История экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы.

Содержание

История экономики.


2)Проблемы периодизации истории экономики.


1.1 Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера.



1.2 Формационный подход Маркса – Сталина.


1.3 Историко-хронологический подход.


1.4 Цикличность в экономическом развитии.


1.5 Источники данных об экономическом развитии

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 64.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ ЧИТИНСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА)

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 
 
 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:        «Экономика».

По ТЕМЕ:                          «История экономики». 

Выполнил

студент:                         15.09.11 Кулиш Михаил Сергеевич

                          подпись (дата) 
 

Специальность: ТЭ-11-1 

Преподаватель:                      17.09.11 Кузнецова Вероника Сергеевна

                                   подпись  (дата) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2011 
 

Содержание.

  1. История экономики.
 

    2)Проблемы  периодизации истории экономики. 

      1.1 Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера.

     

      1.2 Формационный подход Маркса –  Сталина. 

      1.3 Историко-хронологический подход. 

      1.4 Цикличность в экономическом  развитии. 

      1.5 Источники данных об экономическом  развитии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История экономики. 

История экономики изучает хозяйственную жизнь человечества в его эволюции, начиная от первобытного общества и до современности. В рамках курса рассматривается народное хозяйство во всем составе отраслей производства, финансы, кредит, денежное обращение, внешнеэкономические связи, формы хозяйствования, а также экономический быт и хозяйственная культура. История экономики позволяет усвоить основные закономерности и особенности экономического развития общества, исторический опыт важнейших экономических реформ и осуществления экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи. Это дает возможность увидеть долгосрочные тенденции экономического развития, без чего невозможно обосновать прогнозы для будущего. История экономики призвана формировать у студентов методологическую культуру, предостерегающую от абсолютизации и догматизации теоретических положений и способствующую привитию навыков "объемного видения" социально-экономических процессов, необходимую для принятия и осуществления грамотных решений на практике.

История экономики занимается изучением  экономики как явления. Экономика  призвана решать два основных взаимосвязанных  вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он так же, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению еще одного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть, происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд этапов своего развития.

Огромное  место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия  и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи.

Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства.

Под экономикой понимается:

·        совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

·        народное хозяйство данной страны или его часть, включающая

соответствующие виды производства и отрасли.

·        образует основу всех других общественных отношений и играет решающую

роль  в развитии общества;

·        отражает отличительные особенности  отдельно взятой страны в связи с

ее географическим положением, участием в международном  разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и,

наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  периодизации истории  экономики. 

Существует  великое множество подходов к  периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и критику, наиболее интересные из них.

1.1Трехстадиальная  модель Гильденбранта  – Бюхера.

Немецкие  экономисты и историки – Бруно  Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

1) “Естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство,  с древнейших времен – до  середины XII века. Путь в среднем  не более мили – с поля  или огорода земледельца через  мельницу и кузницу в его  и господский дом.

2) “Денежное” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей.

3) “Кредитное”  (или народное) хозяйство начиная  с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении – машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.

1.2Формационный  подход Маркса  – Сталина.

А вот  в нашей стране единственно правильным 75 лет считался так называемый “политический” (или марксистский) подход, предложенный во второй половине XIX века Карлом Марксом, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

1) Общинный (или первобытно-общинный) строй  – с X тысячелетия по VI век до  н.э. Уровень экономического развития  низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основное общественное отношение – внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует.

2) Рабовладельческий  строй – с V века до н.э.  по V век н.э. Появляется и распространяется  частная собственность, в том  числе и на людей (рабов) эксплуатацию которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер – пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно также поступают с “плохими” рабами. Основное общественное отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы – антагонистичны и рано или поздно должны привести к смене формации.

3) Феодальный  строй – VI – XVIII века. Земля  становится основным объектом  частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами – крестьяне и феодалы.

4) Капиталистический  строй – XIX век. Основным объектом  частной собственности становятся  средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер – тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами – рабочие и капиталисты.

5) Коммунистический  строй – наступает с победой  рабочих над буржуазией. Средства  производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.

1.3Историко-хронологический  подход.

Наиболее  удобным подходом, является традиционный подход, в соответствии с которым  в истории народов Средиземноморья, выделяется семь законченных периодов.

Древний – XXXIII – VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.

Античный  – с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились  ремесла, торговля, частная собственность  на землю и рабов.

Средневековый – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

Возрождения – с середины XV по середину XVII века. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Просвещения – с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира.

Свободной конкуренции – с последней  четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция.

Монополистической конкуренции  - с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.

Социального (рыночного) хозяйства – начиная  с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался  новый средний слой и общество потребителя.

1.4Цикличность  в экономическом  развитии.

Экономическое развитие не линейно, не стабильно. Периоды  бурного подъема сменяются периодами  спада (кризиса), застоя (депрессии), переходящего в оживление и новый подъем. Перечисленные четыре сменяющиеся друг друга фазы составляют экономический цикл. Особенно ярко эта закономерность проявляется последние двести лет. Может быть, просто потому, что мы имеем гораздо больше статистических данных о XIX веке, чем, например, о XIII веке.

Причины, задающие цикличность, многообразны. Это и такие внешние по отношению к экономике явления, как изменение погодных, климатических условий, связанных с цикличностью солнечной активности; социальные сдвиги – сексуальная революция, движение за равноправие, феминизм; политические потрясения – войны, революции, гражданские конфликты, эксперименты и т.д. И такие внутренние причины, как избыток сбережений против инвестиций, неравномерность воспроизводства капитала, колебания спроса и предложения под воздействием изменения вкусов потребителей и предельной отдачи факторов производства.

Ученые  выделили множество различных видов  циклов. Вот основные из них:

“Отраслевые”  – продолжительностью от недели (СМИ) до года (сельское хозяйство, туризм) и  даже нескольких лет (образование, судостроение), связанные со спецификой создания продукта в различных отраслях.

“Малые” – продолжительность 2- 4 года, выделенные английским экономистом Китчином, связанные  с неравномерностью воспроизводства  оборотного капитала.

Информация о работе История экономики