Ипотечное кредитование и перспективы его развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного исследования является изучение состояния ипотечного рынка России в современных условиях и рассмотрение перспектив его дальнейшего развития. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- определить понятие ипотеки и субъектно-объектную структуру отношений, выявив основные особенности ипотечного кредитования;
- провести классификацию ипотечных кредитов;
- рассмотреть правовую и экономическую сущность ипотечного кредитования;
- проанализировать рынок ипотечного кредитования как в целом по России, так и в регионах в частности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы Ипотечного кредитования
1.1 Сущность и отличительные черты ипотеки
1.2 Объекты и субъекты ипотечного кредитования
1.3 Классификация ипотечных кредитов
1.4 Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в РФ
ГЛАВА 2 Анализ развития ипотеки на современном этапе
2.1 Анализ рынка ипотечного кредитования в России
2.2 Анализ развития ипотечного жилищного кредитования в регионах
2.3 Риски ипотечного кредитования
2.4 Ипотечное страхование в России
ГЛАВА 3 Основные направления развития ипотечного кредитования в России
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие ипотечного кредитования
3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Ипотечное кредитование и перспективы его развития в России.doc

— 1.37 Мб (Скачать)
     
    Объем предостав-ых по кредитам по состоянию на 01.07.2006 Просроченная задолженность по кредитам по состоянию на 01.07.2006 Объем предостав-ых по кредитам по состоянию на 01.10.2006 Просроченная задолженность по кредитам по состоянию на 01.10.2006
  в валюте РФ в иностранной валюте в валюте 
РФ
в иностранной валюте в валюте РФ в иностранной валюте в валюте РФ в иностранной валюте
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Российская Федерация 3673086 7055781 3516 3883 5020896 8863236 4982 6068
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 598853 5573019 741 3789 798052 7073713 43 5919
Белгородская область 1438 9347 0 0 4211 13847 0 0
Брянская область 7559 2207 0 0 7313 7584 0 0
Владимирская область 28928 16758 0 0 35089 22979 0 10
Воронежская область 15767 7310 0 0 15548 11853 0 0
Ивановская область 1326 1782     0 3811 3917 0 0
Калужская область 8434 36619 0 11 17274 43192 0 3
Костромская область 1672 3234 0 0 1281 3473 0 0
Курская область 185420 4682 5 0 242007 5821 2 0
Липецкая область 0 2732 0 0 900 8575 1 0
Московская область 128690 848939 164 486 19100   1121224 29 517
Орловская область 700 6057 0 0 4488 10363 0 0
Рязанская область 7759 7253 0 0 8608 9249 0 0
Смоленская область 17179 6997 0 33 17858 6456 0 8
Тамбовская область 4365 7670 0 0 1446 9316 0 0
Тверская область 8724 10949 0 0 12037 13982 0 0
Тульская область 17104 4660 0 0 20900 7699 0 0
Ярославская область 8815 10074 0 0 20067 12311 0 0
г. Москва 154973 4585749 572 3259 194209 5761872 11 5381
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 99989 478454 0 7 112333 549205 0 10
Республика Карелия 1457   0 0 0 14098 0 0 0
Республика Коми 37996 3021 0 0 40755 3646 0 0
Архангельская область 13313 1780 0 0 11300 7040 0 0
Вологодская область 24356 782 0 0 34547 777 0 0
Калининградская область 1411 4185 0 0 1787 4990 0 0
Ленинградская область 707 11705 0 0 1539 19129 0 0
Мурманская область 879 5148 0 0 873 12654 0 0
Новгородская область 2906 232 0 0 912 45 0 0
Псковская область 300 1392 0 0 290 1374 0 0
г. Санкт-Петербург 3546 450209 0 7 6232 499550 0 10
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 167692 85318 0 0 219319 104051 8 0
Республика Адыгея (Адыгея) 1980 0 0 0 2392 1866 0 0
Республика Дагестан 0 6644 0 0 250 835 0 0
Республика Ингушетия 0 0 0 0 0 4914 0 0
Кабардино-Балкарская Республика 0 0 0 0 1860 0 0 0
Республика Калмыкия 811 0 0 0 810 281 0 0
Карачаево-Черкесская Республика 0 704 0 0 0 699 0 0
Республика Северная Осетия-Алания 0 1260 0 0 0 2796 0 0
Краснодарский край 70911 21556 0 0 93961 26923 5 0
Ставропольский край 39992 17634 0 0 30738 14571 0 0
Астраханская область 2561 4348 0 0 6220 4275 0 0
Волгоградская область 10607 10508 0 0 18714 17229 0 0
Ростовская область 40830 22664 0 0 64374 29662 3 0
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 1108684 223983 34 0 1597110 286971 156 9
Республика Башкортостан 171150 11579 3 0 196341 18683 0 0
Республика Марий Эл 0 0 0 0 3140 0 0 0
Республика Мордовия 43594 957 0 0 24424 2804 0 0
Республика Татарстан (Татарстан) 75371 6187 2 0 220267 6888 8 0
Удмуртская Республика 35723 6856 28 0 44459 7578 136 0
Чувашская Республика - Чувашия 271961 5774 0 0 322719 5687 0 0
Кировская область 4953 119 0 0 6016 2984 0 0
Нижегородская область 15349 22779 0 0 35379 20356 0 0
Оренбургская область 222913 4079 1 0 242872 5779 3 0
Пензенская область 1657 581 0 0 13861 1164 0 1
Пермская область 137395 11073 0 0 188369 16558 6 0
Самарская область 116710 135978 0 0 274526 168273 0 8
Саратовская область 10599 9876 0 0 19980 18193 3 0
Ульяновская область 1309 8145 0 0 4757 12024 0 0
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 818617 257727 2558 0 1136672 308230 4457 0
Курганская область 4792 641 0 0 12023 2742 0 0
Свердловская область 473423 21893 296 0 617810 43593 363 0
Тюменская область 253235 227853 2262 0 391047 254036 4094 0
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 168871 215489 2262 0 205541 237051 4094 0
Ямало-Ненецкий автономный округ   5767 552 0 0 42422 111 0 0
Челябинская область 87167 7340 0 0 115792 7859 0 0
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 713326 371213 183 87 997439 433928 293 130
Республика Бурятия 1933 2410 0 0 702 1054 0 0
Республика Тыва 7222 0 0 0 1621 0 0 0
Республика Хакасия 28297 1113 1 0 36006 1041 7 0
Алтайский край 228488 1357 138 0 281728 4908 168 0
Красноярский край 7765 58732 0 0 32835 69127 0 0
Иркутская область 64556 112370 0 0 41303 137134 0 0
Кемеровская область 182784 19911 41 0 284125 4303 116 0
Новосибирская область 97568 16213 0 87 150015 20138 0 130
Омская область 42989 47412 2 0 65381 52633 1 0
Томская область 32333 111695 1 0 86337 143590 1 0
Читинская область 19391 0 0 0 17386 0 0 0
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 165925 66067 0 0 159971 107138 25 0
Республика Саха (Якутия) 11974 3247 0 0 16442 2118 0 0
Приморский край 53452 28777 0 0 56835 39000 13 0
Хабаровский край 5065 16698 0 0 22061 39788 0 0
Амурская область 78376 2346 0 0 31545 2331 12 0
Магаданская область 654 1726 0 0 637 3557 0 0
Сахалинская область 16404 13273 0 0 32451 20344 0 0
 
