История развития системных концепций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Элементы системности первоначально проявились в мифологическом мышлении. Мифы Гомера представлялись в систематизированной и рациональной форме. В «Теогонии» Гесиода описывается величественный процесс рождения Мира из первоначального хаоса, в чём просматривается идея единства Мира. Космологический процесс описывался с помощью аналогий, как процесс последовательного рождения богов. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами. А сама божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Этапы появления представлений о системности в природе……………..... 4
2. Роль российских ученых в создании теории систем……………………..... 6
3. Работа А. Богданова «Тектология»…………………………………………. 7
4. «Общая теория систем» Л. фон Берталанфи……………………………….10
5. Системный анализ……………………………………………………………12
6. Кибернетика и синергетика………………………………………………… 13
Выводы…………………………………………………………………………. 15
Список литературы…………………………………………………………….. 16

Работа содержит 1 файл

реферат История развития системных концепций.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО  «Курганский Государственный Университет»

 

 

 

    Кафедра  менеджмента

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«История развития системных концепций»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила студентка группы

                                                            Э-2731 Арутюнян К. Г.

                                                                            Проверил преподаватель

                                                                            Артаментова О.А.

 

 

 

Курган 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Этапы появления представлений о системности в природе……………..... 4

2. Роль российских ученых в создании теории систем……………………..... 6

3. Работа А. Богданова «Тектология»…………………………………………. 7

4. «Общая теория систем» Л. фон Берталанфи……………………………….10

5. Системный анализ……………………………………………………………12

6. Кибернетика и синергетика………………………………………………… 13

Выводы…………………………………………………………………………. 15

Список литературы…………………………………………………………….. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Элементы  системности первоначально проявились в мифологическом мышлении. Мифы Гомера представлялись в систематизированной  и рациональной форме. В «Теогонии» Гесиода описывается величественный процесс рождения Мира из первоначального  хаоса, в чём просматривается  идея единства Мира. Космологический  процесс описывался с помощью  аналогий, как процесс последовательного  рождения богов. Сложные природные  и социальные явления становились  понятными и объяснимыми при  сопоставлении их с соответствующими богами. А сама божественная генеалогия носила системный и упорядоченный  характер.

В ходе развития общества мифологическое сознание пришло в противоречие с практикой  и вырастающими на её основе знаниями. Возникла потребность в системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором  знании. Эту роль стала выполнять  зарождающаяся философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Этапы появления представлений  о системности в природе

Первые  представления об упорядоченности  и целостности естественных объектов зародились в античной философии. Термин «система» характеризовал упорядоченность и целостность. Именно в этот период был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Философы искали нечто, что объединяет все предметы Мира. Общность движения всех элементов мира, общность связей между частями, общность процессов ясно декларируется в древней философии

Окружающий  мир рассматривался как единое целое, как система, имеющая единое первоначало. При этом возникал вопрос: можно  ли изучить, познать и объяснить  всю природу при помощи познания её частей.

Философ Парменид впервые выработал понятие «бытие» и рассматривал проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Бытие – это то, что всегда есть; оно едино, вечно, неделимо и неподвижно.

В основе атомистического учения Демокрита (460-370 до н. эры) положена идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что Мир состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц (атомов). На основе этой гипотезы объяснялось единство Мира. Мир един, так как его основу составляют атомы. Объяснялось образование множества разнообразных вещей путём различных сочетаний атомов.

Системного  взгляда на Мир придерживался  Аристотель (384-322 до н. эры), который  систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией. Он утверждал, что вещи и их движение немыслимы без причины, направляющей движение (развитие) к определённой цели. В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью.

Слово «система» появилось в Древней  Элладе 2000-2500 лет назад. Оно означало: «сочетание, организм, устройство, организация, строй, союз». Кроме того, оно выражало определённые акты деятельности, их результаты (нечто, поставленное вместе; нечто  приведённое в порядок).

В 15 веке нашей эры трактовка бытия как космоса окончательно сменяется рассмотрением его как системы. Мир воспринимается как система, независимая от человека, обладающая своим типом организации, иерархией, имманентными законами и суверенной структурой.

