История развития макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

В последнее время возрос интерес к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Введение:

     В последнее время возрос  интерес к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

     Макроэкономика имеет несколько интересных особенностей: она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История возникновения макроэкономики.

     Макроэкономика  возникла в ХХ столетии, но корни  ее уходят более чем на два века назад. Первую попытку описания закономерностей  макроэкономики предпринял представитель французской школы Франсуа Кенэ (1694 – 1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, лользовался покровительствем мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф. Кенэ написал главный свой труд по лолитической экономии «Экономические таблицы» (1758 г.), где сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве;ограниченность – в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Вокруг Ф. Кенс группировались талантливые ученики и сторонники: В. Р. Мирабо-старший (1715 – 1789), Дюпон де Немур (1739 – 1817), Анн Тюрго (1727 – 1781) [5].

     В ХIХ веке появились схемы расширенного воспроизводства Карла Маркса (1818 – 83) и теория общего равновесия швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834 – 1910). Л. Вальрас – один из широко известных  теоретиков математической школы. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.

     Впервые термин «макроэкономика» употребил  в своей статье в 1933 году известный  норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (1895 – 1973). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946).

     Катализатором для этого послужила «великая депрессия» – наиболее продолжительный  экономический кризис в истории  промышленно развитых стран. Начался  после «черной пятницы» — краха  котировок акций на Нью-Йоркской бирже 25 октября 1929. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США. Преодоление кризиса связывают с «Новым курсом» Ф. Рузвельта [5].

     Демократизация, имевшая место после первой мировой  войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство  было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

     Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и  положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки [4].

     В своей книге Дж Кейнс разработал целую систему новых для экономической  науки понятий и категорий  и использовал их как инструменты  функционального макроэкономического  анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории. Кейнс выделил следующие ключевые проблемы макроэкономики: выявление факторов, определяющих уровень занятости в экономике, и методов борьбы с безработицей; изучение роли денег в экономике и факторов, определяющих спрос на деньги; анализ роли процентной ставки как главного элемента передаточного механизма, обеспечивающего взаимосвязь рынков благ и денег. В дальнейшем, в процессе развития науки, к ним добавились проблемы экономической динамики, инфляции и другие. Книга Дж. Кейнса содержит теоретическое обоснование причин, по которым рыночная экономика может терять способность автоматически поддерживать полную занятость. Дж. Кейнс показал, что равновесный уровень дохода может возникать и в условиях недоиспользования производственных ресурсов общества. При этом, помимо теоретического анализа и введения нового комментария такого анализа, Дж. Кейнсом были разработаны принципы антикризисной политики государства.

     До  середины 1960-х гг. практически вся макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Дж. Кейнсом и развитых его сторонниками – американскими экономистами Дж. Хиксом (1904 – 89), Алвином Хансеном (1887-1975), Полом Самуэльсоном (р. 1915) и др. Однако с начала 70-х гг. единодушие, царившее среди экономистов относительно основных постулатов кейнсианской теории, было нарушено. Возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теории, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику. Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей [4].

     К началу нынешнего века в макроэкономике сформировались две доминирующие школы  мысли – неоклассическая и  пост-кейнсианская, – базирующиеся на различных предпосылках и, что  наиболее важно, формулирующие диаметрально противоположные рекомендации по проведению макроэкономической политики.

     Все это говорит о том, что макроэкономика как часть общей экономической  теории непрерывно развивается, охватывая  и включая все новые аспекты  хозяйственной деятельности [4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные задачи и принципы макроэкономического исследования.

      Особенность исследования в макроэкономике заключается  в наличии нескольких точек зрения или моделей по одной и той  же проблеме. Основные альтернативные представления о функционировании экономики, о ее проблемах и их решении сформулированы в различных школах. Наиболее значимыми теоретическими концепциями являются:

  1. неоклассическая;
  2. кейнсианская;
  3. монетаристская;
  4. институциональная.

   Именно  среди этих школ в значительной мере различаются представления по вопросам определения исходных предпосылок исследования, функционирования экономики, выявления закономерностей взаимодействия отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними, проведения и приоритетов экономической политики [1].

   2.1.Взгляды представителей основных школ

   Классическая школа: господствовала в экономической теории до 30-х гг. ХХ в. В целом это направление представляет ортодоксальную классику. В наиболее систематизированном виде эта концепция представлена в книге А. Маршалла «Принципы экономической теории».

   Основные  идеи этой школы:

    1. Экономика по своей сути – экономика совершенной конкуренции. Проявления несовершенной конкуренции – явления случайные и не меняют ни сути, ни характера экономической природы.
    2. Все факторы производства задействованы полностью. Объем предложения находится на потенциальном уровне.
    3. Объем предложения определяется только наличными факторами производства. Все факторы взаимозаменяемы.
    4. Экономика является саморегулируемой. Ее встроенными стабилизаторами являются:
    • Заработная плата;
    • Цена;
    • Ставка процента.
    1. Ведущая роль в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» отводится совокупному предложению.
    1. В экономике существует полная занятость. Безработица носит временный характер, часто бывает добровольной.
    2. Деньги не оказывают самостоятельного влияния на экономику и служат счетной единицей и средством обращения.

     Представителями неоклассической школы являются Р. Солоу, Т. Саржент, Р. Лукас, Н. Уоллес.

     Кейнсианская  школа: Родоначальником является Дж. М. Кейнс. По мнению кейнсианцев, экономика  рассматривалась классической школой как идеальная, абстрактная модель, не отражающая реальных экономических процессов.

      Основные  положения кейнсианской концепции:

  1. Экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Напротив, несовершенство рынков имманентно современной экономике.
  2. Экономика часто находится в неравновесии, общее равновесие достигается редко и носит мгновенный характер.
  3. Сам рынок не может решить проблему восстановления общего равновесия.
  4. Ведущая роль принадлежит совокупному спросу в модели «совокупный спрос – совокупное предложение»
  5. Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность.
  6. Все рынки взаимосвязаны, и любые изменения на одном из них ведут к изменениям на другом.
  7. Факторы производства не являются взаимозаменяемыми, они не используются полностью.

   Мотернализм: точно так же, как кейнсиансы в  середине 30 – х гг. ХХ в. стали ведущей школой на волне критики классиков, монетаристы заняли их место в 70 – е гг., критикуя их основные постулаты. В основе монетаристской теории лежит идея перманентного дохода и теория денежного спроса.

   Согласно  монетаристской концепции:

    1. Экономические субъекты действуют в соответствии с теорией адаптивных ожиданий.
    2. Домашние хозяйства планируют свои расходы исходя из постоянного (перманентного) дохода, а не из текущего дохода.
    3. Государственное вмешательство в экономику противоречит природе экономики, однако с ним приходиться мириться.
    4. Цель государства – обеспечить стабильность экономики, сохраняя основы рыночного механизма.
    5. Государство не должно стремиться трудоустроить всех трудоспособных граждан, всегда объективно существует в экономике определенная часть безработных лиц.
    6. Деньги – не просто богатство, а один из элементов активов [3].
 

Таблица 1.

Сравнительный анализ основных положений ведущих  школ [2] 

Информация о работе История развития макроэкономики