 
 

 

     

     Данные, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о значительном росте объемов выданных ипотечных кредитов в валюте РФ на период с 01.07.2006г. по 01.10.2006г., в частности по ЦФО объем увеличился на 1 347 810 тыс. руб.; по С-ЗФО на – 199 199 тыс. руб.; по Юж. ФО на – 5 1627 тыс. руб.; по При-волжскому ФО на – 488 426 тыс. руб.; по Урал. ФО на – 318 055 тыс. руб.; по Сиб. ФО на – 284 113 тыс. руб.; а по ДВ ФО произошло незначительное уменьшение объема выданных ипотечных кредитов на – 5 954 тыс. руб., но увеличился объем предоставленных кредитов в иностранной валюте на – 41 071 000.

     В общем объеме выданных ипотечных кредитов по РФ по состоянию на 01.10.2006г., основной удельный вес занимают кредиты, предоставленные в Приволжском федеральном округе – 31,81%, Уральском федеральном округе – 22,64%, Сибирском федеральном округе – 19,87%, Центральном федеральном округе – 15,89% и незначительный вес составляют кредиты выданные по Южному федеральному округу – 4,37%, Дальне-Восточному федеральному округу – 3,19% и 2,24% - Северо-Западный федеральный округ.

     Результат анализа показал, что наиболее успешно ипотечное кредитование развивается в Башкортостане, где в день выдается до 30 ипотечных кредитов. Там нет бюджетных дотаций, зато реализована концепция сети ипотечных брокеров. Кредиты выдает только один первичный кредитор – Башэкономбанк, но почти все риэлтеры города выступают в качестве брокеров и берут на себя оформление до 90% необходимой документации. Схема очень похожа на систему розничного кредитования в магазинах Москвы.

     В Иркутске в 1999 году было создано ОАО “Иркутское региональное ипотечное агентство” (ИРИА), для чего из средств регионального бюджета было направлено 1 млн. руб. ИРИА первым в послереволюционной России выпустило ипотечные облигации.

     Оренбургская область – одна из первых в РФ – приступила к внедрению ипотечного кредитования. Администрация области законодательно установила субсидии молодым семьям на приобретение жилья, средства на которые выделяются в рублях, при этом процентная ставка работникам бюджетной сферы составляет 7%, жителям сельских районов – 8%, жителям города, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий, - 10%. Срок погашения – 10-15 лет. Выплаты по кредиту должны быть завершены до наступления пенсионного возраста заемщика.

     В Приморском крае на рынке ипотечного жилищного кредитования действуют два крупных оператора: созданное при участии городской администрации “Владивостокское ипотечное бюро” и приморский краевой центр (ПКРЦ) “Наш Дом Приморье”, также опирающийся на поддержку краевой администрации. Обе структуры – операторы федеральной ипотечной программы. За семь месяцев 2006г. было выдано 260 кредитов.

     В Чувашии с 2000 года под реализацию республиканской программы строительства социального жилья гражданам предоставляется банковский кредит в объеме 10 млн. руб. сроком на 5 лет под ¼ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Разницу между льготной и коммерческой ставкой гасит региональный бюджет.

     В Мордовии создается АО “Мордовская ипотечная корпорация”, которая будет заниматься развитием ипотеки в регионе. Уставной капитал АО составит 50 млн. руб., при этом 51% акций “Мордовской Ипотечной корпорации” остается в руках государства, а остальные акции будут распределены среди учредителей. В Мордовии уже работает система предоставления государственных субсидий малообеспеченным семьям на строительство жилья из средств республиканского бюджета. В 2006 году 140 семей, живущих в Саранске, и 50 сельских семей получили благоустроенное жилье.

     В республике Коми фонд жилищного строительства ведет работу по выполнению программы переселения северян. Ежегодно Фонд приобретает жилье и участвует в строительстве в 40 городах, расположенных в 25 регионах России.

     В Ростове также действует ипотечная программа, участниками которой являются граждане, проживающие в Ростове не менее 10 лет и находящиеся в трудоспособном возрасте. Льготная ссуда предоставляется в размере 50% от стоимости выбранного жилья, ставка по ссуде устанавливается в размере 1/8 cтавке рефинансирования ЦБ РФ. Срок возврата ссуды устанавливается индивидуально для каждого участника программы и составляет от 2 до 10 лет. Как и в других регионах, ипотечная программа осуществляется за счет бюджетных средств.

     В Кемерово главное управление капитального строительства администрации Кемеровской области учредило “Фонд развития жилищного строительства

     Кемеровской области”, в задачи которого входит обеспечение жильем граждан с низкими доходами и социальных работников. Средства граждан при приобретении жилья по ипотечной схеме составляют 10%.

     Анализ функционирующих программ ипотечного кредитования выявил три основных типа регионов.14 К первому относятся регионы, реализующие рыночные механизмы ипотечного кредитования (Москва, Санкт-Петербург, Иркутская область), чему способствует высокий уровень их экономического развития. На данных территориях наблюдается спрос на ипотечные продукты.

     Ко второму типу относятся регионы, внедряющие схемы с участием региональных бюджетов (Ростов, Кемерово, Оренбургская область). Это объясняется более низким уровнем жизни населения.

     Третий тип – регионы, реализующие рыночный механизм ипотечного кредитования с присутствием социальной ипотеки (Москва, Санкт-Петербург, Республика Мордовия, Иркутск, Республика Башкортостан, Пермская область).

     Схемы использования бюджетных средств в ипотечных программах различны, однако из-за их ограниченности эти средства не могут в достаточной степени служить основой для развития эффективной системы ипотечного жилищного кредитования (см. схему 1).

