Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:22, реферат
История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы.
История экономики.
2)Проблемы периодизации истории экономики.
1.1 Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера.
1.2 Формационный подход Маркса – Сталина.
1.3 Историко-хронологический подход.
1.4 Цикличность в экономическом развитии.
1.5 Источники данных об экономическом развитии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЧИТИНСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА»
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Экономика».
По ТЕМЕ:
Выполнил
студент:
подпись (дата)
Специальность:
ТЭ-11-1
Преподаватель:
Чита 2011
Содержание.
2)Проблемы
периодизации истории
1.1 Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера.
1.2
Формационный подход Маркса –
Сталина.
1.3
Историко-хронологический
1.4
Цикличность в экономическом
развитии.
1.5
Источники данных об
История
экономики.
История экономики изучает хозяйственную жизнь человечества в его эволюции, начиная от первобытного общества и до современности. В рамках курса рассматривается народное хозяйство во всем составе отраслей производства, финансы, кредит, денежное обращение, внешнеэкономические связи, формы хозяйствования, а также экономический быт и хозяйственная культура. История экономики позволяет усвоить основные закономерности и особенности экономического развития общества, исторический опыт важнейших экономических реформ и осуществления экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи. Это дает возможность увидеть долгосрочные тенденции экономического развития, без чего невозможно обосновать прогнозы для будущего. История экономики призвана формировать у студентов методологическую культуру, предостерегающую от абсолютизации и догматизации теоретических положений и способствующую привитию навыков "объемного видения" социально-экономических процессов, необходимую для принятия и осуществления грамотных решений на практике.
История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.
Экономика
рождена человеком и его
Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи.
Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства.
Под экономикой понимается:
· совокупность производственных отношений, экономический базис общества.
· народное хозяйство данной страны или его часть, включающая
соответствующие виды производства и отрасли.
· образует основу всех других общественных отношений и играет решающую
роль в развитии общества;
· отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с
ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.
В то же
время экономика
наоборот,
общественно-политический фактор воздействует
на экономику.
Проблемы
периодизации истории
экономики.
Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и критику, наиболее интересные из них.
1.1Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера.
Немецкие экономисты и историки – Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:
1) “Естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен – до середины XII века. Путь в среднем не более мили – с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом.
2) “Денежное” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей.
3) “Кредитное” (или народное) хозяйство начиная с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении – машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.
1.2Формационный подход Маркса – Сталина.
А вот в нашей стране единственно правильным 75 лет считался так называемый “политический” (или марксистский) подход, предложенный во второй половине XIX века Карлом Марксом, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.
1) Общинный
(или первобытно-общинный) строй
– с X тысячелетия по VI век до
н.э. Уровень экономического
2) Рабовладельческий
строй – с V века до н.э.
по V век н.э. Появляется и
3) Феодальный строй – VI – XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами – крестьяне и феодалы.
4) Капиталистический
строй – XIX век. Основным объектом
частной собственности
5) Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.
1.3Историко-хронологический подход.
Наиболее
удобным подходом, является традиционный
подход, в соответствии с которым
в истории народов
Древний – XXXIII – VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.
Античный – с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.
Средневековый – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.
Возрождения – с середины XV по середину XVII века. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.
Просвещения – с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира.
Свободной конкуренции – с последней четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция.
Монополистической конкуренции - с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.
Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.
1.4Цикличность в экономическом развитии.
Экономическое
развитие не линейно, не стабильно. Периоды
бурного подъема сменяются
Причины, задающие цикличность, многообразны. Это и такие внешние по отношению к экономике явления, как изменение погодных, климатических условий, связанных с цикличностью солнечной активности; социальные сдвиги – сексуальная революция, движение за равноправие, феминизм; политические потрясения – войны, революции, гражданские конфликты, эксперименты и т.д. И такие внутренние причины, как избыток сбережений против инвестиций, неравномерность воспроизводства капитала, колебания спроса и предложения под воздействием изменения вкусов потребителей и предельной отдачи факторов производства.
Ученые выделили множество различных видов циклов. Вот основные из них:
“Отраслевые” – продолжительностью от недели (СМИ) до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, судостроение), связанные со спецификой создания продукта в различных отраслях.
“Малые” – продолжительность 2- 4 года, выделенные английским экономистом Китчином, связанные с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала.