Инвестиции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
Задачи:
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- показать методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе…………………………………………………………………………….3-10
1.1. Инвестиции и их источники………………………………………….3-4
1.2. Методы формирования инвестиционного климата………………...5-6
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельность…………………………………………………………………….7-8
1.4. Инвестиционная политика в переходной экономике………………………………………………………………………9-10
Глава 2. Анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………….11-13
2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в основной капитал…………………………………………………………..11-12
2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования……………………………………………………………………13
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………14-16
3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности……………………………………………………………………14-15
3.2. Совершенствование форм привлечения иностранного капитала….16
Заключение…………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь курсовая.docx

— 46.31 Кб (Скачать)

1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

    В октябре 1999г. принят в первом чтении в Национальном Собрании проект инвестиционного кодекса Республики Беларусь. В основу проекта положены новая редакция законов «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. В проекте кодекса также определяются особенности регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства. Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность. В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.

    Основным  направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.

    Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах:

    -стабильности  законодательства;

    -непротиворечивости  законодательств между собой;

    -регулирование  посредством законов наибольшей  части отношений;

    -открытости  для изучения законодательных  актов любому человеку;

    -защищенности  инвесторов от неправомерных  действий госорганов;

    -унификация  нормативно-законодательных актов, соответствие международной системе правового обеспечения инвестиционной деятельности.

    Кроме законодательной базы для привлечения инвестиций в государстве необходимо создать благоприятные условия, на которые влияет целый ряд факторов. Это в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любую страну.

    Необходимыми  условиями является осуществление различных реформ: приватизация госсобственности, посильные налоги, создание рыночной инфраструктуры. Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь инвестиционная деятельность в РБ осуществляется в следующих формах:

    - учреждение коммерческой организации;

    - приобретение имущества или имущественных  прав, а именно: доли в уставном  фонде юридического лица, включая  случаи увеличения уставного  фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты  интеллектуальной собственности;  концессий; оборудования; других  основных средств.

    В Белоруссии постоянно ведется работа по улучшению условий инвестирования. Способствует этому ряд обстоятельств: выгодное экономико-географическое положение  Республики Беларусь, развитая инфраструктура, наличие квалифицированной рабочей  силы. Вышеперечисленные факторы  обращают внимание потенциальных инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. ИНВЕСТТИЦИОНАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ  ЭКОНОМИКЕ.

    Процессы  в инвестиционной сфере во многом во многом определяются складывающейся экономической обстановкой в стране, и прежде всего изменениями, происходящими в финансово-кредитной системе, а также платёжеспособным спросом субъектов хозяйствования и населения.

    Государственная инвестиционная политика на ближайшие годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего экономического роста, стабильного технологического и социального развития Беларуси.

    Основной  целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения валового внутреннего продукта на 3-4%.

    В связи с этим на первый план выходят  следующие задачи:

    1) рост объёмов и эффективности  использования источников инвестиционного

    развития  страны;

    2) эффективная реализация новых  подходов, механизмов и инструментов

    осуществления инвестиционной политики;

    3) формирование нормативно-правовых  основ благоприятного режима

    инвестиционной  деятельности.

    Важным  инструментом повышения роли государства и эффективного использования капитала остаётся бюджетное финансирование. В республике четыре года разрабатывается и реализуется инвестиционная программа.

    В качестве нетрадиционных источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг как особая более форма аренды, позволяет вести расширенное воспроизводство и инновации при расширении финансовых ресурсов у производителя.

    Главная задача лизинга – увеличение с его помощью экспорта продукции белорусских предприятий и привлечение иностранных инвестиций.

    Объектами в лизинге являются машины и оборудование, компьютерная техника.

    Постоянно возникает вопрос о том, какому виду внешнего инвестирования отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям? Предпочтительно в качестве внешних источников финансирования иметь прямые инвестиции, т.к. они не влияют на внешний долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных вложений, может быть нарушена экономическая безопасность государства. 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

    2.1. ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В  ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ.

    Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

    В стабильной экономике на первом месте  должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних.

    Не  способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.

    Так как в экономике Беларуси преобладает  государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников. В кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования.

    Долгосрочное  кредитование находится в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.

    Предприятия в своем подавляющем большинстве используют только один вид иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая форма имеет значительный недостаток – здесь ответственность за выполнение обязательств перекладывается с непосредственного исполнителя проекта, под который получены средства, на государство.

    Анализ  ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.

    Важную  роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические зоны (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ.

    Свои  инвестиции в СЭЗ вкладывают в основном западные соседи республики - предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.

    Спектр  иностранных инвестиций достаточно широк - 16 зарубежных стран инвестировали капитал в создание производственных предприятий СЭЗ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.ВНУТРЕННИЕ  КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ И НАПРАВЛЕНИЯ  ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

    Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.

    Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.

    Основным  видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.

    Долгосрочные  инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков-кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству.

    Серьёзной проблемой инвестиционного кредитования является отсутствие ликвидного залога у предприятий-заёмщиков. По степени ликвидности выделяют медленно-реализуемые и быстрореализуемые активы. Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения. При нормальном финансировании рынка ценные бумаги предприятий будут обладать большей ликвидностью, чем обычно используемые в качестве залога основные фонды.

    В противном случае при банкротстве  крупных заёмщиков банки становятся собственниками основных фондов, в качестве залога, и, таким образом, сталкиваются с проблемой их реализации для предотвращения уже своего банкротства, [2, c.103-107]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Информация о работе Инвестиции в Республике Беларусь