Исследование инфляции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:19, доклад

Описание работы

Динамика цен на продовольственные товары в значительной мере повлияла на траекторию инфляции в течение года.
После увеличения темпов инфляции в начале 2011 года из-за высоко роста цен с февраля инфляция стала постепенно снижаться под влиянием принятых мер Правительством Российской Федерации по насыщению продовольственных рынков и сдерживанию роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако в первом полугодии инфляция оставалась более высокой – 5,0% по сравнению с прошлогодним показателем (4,4%). Инфляция, достигшая в годовом выражении пика в январе – 9,6%, сохранялась на этом уровне до мая.

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

ИНФЛЯЦИЯ 

     Индекс  потребительских  цен      Индекс цен производителей промышленной продукции

     
2008 93,0
2009 113,9
2010 116,7
2011 112,0
     
2008 113,3
2009 108,8
2010 108,8
2011 106,1
 
 
 
 
 
 

     За  январь-декабрь 2011 года инфляция на потребительском рынке снизилась до 6,1% после 8,8% в 2009-2010 годах. Замедление инфляции обеспечивалась относительно низким ростом цен на продовольственные товары после высокого роста в предшествующем году. Базовая инфляция (БИПЦ), не учитывающая экзогенные факторы, составила 6,6%, также как и в 2010 году. 

Инфляция  на потребительском  рынке прирост цен, в %
 

      Динамика  цен на продовольственные товары в значительной мере повлияла на траекторию инфляции в течение года.

      После увеличения темпов инфляции в начале 2011 года из-за высоко роста цен с февраля инфляция стала постепенно снижаться под влиянием принятых мер Правительством Российской Федерации по насыщению продовольственных рынков и сдерживанию роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако в первом полугодии инфляция оставалась более высокой – 5,0% по сравнению с прошлогодним показателем (4,4%). Инфляция, достигшая в годовом выражении пика в январе – 9,6%, сохранялась на этом уровне до мая.

     Во  втором полугодии инфляция была минимальной – 1,1% (4,3% - в 2010 году), при этом на протяжении всех месяцев III квартала цены не росли (-0,3% за квартал), а с октября по декабрь цены выросли всего на 1,3% (2,4% - в 2010 году).

     Рост  цен на  продовольственные товары в 2011 году составил всего 3,9% после 12,9% в 2010 году, и его компонента в инфляции - 1,5 п.п. понизилась на 3,4 п.п.

     Рост  цен на непродовольственные товары усилился до 6,7% с 5% годом ранее, а  его компонента выросла до 2,4 п.п. с 1,8 п.п. (20,5%) . Рост цен и тарифов  на платные услуги на 8,7% также был  выше, чем год назад (8,1%), что также увеличило его компоненту в инфляцию до 2,2 п.п. (2,1 п.п.).

     Снижение  темпов инфляции связано с замедлением  роста цен на продовольственные товары.  

Вклад в инфляцию отдельных групп  товаров и услуг (в процентных пунктах) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Замедление роста цен на продовольствие из-за снижения мировых цен началось уже с марта, которое с июня по сентябрь перешло в дефляцию.

     В первом полугодии 2011 года рост потребительских цен на продовольственные товары составил всего 5% (5,4% годом ранее) после повышения цен во втором полугодии 2010 года на 7,2 процента.

     Положительную роль в снижении темпов роста цен на продовольственные товары и инфляцию в этот период сыграли своевременно принятые Правительством Российской Федерации меры по преодолению дисбалансов на рынке зерновых, и стимулированию импорта на проблемных рынках (плодоовощной продукции) в условиях стабильности курса рубля. Также сказалось начавшееся снижение мировых зерно, сахар и другие товары с марта-апреля.

      В 2011 году значительно подешевела плодоовощная продукция – на 24,7%, после того как в 2010 цены выросли на 45,6%. Плодоовощная продукция стала дешеветь уже в межсезонный период (с апреля по июнь снижение цен составило 6,1%), в связи с ростом поставок импорта. 

     Картофель подешевел за январь-декабрь на 52,2% (год назад - прирост цен в         2 раза). Цены на овощи снизились на 42,7% (прирост на 67,1% - в январе-декабре прошлого года).

     Прирост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции за 2011 год снизился до 7,4% (год назад – 9,4%), в том числе в декабре – на 0,6 процента.

