Инвестиционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать сущность и значение инвестиционной политики государства.


Задачи, которые ставятся в данной курсовой работе:


Отразить сущность и виды инвестиций.


Охарактеризовать модель «утечки-инъекции»


Выявить влияние инвестиций на экономику страны


Охарактеризовать инвестиционную политику Республики Беларусь на современном этапе.


Предложить меры по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

инвестиционная политика.docx

— 51.20 Кб (Скачать)

8. Указом №41 с  1 января 2008 г. с целью технического  перевооружения и модернизации  действующих производств на 9-месячный  срок установлена нулевая ввозная  таможенная пошлина по перечню  товаров, включившему 172 десятизначных  кода технологического оборудования. 

9. Указ №42 расширяет  перечень льгот резидентам свободных  экономических зон и предоставляет  им гарантии неизменности специального  правового режима налогообложения.  Для уже зарегистрированных в  СЭЗ резидентов такие гарантии  будут действовать до 31 марта  2015 года, для новых – в течение  семи лет с даты их регистрации  в СЭЗ. Данным Указом также  расширяются полномочия администраций  СЭЗ: теперь они самостоятельно  смогут принимать решение о  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  в качестве резидентов СЭЗ  при реализации ими проектов  с заявленной суммой инвестиций  свыше 1 млн. евро. 

10. Указом от 31 декабря  2007 г. №703 Глава государства расширил  перечень льгот в части освобождения  от обложения таможенными пошлинами  товаров, ввозимых резидентами  Парка высоких технологий. 

 В Беларуси  сформированы благоприятные правовые  условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная  страна среди стран СНГ, принявшая  в 2001 году Инвестиционный кодекс  – основополагающий документ, регулирующий  национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики  Беларусь защищает права собственности  отечественных и иностранных  инвесторов, обеспечивает благоприятные  условия их деятельности. Кодексом  установлены права инвесторов  на получение государственной  поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства,  предусмотрены льготы при выделении  кредитных ресурсов под гарантии  правительства. Дополнительные гарантии  зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений  Республики Беларусь с другими  странами. В настоящее время действует  52 соглашения об избежании двойного  налогообложения, а также заключено  59 договоров о содействии осуществлению  и защите инвестиций. Республика  Беларусь является участницей  многосторонних договоров, в том  числе Конвенции о разрешении  инвестиционных споров между  государствами и гражданами других  государств от 18.03.1965, Конвенции об  учреждении многостороннего агентства  инвестиционных гарантий от 11.10.1985. По мнению Международной финансовой  корпорации, занимающейся анализом  инвестиционного климата в разных  странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. [8] 

 Деятельность  по привлечению инвестиций, в  том числе иностранных, является  приоритетом государства. Наибольший  интерес для республики представляют  прямые инвестиции. Они не обременяют  государственный долг и позволяют  мобилизовать и реализовать весь  потенциал зарубежного инвестора  в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. За последние  годы наблюдается тенденция увеличения  объемов поступающего иностранного  капитала. 

На протяжении последних 5 лет ПИИ в белорусскую экономику  неуклонно растут. Об этом свидетельствуют  графики. (рис. 1.1) При этом в последние 2 года темпы прироста выросли в  несколько раз. Этому способствует ряд факторов. Во-первых существовало много национализированных предприятий, которые были приватизированы, во-вторых правительство страны активно стимулирует  процесс по привлечению ПИИ, в-третьих, с получением суверенных кредитных  рейтингов, отменой «золотой акции» и т.д. инвестиционная привлекательность  страны выросла. 

В данном случае под  ПИИ мы понимаем непосредственно  акционерный стратегический капитал  и инвестирование доходов, так как  портфельные инвестиции составляют долю в 0,5% 
 
 
 

Рис. 2.1 Динамика поступления  прямых иностранных инвестиций в  Беларусь. 
 

 Даже в условиях  проблем с привлечением внешнего  финансирования прирост инвестиций  в основной капитал превышает  15% в начале 2009 г. 

