Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:05, реферат
Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.
1 СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА…………………………………………………………. …………..3
2 СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА………………………………………………………………………6
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ…………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……13
СОДЕРЖАНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА…………………………………………………………. …………..3
2 СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
РЕГИОНА……………………………………………………………
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ…………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……13
1 СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Ключевая составляющая
экономической политики страны и
ее регионального звена —
Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.
Процессы децентрализации в экономике возлагают на субъекты Российской Федерации большую ответственность в решении проблем социально-экономического развития. В ходе решения этих проблем регионы сталкиваются с необходимостью осуществления комплекса социально-экономических задач при весьма ограниченных бюджетных возможностях.
Привлечение дополнительных средств обуславливает важность грамотно сформированной, эффективной инвестиционной политики как механизма устойчивого социально-экономического развития.
Цели инвестиционной политики региона. В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.
Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.
Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на
перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства.
Формирование инвестиционной политики региона в современной России имеет существенное значение для развития страны в целом.
Одно из важнейших требований современности — инновационный характер развития экономики регионов.
Инновации становятся важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его развития.
В то же время, инновационная активность в российской экономике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой проработанностью организационно-экономических моделей деятельности экономических агентов.
Политика
инноваций состоит в
2 СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
Ввиду особой важности проблемы повышения инвестиционной активности в регионе возникает насущная необходимость научной проработки проблемы рационализации использования ограниченных государственных инвестиционных ресурсов. Необходимо существенно повысить внимание к рациональному использованию государственных финансовых ресурсов, используемых на цели экономического развития, аккумулируемых в бюджете развития региона.
Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной активности региона. Бюджет развития региона разрабатывается в целях содействия эффективному развитию регионального хозяйственного комплекса. Его формирование имеет следующие основные цели:
• поддержка приоритетных для экономики региона инвестиционных проектов;
• финансирование неэффективных, однако насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;
• предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.
Средства бюджета развития формируются за счет следующих
источников:
• внутренние
и внешние заимствования
• часть доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;
• часть доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;
• доходы республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
• отчисления
части поступлений в
от размещения ценных бумаг;
• суммы инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.
Денежные средства бюджета развития региона направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, платности и срочности.
Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности. Залоговый фонд региона представляет собой совокупность имущества, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону и служащих обеспечением для заключенных правительством региона договоров поручительств и залога.
Активы залогового фонда региона формируются из объектов, передаваемых правительством региона, в число которых входят: казна региона; средства регионального бюджета; средства безвозмездной финансовой помощи региону; пакеты ценных бумаг предприятий, находящиеся в собственности региона; объекты недвижимости; права на эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; иное имущество, находящееся в собственности региона, и объекты, передаваемые в фонд хозяйствующими субъектами региона.
Осуществление функций залогового фонда, включая ведение реестра имущества, осуществляет управляющая компания, которая является республиканским унитарным предприятием. Она выполняет следующие функции:
• определение и реализация общей стратегии формирования и расходования ресурсов залогового фонда;
• выработка и реализация рекомендаций относительно приоритетности инвестиционных проектов, привлечение средств для финансирования которых обеспечивается залогом;
• принятие всех возможных мер для сохранности и приращения активов фонда;
• предоставление кредиторам инвестиционных проектов залогов для обеспечения обязательств заемщиков;
• обеспечение минимизации финансовых рисков.
Обращение взыскания на заложенное имущество производится в соответствии с договором залога. Реализация заложенного имущества, на которое обращается взыскание, производится управляющей компанией.
Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона.
Под концессией понимается передача в эксплуатацию (использование) на определенный срок на возмездной основе принадлежащих региону объектов: природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, а также имущественных и иных прав с предоставлением концессионеру определенных финансовых преференций.
Объектами концессий являются:
• предприятия, находящиеся в собственности региона и не подлежащие приватизации (акционированию);
• предприятия,
контрольный пакет акций
• предприятия — должники регионального бюджета;
• права на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и мостов;
• права на разведку и добычу полезных ископаемых, отнесенных к компетенции региона;
• права на застройку земельных участков и коммерческую эксплуатацию возведенных строений.
Правительство региона может устанавливать для отдельных концессионных проектов минимальные размеры платы за пользование ее ресурсами. Оно также вправе заключать договор на приобретение концессионером по окончании срока концессии пакета акций предприятия, передаваемого в концессию, по фиксированной цене.
Государственная
поддержка концессионной
• создания совместного с концессионером предприятия на условиях долевой собственности;
• установления льготного периода платежей концессионера в бюджет региона по проектам с низкой коммерческой эффективностью;
• предоставления гарантий региона банкам — кредиторам концессии в качестве условия обеспечения платежных обязательств заемщика.
Возможны также и другие формы поддержки концессионной деятельности в регионе.
Концессионерами не могут быть государственные унитарные предприятия; государственные органы исполнительной или законодательной власти; органы местного самоуправления. Иностранное государство также не может являться стороной договора концессии. Объекты муниципальной собственности передаются в концессию с согласия муниципальных образований.
В привлечении инвестиций в экономику региона важное место отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ), которые создаются с целью привлечения новшеств, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, активизации иностранных и российских инвестиций, накопления передового научно-технического и управленческого опыта.
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
«Хабаровский край – регион России, наиболее интегрированный в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. За более чем 20-летний период развития внешнеэкономических связей в экономику края вложено свыше двух миллиардов долларов иностранных инвестиций, действует более 600 предприятий с иностранными инвестициями.
Хабаровский край является административным, политическим и промышленным центром Дальнего Востока России.
Удобное географическое
положение края обеспечивает доступность
всех видов транспортных сообщений.
Безусловными конкурентными преимуществами
Хабаровского края являются его природно-ресурсный
потенциал и промышленная направленность
экономики региона, т.к. здесь сконцентрированы
крупнейшие предприятия-производители
Востока России.
На сегодняшний
день Правительством края проводится
работа по созданию благоприятной деловой
среды в регионе. С этой целью
сформирован перечень инвестиционных
предложений, определены индустриальные
площадки и свободные земельные
участки для реализации проектов,
перспективные отрасли для
Инвесторам предоставляется ряд льгот и преференций по налогам, а также государственные гарантии и поддержка Правительства Хабаровского края.
Одним из важнейших индикаторов
привлекательности субъектов