Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе…………………………………………………………………………….3-10
1.1. Инвестиции и их источники………………………………………….3-4
1.2. Методы формирования инвестиционного климата………………...5-6
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельность…………………………………………………………………….7-8
1.4. Инвестиционная политика в переходной экономике………………………………………………………………………9-10
Глава 2. Анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….11-13
2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал…………………………………………………………..11-12
2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования……………………………………………………………………13
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………14-16
3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности……………………………………………………………………14-15
3.2. Совершенствование форм привлечения иностранного капитала….16
Заключение…………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………….18
1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.
В октябре 1999г. принят в первом чтении в Национальном Собрании проект инвестиционного кодекса Республики Беларусь. В основу проекта положены новая редакция законов «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. В проекте кодекса также определяются особенности регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства. Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность. В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.
Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах:
-стабильности законодательства;
-непротиворечивости законодательств между собой;
-регулирование
посредством законов
-открытости для изучения законодательных актов любому человеку;
-защищенности инвесторов от неправомерных действий госорганов;
-унификация
нормативно-законодательных
Кроме законодательной базы для привлечения инвестиций в государстве необходимо создать благоприятные условия, на которые влияет целый ряд факторов. Это в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любую страну.
Необходимыми условиями является осуществление различных реформ: приватизация госсобственности, посильные налоги, создание рыночной инфраструктуры. Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь инвестиционная деятельность в РБ осуществляется в следующих формах:
-
учреждение коммерческой
-
приобретение имущества или
В
Белоруссии постоянно ведется работа
по улучшению условий
1.4.
ИНВЕСТТИЦИОНАЯ ПОЛИТИКА В
Процессы в инвестиционной сфере во многом во многом определяются складывающейся экономической обстановкой в стране, и прежде всего изменениями, происходящими в финансово-кредитной системе, а также платёжеспособным спросом субъектов хозяйствования и населения.
Государственная инвестиционная политика на ближайшие годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего экономического роста, стабильного технологического и социального развития Беларуси.
Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения валового внутреннего продукта на 3-4%.
В связи с этим на первый план выходят следующие задачи:
1)
рост объёмов и эффективности
использования источников
развития страны;
2) эффективная реализация новых подходов, механизмов и инструментов
осуществления инвестиционной политики;
3)
формирование нормативно-
инвестиционной деятельности.
Важным инструментом повышения роли государства и эффективного использования капитала остаётся бюджетное финансирование. В республике четыре года разрабатывается и реализуется инвестиционная программа.
В качестве нетрадиционных источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг как особая более форма аренды, позволяет вести расширенное воспроизводство и инновации при расширении финансовых ресурсов у производителя.
Главная задача лизинга – увеличение с его помощью экспорта продукции белорусских предприятий и привлечение иностранных инвестиций.
Объектами в лизинге являются машины и оборудование, компьютерная техника.
Постоянно
возникает вопрос о том, какому виду
внешнего инвестирования отдать предпочтение:
заимствованиям или прямым инвестициям?
Предпочтительно в качестве внешних источников
финансирования иметь прямые инвестиции,
т.к. они не влияют на внешний долг. Однако,
если они превысят 10% валовых капитальных
вложений, может быть нарушена экономическая
безопасность государства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1.
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.
В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних.
Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.
Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников. В кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования.
Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.
Предприятия
в своем подавляющем
Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.
Важную роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические зоны (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ.
Свои инвестиции в СЭЗ вкладывают в основном западные соседи республики - предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.
Спектр
иностранных инвестиций достаточно
широк - 16 зарубежных стран инвестировали
капитал в создание производственных
предприятий СЭЗ.
2.2.ВНУТРЕННИЕ
КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ И
Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.
Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.
Основным видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.
Долгосрочные инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков-кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству.
Серьёзной
проблемой инвестиционного
В
противном случае при банкротстве
крупных заёмщиков банки становятся собственниками
основных фондов, в качестве залога, и,
таким образом, сталкиваются с проблемой
их реализации для предотвращения уже
своего банкротства, [2, c.103-107].
ГЛАВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