 Это дает основания  ожидать от экономики Беларуси  более оптимистичной динамики  в 2009 г., чем от других стран  СНГ. 
 
 
 

Рис. 2.2 Прирост инвестиций в основной капитал, в% к соотв. пер. прошлого года 
 

В Беларуси действует  около 3 тыс. компаний, созданных с  участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики  с участием зарубежного капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями  для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт  и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия  с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной  техники), компанией «Карл Цейсе» (производство оптических изделий), а  также иностранные предприятия  – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уно-медикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты  с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство  приграничного таможенного терминала  «Козловичи-2». Для иностранного инвестора  могут иметь привлекательность  крупные объемы строительства жилья  в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция  объектов республиканского значения –  спортивных комплексов «Раубичи» и  «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса  «Минск-Арена». Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах  с культурным наследием. Увеличить  приток финансовых средств частных  инвесторов для реализации таких  проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации  и приобретения недвижимости, либерализации  внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. 

 Неудовлетворительная  ситуация, сложившаяся в настоящее  время в инвестиционной сфере  Республики Беларусь, в значительной  мере связана с неблагоприятным  общим инвестиционным климатом  Беларуси и высокими инвестиционными  рисками на ее территории. 

 Как показал  опыт других стран с передовой  экономикой, важнейшее значение  для улучшения инвестиционного  климата имеет макроэкономическая  и политическая ситуация в  стране, скорость и качество проведения  рыночных реформ, формирование рыночных  институтов и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние  производственной и социальной  инфраструктуры, предпринимаемые организационные  и стимулирующие меры по активизации  инвестиционных проектов и другие. 

 Одним из наиболее  существенных препятствий активации  инвестиционных процессов является  неопределенность макроэкономической  ситуации в стране. Макроэкономическая  политика влияет на инвестиционный  климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных  ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и  нестабильного обменного курса  весьма проблематично накапливать  и сохранять от обесценивания  финансовые ресурсы секторов  экономики (например, прибыль и  амортизационные отчисления) и просчитывать  эффективность самих инвестиционных  проектов даже в краткосрочной  перспективе. На данный момент  в Беларуси сохраняется относительно  устойчивая инфляционная ситуация. 

 Но все-таки  необходимо принять меры по  поддержанию относительно стабильных  цен и курса. Основными направлениями  реализации антиинфляционной политики  являются меры по ограничению  монетарных факторов инфляции, меры  по ограничению издержек и  меры по структурному регулированию  рынков товаров и услуг. 

 В последние  годы активация инфляционных  процессов в Республике Беларусь  была во многом связана с  чрезмерной кредитной эмиссией, которая по отрицательным процентным  ставкам направлялась в основном  на кредитование жилищного строительства  и АПК, отдельных государственных  программ и дефицита государственного  бюджета. Поэтому с целью сокращения  инфляции и стабилизации обменного  курса белорусского рубля, прежде  всего, необходимо ограничить  денежно-кредитную эмиссию в жилищное  строительство и АПК, которые  к тому же создают и дополнительный  спрос на валюту. Сокращение эмиссионных  источников поддержания экономического  роста будет компенсировано за  счет улучшения финансового состояния  реального сектора экономики  (особенно экспортеров), увеличения  экспорта в связи с повышением  его конкурентоспособности, увеличения  амортизационных отчислений, легализации  рынка наличной и безналичной  валюты, увеличения притока прямых  иностранных инвестиций, роста совокупного  спроса населения вследствие  роста реальной заработной платы  связи с улучшением финансового  состояния предприятий и т.д.  Часть дополнительных источников  финансирования как раз и компенсирует  финансовые потери инвестиционной  сферы в связи с сокращением  льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к  усилению макроэкономической разбалансированности. 

