История реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

Работа содержит 1 файл

Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент.docx

— 24.12 Кб (Скачать)

Экономические реформы в  России и их неотъемлемый компонент - снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля внешней  торговли - определили глобальные изменения  торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками  на перспективу. В ходе осуществления  преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

В системе внешнеэкономических  приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной  и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х  годов, как в России, так и в  восточноевропейском регионе в  целом, как известно, произошли стремительные  политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно  повлекла за собой радикальные изменения  в сфере экономики. Достижение поставленных целей тесно увязывалось с  созданием нового имиджа России как  государства, нацеленного на укрепление сотрудничества с другими странами в самых различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил.

Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров.

Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это  вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без  обязательства об обратном вывозе.

Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения  его через границу. В отличие  от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

    • трансграничная поставка услуг;
    • перемещение потребителей в страну-экспортер;
    • учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
    • временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней  торговли услугами1:

    • с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
    • с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
    • на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
    • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
    • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей  растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации.

Поступательное развитие внешнеторговых контактов тесно  связано с мероприятиями государства  по регулированию экспорта и импорта  для успешного развития национальной экономики. С позиций теории сравнительных  издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо протекционистскими барьерами.

Поэтому сторонники свободной  торговли обычно отмечают способность  не регулируемого государством рынка  обеспечить выбор наиболее эффективных  вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских  мер, со своей стороны, обычно указывают  на их необходимость для защиты интересов  молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и  т.д.

На практике внешнеторговая политика государств отличается известным  разнообразием, сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации.

Развитие внешней торговли по-прежнему характеризуется существенным разрывом в динамике физических объемов  экспорта и импорта. В феврале 2012 г. физические объемы экспорта увеличились на 21,1% по сравнению с февралем 2011 г., тогда как импорт в физическом выражении за рассматриваемый период вырос на 12,9 процента.

Главным направлением работы в области внешнеэкономической  политики России являлось обеспечение  с помощью экономических мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности стабильности и предсказуемости  режима экспорта и импорта, эффективного уровня защиты внутреннего рынка  и отечественных производителей, расширение сотрудничества с другими  международными организациями.

Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторгового оборота товаров  является одним из ключевых элементов  государственной внешнеэкономической политики. В целях более оперативного реагирования на изменения конъюнктуры мирового рынка нефти был разработан Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 234-Ф3 «О внесении изменений в статью 3 3акона Российской Федерации «О таможенном тарифе», предусматривающий переход на ежемесячный мониторинг и расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также сокращение срока введения в действие и действие ставок вывозных таможенных пошлин. Данные изменения в законодательстве позволили снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании в условиях снижения цен на нефть на мировых рынках. Приоритетное внимание уделялось обеспечению рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, созданию условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. Эта работа велась на основе ключевых стратегических, отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России, зафиксированных в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года. Эти приоритеты тесно увязаны с долгосрочными целями внутренней политики страны.

В середине декабря 2011 года на Восьмой конференции министров Всемирной торговой организации было принято решение о присоединении к ней нашей страны. Комментируя завершение переговоров с Россией, С. Йоханнессон, возглавлявший рабочую группу ВТО, в рамках которой вырабатывались условия присоединения, оценил его как историческое достижение организации.

Переговоры с Россией  были чрезвычайно сложными и длились  дольше, чем с какой-либо другой страной, включая Китай, которому для выработки  условий присоединения потребовалось  пятнадцать лет. Российская делегация  вела переговоры семнадцать лет, а если отсчитывать с момента официального уведомления нашей страной ГАТТ о намерении присоединиться к  этой де-факто организации, то даже девятнадцать.

Такая длительность переговорного  процесса имеет свое объяснение. Россия - шестая по размерам экономика мира (по паритету покупательной способности), восьмой по значению рынок планеты. Интерес к такому рынку, входящему  в категорию рынков развивающихся, имеющих потенциал роста, объективно испытывают многие предприятия и  фирмы входящих в ВТО стран. Правительства этих стран, учитывая интересы национальных производителей, стремились в ходе переговоров добиться наиболее благоприятных условий их доступа на внутренний рынок России, максимального снижения имеющихся торговых барьеров. Российская делегация, со своей стороны, добивалась сохранения такого уровня тарифной и нетарифной защиты отечественных производителей товаров и услуг, который был бы оптимален для развития каждой отрасли и подотрасли производства.

Старший аналитик банка "ГЛОБЭКС" Вячеслав Жабин называет положительные  последствия для внешней экономики России:  
1. Снижение пошлин. Как результат — импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли. 
2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат — российские товары также станут дешевле. 
3. Вступление в ВТО — серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным. 

Основной плюс вступления в ВТО почувствуют на себе экспортеры, так как им станет проще действовать, поскольку членство в организации  исключает возможность введения заградительных пошлин на экспортируемую российскую продукцию. Это сделает  выгодным развитие экспортноориентированных производств с высокой добавленной  стоимостью, что позволит улучшить структуру российской экономики  и снижать зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов.

Минусы участия России в ВТО состоят в том, что: 
1. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат — потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв. 
2. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в "тепличных" условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию. 
3. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости. 
4. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

В настоящий момент для  интенсификации экономического роста  в России правительством осуществляется ряд мер, но, безусловно, главные  надежды возлагаются на добывающие отрасли, а также средства, собираемые в Стабфонде. Кроме того, предлагается еще ряд традиционных источников финансирования развития (инвестиции добывающих отраслей, иностранные вложения, сбережения населения и развитие инновационного производства). Исследование потенциала всех вышеперечисленных  факторов позволило сделать вывод  о том, что большинство из них  неспособны оказать существенного  воздействия на экономический рост в современной экономической  ситуации. «Традиционные» факторы роста, модернизации и диверсификации если не полностью себя исчерпали, то, по крайней мере, существенно ограничены рядом причин.

Исходя из приоритета роли государства и опыта стран  экспортеров нефти, в диссертации  разработан комплекс мер среднесрочной  политики по модернизации экономики и интенсификации экономического роста с учетом внешнеторговых факторов и конъюнктуры мирового рынка. Данные меры направлены на реализацию трех основных целей:

    • поддержание качественного и устойчивого экономического роста;
    • модернизацию ненефтяной части экономики и диверсификацию ресурсных секторов;
    • улучшение положения занимаемого Россией в мировой экономике.

В качестве основы необходимо взять ресурсно-инновационную стратегию  — создание длинных технологических  цепочек, развитие обрабатывающего  комплекса и формирование в нем  новых технологий. А также дополнить  данную стратегию некоторыми расширяющими моментами.

В современном мировом  хозяйстве внешняя торговля является важным экзогенным фактором, который  оказывает значительное влияние  на национальную экономику, определяя  ее количественные и качественные параметры, а также условия безопасного  экономического развития.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами, состоящий из экспорта и импорта товаров и услуг, выступающих либо катализатором, либо ограничителем безопасного экономического развития.

Особая роль внешней торговли в национальной экономике состоит  в том, что она интегрирована  практически во все области хозяйственной  деятельности и выполняет функции  по восполнению недостатка внутренних потребительских, инвестиционных, финансовых и технологических ресурсов.

 

 

1 Дюнина О.П. Организация внешней торговли: Учебное пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — С. 21.


Информация о работе История реформ