Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:43, статья
История образования и направления деятельности компании Imperial Tobacco, ее организационная структура и тип предприятия, место в экономике страны.
Семинар;
Особенности развития "большого
бизнеса" в Великобритании
ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Основными типами персонально управляемых промышленных предприятий, характерных для "большого бизнеса" Великобритании начала XX века, были семейные фирмы, а также федерации семейных фирм, юридически консолидированные в холдинг компании.
Более важным для экономики Великобритании был, тем не менее, более ранний тип слияний, соединявший большое количество малых семейных фирм в общеотраслевые холдинг-компании. Ярким примером подобного холдинга является Imperial Tobacco, бывший в 1919 г. пятым, в 1930 г. - вторым, а в 1948 г. - крупнейшим промышленным предприятием в Великобритании по доле контролируемого рынка.
Так же, как и в Соединенных Штатах, инициаторами слияний выступали отраслевые лидеры. Английская фирма W.D. & H.O.Wills, подобно известной American Tobacco Company, стала первой в стране компанией, приступившей к поточному производству сигарет на машинах Бонзака (Bonsack). Так же, как и James в. Duke, семья Wills быстро перешла к зарубежным торговым операциям, несмотря на то, что American Tobacco уже господствовала на мировом рынке. Американцы вышли даже на рынок Великобритании, поглотив в 1901 г. одну из английских компаний, конкурирующих с Wills. Впрочем, Wills практически мгновенно среагировала на новый американский вызов, присоединив к себе 16 компаний в рамках единого холдинга Imperial Tobacco.
Вскоре после своего основания Imperial Tobacco пришла к соглашению с American Tobacco. Семья Wills и Duke сошлись на том, что первая из фирм получила рынки Вепико6ритании и Ирландии, вторая - рынок Соединенных Штатов, а реализация продукции договаривающихся сторон на остальных рынках мира была передана в руки специально создаваемой совместной компании British-American Tobacco (BAT). Две третьих, акций ВАТ получила American Tobacco, одну треть - Imperial Tobacco. Вооруженная богатым опытом зарубежных операций American Tobacco, ВАТ вскоре открыла собственные фабрики в Германии, Китае и ряде других стран для поддержки своей маркетинговой активности, imperial продолжала действовать на рынке Великобритании, но после того, как в_1911 г. Верховный Суд США принял решение о разукрупнении American Tobacco, контроль над ВАТ Также начал переходить в руки англичан. К 1920 г. BAT практически превратилась в международное Подразделение Imperial Tobacco.
С самого начала своей деятельности Imperial была организована как федерация. По признанию одного из руководителей Imperial, структура федерации напоминала структуру Соединённых Штатов Америки, согласно которой штаты, в соответствие с Конституцией, "отдают центральному правительству настолько мало власти, насколько это возможно, оставляя столь много власти, сколь это возможно, в собственных руках". "Центральное правительство" Imperial Tobacco представлял собой Исполнительный Комитет (Executive Committee), состоящий из членов семей, руководящих крупнейшими компаниями федерации, или филиалами ("Branches"): двоих по фамилии Wills (W.D. & Н.О. Wills)., представителей семей Lambert и Butler (Lambert & Butler), а также члена семьи Player (John Player & Sons). Малочисленный персонал Исполнительного Комитета состоял из секретаря, инженера, собирающего техническую информацию, главного бухгалтера, разрабатывающего унифицированные формы отчетности для действующих компаний, а также агента по закупкам, услуги которого эти компании могли использовать (что, впрочем, не было для них обязательным). Все указанные работники размещались в крошечном офисе, расположенном в помещении крупнейшей фабрики семьи Wills. Исполнительный Комитет устанавливал цены, определял объем затрат каждого из филиалов на рекламу - основное конкурентное оружие в отрасли, а также утверждал ежегодные, операционные бюджеты. Несмотря на произошедшее слияние, филиалы продолжали производить и реализовывать свою продукцию независимо друг от друга. В качестве персонально управляемых компаний они планировали и проводили собственные рекламные компании, разрабатывали новые торговые марки, самостоятельно осуществляли найм и увольнение персонала, устанавливали размер заработной, платы менеджеров, управляющих производством, продажами, рекламой и закупками.
В течение межвоенного периода структура управления imperial Tobacco практически не менялась. В Исполнительный Комитет по-прежнему входили члены семей Wills, Players, Mitchells, Lamberts, их двоюродные братья и сестры, а также представители других фамилий, управлявшие соответствующими филиалами. Исполнительный Комитет продолжал устанавливать цены, утверждать, расходы на рекламу и иногда формулировать отдельные направления "общекорпорационой" политики, например - программы пенсионного обеспечения. "Контроль над бюджетами филиалов" не выходил за рамки "санкционирования пропорционального увеличения расходов". В таких условиях филиалы продолжали, конкурировать между собой за долю рынка, демонстрируя относительное усиление фирмы Player при относительном ослаблении позиций Wills. Никаких иных изменений вплоть до 1960-х годов в рамках холдинга не происходило.
Бросается в глаза контраст между imperial Tobacco и его заокеанским партнером American Tobacco. Еще до того, как James B. Duke впервые обозначил свое присутствие в Великобритании (в 1901 г.), основанная им American Tobacco уже размещала свою огромную штаб-квартиру в специально построенном небоскребе на 5-й Авеню в Нью-Йорке. В, этой штаб-квартире располагались высшие эшелоны менеджмента, включая управление Производственного Отделения (Production Department), ответственное за всю производственную деятельность компании, а также управление Отдела Закупок (так называемый Leaf Department), ответственное за закупки и хранение табачного листа, инвестиции в мощности по просушке и упаковке сырья в основных районах выращивания табака от Вирджинии и Северной Каролины в США до Турции. Кроме того, в штаб-квартире корпорации размещалось Отделение Продаж, управлявшее рекламой и процессами реализации продукции в глобальном масштабе, обеспечивая устойчивую загрузку соответствующих каналов распределения. Отделение аудита и эккаунтинга обеспечивало ритмичную циркуляцию данных по издержкам, прежде всего - по издержкам на производство продукции. В целом, развитая иерархия высших и средних менеджеров, действующая в рамках корпорационной штаб-квартиры, обеспечивала координацию движения материалов, позволяющую производить и реализовывать от четырех до пяти миллиардов сигарет в год, не считая громадного объема "прочей" табачной продукции. Вся эта управленческая деятельность осуществлялась в рамках единой корпорационной стратегии. В то время как в Великобритании "ценовой зонтик", созданный в рамках холдинга, позволял малым табачным фирмам довольно жестко конкурировать между собой, пробиваясь в "ведущую двухсотку" компаний страны. Верховный Суд США принимал и реализовывал решение по разукрупнению American Tobacco на четыре компании, дабы конкуренцию в отрасли возродить. Известно, впрочем, что даже после "роспуска" American Tobacco лишь одна американская компания - Philip Morris смогла составить конкуренцию ее наследницам.
В период между I-й и II-й мировыми войнами филиалы imperial Tobacco -семейные (предпринимательские) фирмы, продолжали персонально управляться их собственниками, представители которых периодически встречались для обсуждения условий "джентельменской" конкуренции. Что же касается American Tobacco, то она превратилась в "современное" предприятие задолго до 1920 г.
Две
рассматриваемые табачные компании
иллюстрируют различную природу
промышленного капитализма