 Среди других  монетарных инструментов уменьшения  инфляции наряду с сокращением  денежной эмиссии следует отметить  снижение дефицита госбюджета, проведение  более реалистичной процентной  политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение  бартерных операций и других  суррогатных платежных средств. 

 От уровня инфляции, проводимой макроэкономической  политики зависит стабильность  обменного курса белорусского  рубля, который оказывает многостороннее  влияние на открытую белорусскую  экономику. 

 Учитывая положительное  влияние на развитие национальной  экономики перехода на единый  обменный курс, следует отметить  важность поддержания эффективного  равновесного обменного курса  белорусского рубля, что будет  способствовать снижению инфляции  через ограничение цен на импорт  современного высокотехнологического  оборудования. [5, c. 42] 

 Наряду с обеспечением  макроэкономической стабильности  в части цен и обменного  курса важнейшее значение для  привлечения инвестиций и получения  зарубежных кредитов на более  выгодных условиях имеет поддержание  соответствующего макроэкономического  равновесия по ряду других  параметров экономической и кредитной  безопасности страны. К ним можно  отнести такие показатели, как  соотношение валютных резервов  и импорта, внешней задолженности  и экспорта, государственного долга  и ВВП, сальдо текущего платежного  баланса и ВВП, непогашенную  задолженность по международным  банковским займам, «проблемную»  задолженность (неуплаты, отсрочка  платежа), дефицит госбюджета и  др. 

 Следующей важнейшей  задачей макроэкономической политики  является ее максимальная направленность  на переориентацию финансовых  ресурсов в реальный сектор  экономики, включая бюджетные  средства, кредитные ресурсы банковской  системы, собственные средства  субъектов хозяйствования и т.д.  Рост внутренних производственных  инвестиций, прекращение утечки  финансов за пределы страны  наряду с ростом конкурентоспособности  производства и повышением финансовых  возможностей субъектов хозяйствования  станут положительным сигналом  для внешних инвесторов о том,  что в стране создана благоприятная  среда для развития бизнеса. 

 Для преодоления  тенденции увеличения износа  активной части основных фондов  следует обеспечить опережающий  рост накопления и инвестирования  в реальный сектор экономики  на основе создания условий  по трансформации сбережений  секторов экономики в инвестиции, включая развитие соответствующей  инвестиционной инфраструктуры, увеличение  в структуре денежной массы  долгосрочных компонентов, концентрацию  ресурсов, прежде всего, на создании  и развитии высокотехнологичных  производств, повышения эффективности  инвестиционной сферы за счет  улучшения отраслевой, технологической  и воспроизводственной структуры  капитальных вложений, сокращения  незавершенного строительства. 

 Макроэкономическая  стабилизация, снижение налогового  давления, упрощение системы государственного  регулирования и сокращение государственного  вмешательства в перераспределительные  процессы создала бы условия  для активации нецентрализованных  инвестиций в реальном секторе  экономики, позволила бы в полной  мере задействовать такие механизмы,  как амортизационная политика, инвестиционные  налоговые льготы и т.д. Основной  целью совершенствования амортизационной  политики является приведение  системы начислений амортизации  и износа основных средств  в соответствие с условиями  хозяйствования в переходный  к рыночным отношениям период  и повышение эффективности использования  амортизационных отчислений как  основного источника инвестиций  в воспроизводство основного  капитала. 

 Важным направлением  роста инвестиций является увеличение  кредитов банковской системы.  В целях активации участия  банковской системы в кредитовании  инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких  операций одновременно с макроэкономической  стабилизацией целесообразно принять  следующие меры: 

 повысить ликвидность  банковской системы через сокращение  или изменение условий кредитования  за счет кредитной эмиссии 

 восстановить  и расширить льготу в части  освобождения от налогообложения  процентных доходов банков, полученных  ими от кредитов на инвестиции  в основной капитал по объектам 

 реализовать предложения  о разрешении формирования накопительных  депозитов фондов амортизации  в инвалюте 

Информация о работе Инвестиционная политика государства