Всякий теоретически мыслящий человек  во все эпохи мыслил системно. Примерами  могут служить философская система  Платона, логическая система Аристотеля, философия Гегеля, идеализм Канта, астрономические  системы Птолемея, Кеплера, Галилея, кибернетические системы Винера, Эшби.

Более развитые формы философских и  естественно - научных представлений  о системности появились в 16-18 веках. Воспринятые от античности, они получили развитие во взглядах Спинозы и Лейбница, стремившихся к естественной интерпретации системности мира. Идеи

4

системности содержатся в гелиоцентрическом  учении Коперника и космогонической  теории Лапласа.

Системные представления интенсивно развивались  с 18 века. Спиноза толковал логику, как  атрибут природного целого, способ выражения всеобщего порядка  и связи вещей, рассматривая тело и его окружение как целое, системное. Маркс и Энгельс продолжали развивать эту мысль. «Вся доступная  нам природа образует некоторую  совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и  кончая атомом. Сформировалась диалектика как наука о наиболее общих  законах взаимосвязи, взаимопревращении  явлений».

В это  же время понятие «система» активно  применяется в науке. Так, немецкий математик и философ И. Г. Ламберт (1727-1777) подчёркивал, что «всякая  наука, как и её часть, предстаёт  как система, поскольку система  есть совокупность идей и принципов, которая может трактоваться как  целое. В системе должны быть субординация и координация». В работе М. А. Гольбаха «Система природы, или о законах  мира физического и духовного» природа  выступает как система, как целое, как совокупность вещей.

Французский просветитель Кондильяк отмечал, что «всякая система, есть не что иное, как расположение частей какого-нибудь искусства или науки в известном порядке, в котором они все взаимно поддерживают друг друга, и в котором последние части объединяются первыми».

И. Кант считал, что система может быть представлена применительно к знанию. «Под системой я разумею единство многообразия знаний, объединенных одной  идеей».

Гегель  отмечал, что «идея, конкретная в  себе и развивающаяся, есть органическая система. Это целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов».

Наиболее  бурно системные представления  начинают развиваться с середины 19 века. В частности, основанием для этого стало эволюционное учение Ч. Дарвина. Появились системно-структурные теории в химии, периодическая система элементов Менделеева, теория химического строения органических соединений Бутлерова, развивались организменные теории в биологии и функциональные концепции в медицине. Системность объектов начинают связывать с их целостностью, наличием границ, автономностью. В процессе создания фундаментальных теоретических концепций (физика Эйнштейна, геометрии Лобачевского и Римана) расширялись сведения о системных принципах изучения объективного Мира.

 

 

 

 

 

 

 

  5

Роль российских ученых в создании теории систем

Большой вклад в развитие теории систем внесли россияне. Среди них можно назвать Е. В. Федорова («Симметрия правильных систем фигур»), Д. И. Менделеева (периодическая система химических элементов), В. В. Вернадского (биогеохимия), В. Сукачева (теория биогеоценозов).

Первой  работой, полностью посвящённой  проблемам организации, была работа известного русского исследователя минералов Е. В. Федорова: «Симметрия правильных систем фигур». В 1891 г. Е. Фёдоров впервые показал, что, несмотря на огромное разнообразие кристаллов, в них существует всего лишь 230 различных типов кристаллических решеток. Оказалось, что количество структурных форм, в которых может существовать материя, гораздо беднее её видового разнообразия. Основное открытие состояло в том, что для любого вещества, способного к кристаллизации, существует ограниченное количество возможных структурных форм. Исследования Фёдорова позволяют считать, что образование различных организационных форм подчиняется некоторым общим законам, управляющих нашим миром.

С конца 19 века математики начали заниматься проблемами, которые, по своему существу, очень  близки теории организации. Прежде всего, это некоторые области топологии и качественной теории дифференциальных уравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Работа А. Богданова «Тектология»

Несмотря  на то, что понятие система известно с давних времен, первые попытки  определить его как самостоятельную  научную категорию делаются лишь в 30 годы ХХ столетия. Существенный шаг  к теории организации был сделан российским учёным А. Богдановым. Три тома новаторской книги А. Богданова "Тектология" издавались на русском языке в период с 1912 по 1917 г. Широко обсуждавшееся немецкое издание вышло в 1928 году. Тем не менее, на Западе очень мало известно о первой версии общей теории систем, которая послужила предтечей кибернетики. Даже в "Общей теории систем" Людвига фон Берталанфи, опубликованной в 1968 году и содержащей раздел по истории теории систем, не содержится ни одной ссылки на Богданова. «Трудно понять, каким образом Берталанфи, высокообразованный человек, издававший все свои оригинальные труды на немецком языке, мог упустить работу Богданова».

А. Богданов изучал формы живой материи, общие  принципы организации всего материального  мира, в том числе организацию  общества. Теория Богданова ставила  своей целью изучение динамики организационных  форм, изучение характера их изменения  под действием внешних и внутренних факторов. Богданов на материале из областей естествознания и обществоведения  показал существование закономерностей  в изменении организационных  структур, общих для явлений разной природы. В 1911 г. он выпустил в свет первую часть книги «Всеобщая организационная  наука» (Тектология). По существу эта работа одна из первых положила начало «Теории систем». Окончательно она была завершена в 1925-1926 годах.

А. Богданов не даёт строгого определения понятия  «организация», т.к. «организация» не имеет смысла без конкретного  материального исполнения. Организация  – это архитектура фрагментов материального мира, это определённая форма существования материи. Данный термин применим в равной мере к  любому уровню материи, то есть можно  говорить об организационных формах кристаллов, об организации живой  ткани, о сообществах животных, об организации человеческого общества.

Основная идея работы Богданова  состоит в том, что ограниченное количество структурных форм материи создает неизмеримое разнообразие окружающей нас действительности.

Богданов  рассматривает не застывшие структуры, а их изменения под влиянием внешних  факторов и деятельности самой системы. Эти изменения подчиняются вполне определённым законам.

Законы  развития можно рассматривать как  результат естественного отбора из всех мыслимо возможных процессов. Правила отбора отсеивают те формы  движения, которые не ведут к общей  цели развития Вселенной. Например, не удается нарушить закон сохранения энергии или импульса. Естественно, что организационные формы в  своём развитии также должны следовать  определённым законам, столь же объективным, как и законы физики. Богданов установил, что структуре организации присуща  некоторая 

7

«организменность», даже в том случае, когда речь идёт об общественных или политических системах. У однажды возникшей организации возникают собственные цели. Одна из этих целей - это сохранение стабильности, что проявляется в функции «консервативность».

Во  всех видах систем существуют два  противоречивых начала: лабильность (пластичность) и консервативность. Лабильность – это стремление быстро адаптироваться, приспосабливаться к обстоятельствам. Консервативность - явление противоположное лабильности.

Богданов  описывал системы, активно взаимодействующие  с окружающей средой (открытые) и  быстроразвивающиеся. По его мнению, активное использование внешней  среды обеспечивает сохранность  системы.

Введённые А. Богдановым понятия положительной  и отрицательной селекции, положительного и отрицательного отбора, являются продолжением Дарвинской теории эволюции. В первом случае за счёт внешней  среды система увеличивает количество внутренних связей, повышает свою сложность  и эффективность функционирования.

Наряду  с положительной селекцией растут и внутренние противоречия системы. Отдельные её части, превращаясь  со временем в более или менее  автономные организмы, вырабатывают свои собственные самостоятельные цели. При наличии определённых возможностей их достижения, эти автономные части  могут начать действовать вопреки  общим целям, например, наперекор  всей системе в целом. Отрицательная  селекция удаляет все взрывоопасные  очаги, преодолевает внутренний антагонизм организации, повышает её однородность, повышает её структурную устойчивость. Но одновременно отрицательная селекция снижает функциональную эффективность  организации.

Информация о работе История развития системных концепций