Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:22, реферат
В последнее время возрос интерес к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
Введение:
В последнее время возрос интерес к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
Макроэкономика
имеет несколько интересных особенностей:
она не является сложившейся законченной
дисциплиной, а споры по ключевым вопросам
макроэкономики продолжаются и сегодня.
Изучая макроэкономику, нужно принимать
во внимание то, что по некоторым вопросам
существует несколько теорий, которые
пытаются с разных точек зрения объяснить
то или иное явление. Следует также обращать
внимание на предпосылки, на которых базируется
та или иная теория, и оценивать адекватность
этих предпосылок в каждой конкретной
ситуации, к которой вы собираетесь применить
ту или иную теорию.
Глава 1. История возникновения макроэкономики.
Макроэкономика возникла в ХХ столетии, но корни ее уходят более чем на два века назад. Первую попытку описания закономерностей макроэкономики предпринял представитель французской школы Франсуа Кенэ (1694 – 1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, лользовался покровительствем мадам Помпадур. В 64 года, после научных работ по медицине, Ф. Кенэ написал главный свой труд по лолитической экономии «Экономические таблицы» (1758 г.), где сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве;ограниченность – в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Вокруг Ф. Кенс группировались талантливые ученики и сторонники: В. Р. Мирабо-старший (1715 – 1789), Дюпон де Немур (1739 – 1817), Анн Тюрго (1727 – 1781) [5].
В ХIХ веке появились схемы расширенного воспроизводства Карла Маркса (1818 – 83) и теория общего равновесия швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834 – 1910). Л. Вальрас – один из широко известных теоретиков математической школы. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений.
Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (1895 – 1973). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946).
Катализатором для этого послужила «великая депрессия» – наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. Начался после «черной пятницы» — краха котировок акций на Нью-Йоркской бирже 25 октября 1929. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США. Преодоление кризиса связывают с «Новым курсом» Ф. Рузвельта [5].
Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.
Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки [4].
В
своей книге Дж Кейнс разработал
целую систему новых для
До середины 1960-х гг. практически вся макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Дж. Кейнсом и развитых его сторонниками – американскими экономистами Дж. Хиксом (1904 – 89), Алвином Хансеном (1887-1975), Полом Самуэльсоном (р. 1915) и др. Однако с начала 70-х гг. единодушие, царившее среди экономистов относительно основных постулатов кейнсианской теории, было нарушено. Возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теории, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику. Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей [4].
К началу нынешнего века в макроэкономике сформировались две доминирующие школы мысли – неоклассическая и пост-кейнсианская, – базирующиеся на различных предпосылках и, что наиболее важно, формулирующие диаметрально противоположные рекомендации по проведению макроэкономической политики.
Все
это говорит о том, что макроэкономика
как часть общей экономической
теории непрерывно развивается, охватывая
и включая все новые аспекты
хозяйственной деятельности [4].
Глава 2. Основные задачи и принципы макроэкономического исследования.
Особенность
исследования в макроэкономике заключается
в наличии нескольких точек зрения
или моделей по одной и той
же проблеме. Основные альтернативные
представления о
Именно среди этих школ в значительной мере различаются представления по вопросам определения исходных предпосылок исследования, функционирования экономики, выявления закономерностей взаимодействия отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними, проведения и приоритетов экономической политики [1].
2.1.Взгляды представителей основных школ
Классическая школа: господствовала в экономической теории до 30-х гг. ХХ в. В целом это направление представляет ортодоксальную классику. В наиболее систематизированном виде эта концепция представлена в книге А. Маршалла «Принципы экономической теории».
Основные идеи этой школы:
Представителями неоклассической школы являются Р. Солоу, Т. Саржент, Р. Лукас, Н. Уоллес.
Кейнсианская школа: Родоначальником является Дж. М. Кейнс. По мнению кейнсианцев, экономика рассматривалась классической школой как идеальная, абстрактная модель, не отражающая реальных экономических процессов.
Основные положения кейнсианской концепции:
Мотернализм: точно так же, как кейнсиансы в середине 30 – х гг. ХХ в. стали ведущей школой на волне критики классиков, монетаристы заняли их место в 70 – е гг., критикуя их основные постулаты. В основе монетаристской теории лежит идея перманентного дохода и теория денежного спроса.
Согласно монетаристской концепции:
Таблица 1.
Сравнительный
анализ основных положений ведущих
школ [2]