Исторический портрет Адама Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:11, доклад

Описание работы

Адам Смит (1723—1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

Работа содержит 1 файл

Адам Смит.docx

— 24.63 Кб (Скачать)

Адам Смит (1723—1790) — шотландский  экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и  обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

В «Исследовании о природе  и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого  направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения  доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую  политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к  системе, в которой действуют  объективные законы, поддающиеся  познанию. При жизни Адама Смита  книга выдержала 5 английских и несколько  зарубежных изданий и переводов.

Жизнь и научная деятельность

Адам Смит родился в  семье таможенного чиновника. Несколько  лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго (1737) на факультет  моральной философии. В 1748-50 Смит читал  публичные лекции по литературе и  естественному праву в Эдинбурге. С 1751 профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессор моральной  философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале «Эдинбургское обозрение». В1759 Адам Смит выпустил в свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств», принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил ученую степень доктора юридических наук.

В 1764 А. Смит оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. Но в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народов», первое издание которого вышло в 1776.

С 1778 Адам Смит занимал должность  таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей  жизни.

Философские и экономические  взгляды 

Экономическая теория, которую  Смит изложил в «Исследовании  о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений  о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков  Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические  устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений  теории Адама Смита — необходимость  освобождения экономики от государственной  регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

 

Полемизируя с теоретиками  меркантилизма, отождествляющими богатство  с драгоценными металлами, и с  физиократами, видевшими источник богатства  исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается  всеми видами производительного  труда. Труд, утверждал он, выступает  и в качестве мерила стоимости  товара. При этом, однако, Адам Смит ( в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, Карла Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Адам Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством  ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал  он, напрямую связана с размерами  рынка: чем шире рынок, тем выше уровень  специализации выступающих на нем  производителей. Отсюда следовал вывод  о необходимости отменить такие  ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве  и т. п.

Согласно теории Адама  Смита первоначальная стоимость  продукта при распределении распадается  на три части: заработную плату, прибыль  и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение  заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной  стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление  непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий  и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Вместе с тем А.Смит не стремился свести к нулю влияние  государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно  необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

 

 

В 1759 году Адам Смит опубликовал  свое первое сочинение, принесшее ему  широкую известность, — «Теорию  нравственных чувств», где стремился  доказать, что человеку присуще чувство  симпатии к окружающим, которая и  побуждает его следовать нравственным принципам. Сразу же после выхода работы Юм написал другу со свойственной ему иронией: «В самом деле, ничто  не может сильнее намекать на ошибочность, чем одобрение большинства. Я  перехожу к изложению грустной новости  о том, что ваша книга очень  несчастлива, ибо заслужила чрезмерное восхищение публики». .

Основной идеей теоретической  части «Богатства народов» можно  считать положение, что главным  источником и фактором богатства  является труд человека — иначе  говоря, сам человек. С этой идеей  читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе «О разделении труда». Разделение труда, по мнению Смита — важнейший  двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все  учение из простого эмпирического обобщения, высказывавшегося еще греческими философами, на степень научного закона. В учении о ценности Смит также выдвигает  на первый план человеческий труд, признавая  труд всеобщим мерилом меновой ценности

Оригинальность Адама  Смита заключалась не в частностях, а в целом его система явилась  наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи —  эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Индивидуализм, космополитизм  и рационализм Смита вполне гармонируют  с философским мировоззрением 18-го столетия. Его горячая вера в свободу  напоминает революционную эпоху  конца XVIII века. Тем же духом проникнуто и отношение Смита к рабочим  и низшим классам общества. Вообще Адам Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии  или землевладельцев, которая характеризовала  общественную позицию его учеников позднейшего времени. Наоборот, во всех случаях, когда интересы рабочих  и капиталистов вступают в конфликт, он энергично становится на сторону  рабочих. И тем не менее идеи Смита сослужили пользу именно буржуазии. В этой иронии истории сказался переходный характер эпохи.

Адам Смит скончался в  Эдинбурге в 1790 году


Информация о работе Исторический портрет Адама Смита