигая при этом хороших результатов. В настоящее время перед Китаем и Россией стоит единая задача — ускорение экономического развития и создание более совершенной рыночной экономики. Политика обеих стран направлена на продолжение укрепления взаимодействия в АТЭС, отстаивая общие интересы.
В частности, стороны готовы тесно взаимодействовать и оказывать взаимную поддержку в организации и проведении саммита АТЭС в Владивостоке в 2012 году. Приморский край является стратегической территорией в вопросах российско-китайского сотрудничества, во многом - благодаря наличию разнообразных региональных связей с северными территориями КНР. Координация стратегий развития сопредельных регионов России и Китая способна дать немалую отдачу для ускорения экономического развития соседних территорий двух стран.
- В рамках ООН
Россия и КНР тесно сотрудничают в ООН. Наиболее выражено их участие в Совете Безопасности в качестве постоянных членов. Можно сказать, что именно эти 2 страны создают там многополярность, накладывая вето на проект резолюции США против некоторых стран (Иран, Мьянма, Зимбабве). Кроме того, по заявлению Америки, Россия и Китай не могут считаться демократическими государствами, именно они блокируют полноценную работу Совета Безопасности ООН. Исходя из этого, США предлагала исключить РФ и КНР из процесса принятия международных решений.
В
свою очередь Россия и Китай считают,
что ООН нуждается в модернизации, целью
которой должно быть повышение эффективности
ООН, усиление возможностей ее реагирования
на современные вызовы и угрозы. По мнению
Москвы и Пекина, реформа ООН должна основываться
на принципах последовательности и постепенности,
а также иметь своей целью повышения авторитета
и эффективности организации.
Информация о работе История российско-китайских экономических отношений