     Необходимо кардинально пересмотреть схему использования бюджетных средств. Система ипотечного жилищного кредитования, действующая на сегодняшний день экономически не эффективна, так как включает четыре звена (КБ – региональный оператор – АИЖК – институциональные инвесторы), что способствует повышению “цены” ипотечного кредита. Федеральное агентство может напрямую заключать договоры с КБ в регионах, выкупать у них стандартизированные ипотечные кредиты, застрахованные от риска невозврата. Схема достаточно проста и прозрачна. Наглядным примером является республика Башкортостан, где ипотечным кредитованием занимается один банк. Что касается использования бюджетных средств, то в данном случае через региональные бюджеты можно осуществлять субсидирование первоначального взноса. В этом случае можно четко рассчитать сумму, которая должна быть выделена на эти цели из средств регионального бюджета.Сегодня некоторые крупные КБ Москвы открывают филиальную сеть в регионах с тем, чтобы напрямую сотрудничать с АИЖК. Кроме этого во многих регионах есть коммерческие банки, которые тоже могут сотрудничать с АИЖК.

 

      Схема 1

     Использование бюджетных средств по региональным ипотечным программам

 

     Следующим важным вопросом является формирование и развитие ссудно-сберегательных касс, которые наряду с КБ могли бы заниматься ипотечным кредитованием. Но для этого им необходимо создать определенные условия. ССК нужно дать статус специализированных банков, основной функцией которых будет привлечение средств населения в виде сберегательного вклада и кредитование недвижимости. Для снижения рисков вкладчиков необходимо определить функции ССК, установить стабильный процент по вкладам не привязанный к финансовому рынку, разработать собственные нормативы кредитных ставок, отличные от нормативов КБ.

     Создание специализированных банков поможет в привлечении долгосрочных ресурсов на ипотечный рынок. Эффективность деятельности ССК может обеспечиваться за счет узкой специализации (меньшее количество сотрудников по сравнению с универсальными кредитными организациями, снижение рисков по кредитованию в связи с накоплением необходимых средств, независимость от финансового рынка, в связи с замкнутой системой и, следовательно, снижение процентных ставок по ипотечным кредитам).

     А для заинтересованности населения в участии в ссудно-сберегательной системе государство должно принять определенные протекционистские меры, например, исключить суммы сбережений из облагаемого дохода, предоставлять персональные субсидии при накоплении определенной части средств на ссудно-сберегательном счете и т. д. Эти меры могли бы коренным образом изменить систему ипотечного жилищного кредитования. Несомненно, ипотека в России развивается по американской модели (в мировой практике сложились две основные схемы жилищного финансирования: одноуровневая модель ипотечного кредитования на основе первичного рынка ипотечного кредита и американская модель ипотечного кредитования с вторичным рынком ипотечного кредита). Но создание ссудно-сберегательных касс послужит дополнительным источником для формирования ипотечного рынка. 

     2.3 Риски ипотечного кредитования 

     Ипотечное кредитование, являясь одним из направлений доходного бизнеса, подвержено влиянию достаточно широкого набора рисков. Высокая степень рисков, связанных с ипотечным кредитованием, вызвана: во-первых, крупными суммами выдаваемых кредитов, во-вторых, длительным сроком кредитования. В связи с высокой концентрацией рисков остро встает вопрос об управлении ими, т.е. разработке комплекса мер по оптимизации совокупного риска участников системы ипотечного кредитования.

     В литературе, посвященной ипотечному кредитованию, как правило, выделяются следующие основные риски (см. схему 2): 

     Схема 2

     Система рисков в ипотечном жилищном кредитовании

 

     Риски ипотеки на стадии первичного кредитования.

     1. Кредитный – наиболее значимый и опасный по последствиям. Чаще всего причиной его проявления служит заемщик, точнее, низкие располагаемые доходы последнего. Кредитуя его, банк рискует в большей степени, чем, если бы он обеспечивал ссудой стабильную и самодостаточную корпорацию. Доходов этих в какой-то момент времени становится недостаточно для дальнейшего осуществления своевременных и полноценных платежей по кредитному контракту, т.е. кредитный риск обусловлен возможностью полного или частичного неисполнения заемщиком своих обязательств перед кредитором. В этом случае требование кредитора может быть удовлетворено за счет имущества, служащего обеспечением кредитной сделки. Если стоимость этого имущества не полностью покрывает требования кредитора, то это негативно сказывается на финансовом результате кредитора. При более детальном подходе к мониторингу потерь по данному обстоятельству можно ранжировать опасность потерь на риски невозврата и нестабильности доходов населения, требующие комплексного подхода при их учете.

Информация о работе Ипотечное кредитование и перспективы его развития в России