     В 2011 году до 5,0%  замедлился рост цен на набор социально значимых продуктов (в него входят хлеб, молоко и молочная продукция, сахар, растительное и сливочное масло, мясо и птица, яйца, макаронные изделия, крупы, сыр), составляющего треть в потребительской продуктовой корзине, после того как в 2010 году  цены выросли на 14,0%. Низкая динамика цен обусловлена высокой зависимостью основной части товаров от динамики цен на растительное сырье, цены на которое упали в        2011 году при высоком предложении. 

     Вместе  с тем, за два года цены на набор социально значимых продуктов выросли  сильнее (19,7%), чем на остальные продовольственные товары (без социально значимых товаров и плодоовощной продукции) – подорожавшие за два года на 16,1%, в том числе в 2011 году - на 9,0%. Более высокий рост цен в 2011 году обусловлен как временными лагами влияния удорожания сырья на их цены по сравнению с социально значимыми продуктами, так и переключением платежеспособного спроса на более дорогие продукты по мере роста доходов населения и восстановление ценовых пропорций между отдельными товарами.  

Динамика  цен на основные  продовольственные  товары

прирост (снижение) цен, в %

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На хлеб и хлебобулочные изделия в 2011 году цены выросли на 8,9% (+7,6% - год назад). Цены продолжали активно расти в I квартале 2011 года – на 5,3%, после того как с августа по декабрь 2010 года они выросли на 6,6% в связи с удорожанием зерна урожая 2010 года и муки у производителей - более 2-х и 1,6 раза соответственно.

     С февраля цены производителей на муку начали падать на фоне переизбытка зерна внутри страны (с февраля по декабрь цены упали на 23,3%), и рост цен на хлеб стал замедляться. Однако цены на хлеб медленно росли до конца года, хотя по мере удешевления зерна и новых поставок, с августа рост цен замедлился до менее 0,2% в среднем за месяц, в связи с понизившейся рентабельностью продаж в I квартале до 2,9% (для сравнения -7,7% в I квартале 2010 года) и ростом несырьевых издержек.

     На  сахар цены упали на 25,5% после подорожания сахара в 2010 году на 22,5 процента.

     Снижение  внутренних цен обусловило падение  мировых цен на сырец с февраля (-22,2% за февраль-декабрь по данным FAO UN, после того как в 2010 году- январе 2011 года цены выросли на 25,9%) и высокий урожай сахарной свеклы в 2011 году. Внутренние цены начали снижаться с марта, на что отчасти повлияло введением временной пониженной пошлины на импорт сахара-сырца в размере 50 долл. за тонну с 1 марта. 

     На  масло подсолнечное за 2011 год прирост цен составил 4,6% (+27,6% - год назад). После активного роста потребительских цен в I квартале – на 6,6%,с апреля цены не растут на фоне снижения мировых цен (по данным FAO UN за период с марта по декабрь цены на масла снизились на 19,4%). Несмотря на высокое предложение в условиях хорошего урожая подсолнечника, во втором полугодии текущего года замедлилось снижение цен на подсолнечное масло, так как данные цены являются экспортоориентированными и ориентируются на равнодоходные.

     На крупы и бобовые в целом за 2011 год снижение потребительских цен составило 8% (+58,8% - год назад). Рекордный рост цен за период с июня 2010 года по апрель 2011 года (в 1,9 раза) стал следствием дефицита зерновых культур (ячмень, гречиха и т.д.), так как урожай 2010 года упал вдвое. С июня 2011 года цены на крупы снижались – за июнь-декабрь на 24%, в том числе в связи с хорошим урожаем гречихи (в 2,4 раза выше, чем в 2010 году и на 42%, чем в 2009 году.).

     На молоко и молочную продукцию в 2011 году цены выросли на 6,3% (в 2010 году - прирост на 16,7%). Замедление роста цен обусловлено высокой долей более дешевого импорта на рынке.

     Цены  на мясо животных в январе-декабре выросли в среднем на 13,8% (4,9% - год назад).

     На  говядину (кроме бескостного мяса) в 2011 году рост цен составил 21,7% (6,6% - год назад), в связи с растущей динамикой мировых цен, учитывая высокую долю импорта на рынке говядины, а также ежегодным сокращением производства мяса крупного рогатого скота. По состоянию на 7 декабря 2011 г., импорт говядины  в Россию (без учета торговли с Республикой Беларусь) вырос на 3,9% к 2010 году.

     На свинину (кроме бескостного мяса) в 2011 году наблюдалась более умеренная ценовая динамика по сравнению с ростом цен на говядину. В 2011 году цены на свинину выросли на 7,9% (2,6% - год назад), что обусловлено высокой конкуренцией более дешевого импорта и ростом производства свинины (на 3,6% за январь-декабрь 2011 года к январю-ноябрю 2010 года). С июля темпы роста цен стали нарастать (0,6-0,9% в месяц) на фоне подорожания импорта в условиях ослабления курса рубля.

     На мясо птицы за январь – декабрь цены почти не росли – прирост на 0,1%, в связи с продолжающимся ростом производства (+11,2% - в январе-ноябре 2011 года к аналогичному периоду предыдущего года) и высокой насыщенностью рынка птицы. 

     В 2011 году цены на яйца выросли на 6,2% (год назад – прирост на 13,2 процента).

      На непродовольственные товары цены за 2011 год выросли на 6,7% против 5,0% в 2010 году.  

Рост  цен на основные непродовольственные товары

прирост (снижение) цен, в % за период 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На  автобензин рост цен высокий – 14,9% (6,5%), при этом основное удорожание  в первом полугодии – на 10,6% в связи с ростом цен на нефтяные товары  на мировых рынках. Во втором полугодии рост цен замедлился, а с сентября не превышал 0,6-0,7% в месяц (в декабре – снижение цен - 0,3%) После введения Правительством Российской Федерации мер повышенной вывозной пошлины на бензин с мая (90% от пошлины на нефть) рост цен замедлился до 4% за июль-декабрь.

     На  непродовольственные товары с исключением бензина с начала года цены выросли на 6,1% (год назад – 4,9%) в связи с ростом спроса населения (товарооборот непродовольственных товаров вырос на 10,7% в 2011 году). При этом на большинство товаров рост цен практически не превышал прошлогодний, сдерживаемый  увеличением  предложения импорта товаров при одновременном укреплении курса рубля до сентября.

     Заметно подорожали табачные изделия в связи  с увеличением акциза с начала года, строительные материалы в связи с ростом отпускных цен (на цемент и др.). 

     На услуги за год прирост цен и тарифов составил 8,7% (8,1% - год назад).

     Регулируемые  тарифы на услуги, оказываемые населению, за год выросли несколько ниже - на 11,2% чем год назад (12,9%).

     В 2011 году тарифы на услуги, оказываемые населению организациями ЖКХ, выросли несколько ниже – на 11,9%, чем год назад – на 13,4%, на что оказало влияние усиление контроля со стороны Правительства Российской Федерации за тарифообразованием на местах. Устанавливаемая на местах оплата водоснабжения холодного и водоотведения выросла на 15,1% (17,6% - год назад), водоснабжения горячего на 12,8% (16,6%), отопления – на 12,0% (14,4 процента).

     Цены  на газ природный для населения  за 2011 год были повышены за годовой  период на 15% (20,8% - год назад), в том числе на 5% с января и на 9,5% - с апреля. Оплата электроэнергии населением за год повысилась на 9,7% (в среднем по России Правительством Российской Федерации установлен предельный рост тарифа на электроэнергию в 2010 году – 10 процентов).

     Оплата  железнодорожных пассажирских перевозок  в регулируемом секторе (поезда дальнего следования – плацкартные и общие  вагоны) в 2011 году увеличена на 10%, также  как и в 2010 году. В целом оплата за проезд на железнодорожном транспорте, включая пригородные перевозки, выросла на 9,5 процента.

     Услуги  связи подорожали на 3,1% (2,2%), в т.ч. в регулируемом секторе – на 7,7%, (9,2% - год назад): почтовые - на 13% (17,1%); городская телефонная связь – на 8,8% (10,8%); услуги телеграфа – 23,8% (27,4 процента).

     В секторе рыночных услуг прирост цен составил 7,1% (год назад – 4,9%). В результате роста платежеспособного спроса, на большинство услуг рост цен существенно выше прошлогоднего. Так, бытовые услуги подорожали на 9,3% (6,0%); услуги организаций культуры подорожали на 11,3% (8,6%); услуги зарубежного туризма – на 5,4% (0,2%), санаторно-оздоровительные услуги – на 9,0% (5,4 процента).

Информация о работе Исследование инфляции в России