Интеграционные процессы в североамериканском регионе: специфика, развитие и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предпосылки создания, основные цели
и характеристики НАФТА.………………………………………………….....4
2. Экономические показатели североамериканской
интеграционной группировки…………………………………………………7
3. Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты………….10
4.США как лидер американской экономической интеграции……….......11
5. Роль Мексики в НАФТА ……………………………………………..........13
6. Роль Канады в НАФТА …………………………..………………………..14
Заключение……………………………………………………….……………..16
Список литературы……………………………………………………..….......18

Работа содержит 1 файл

к.р. НАФТА.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, соглашение о создании НАФТА  предполагает, что страны-участницы  сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, а во взаимной торговле после переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях - 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

     Устраняя  тарифы и другие протекционистские  барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные  правила торговли рядом товаров  и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно "чувствительных" к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

     В то же время НАФТА содержит некоторые  исключения из режима свободных экономических  отношений.3 Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

     В соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая  одежду. Для каждой группы разработаны  графики снижения пошлин, а на ряд  промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течение 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено "чувствительностью" соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий. 
 

  1. Экономическое влияние НАФТА  на Соединенные Штаты.
 

     Соединенные Штаты в результате заключения этого  соглашения получили значительные выгоды. В подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США а так же перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.   Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия  на внутриэкономическое развитие. Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой  – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть  внешней торговли США. В начале 2000-х  средний ежегодный прирост товарооборота  с Мексикой составил более 20%, с Канадой  – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился  уже на две трети всего американского  экспорта в регионе, и эти возможности  продолжают расширяться. США нуждаются  в такой региональной экономической интеграции для повышения своей  конкурентоспособности по отношению  к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии. В то же время различные экологические  и профсоюзные группы в США, как  и многие члены американского  Конгресса, опасаются перемещения  американской деловой активности в  Мексику с ее низкими трудовыми  и экологическими стандартами. Кроме  того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам  угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской  культуры.   

  1. США как лидер американской экономической интеграции.
 

     В 20 в. США отстаивала принципы либерализации  мировой торговли. НАФТА создает  прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому  именно США  выступили  инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.      

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность  региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки  и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного  союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).     

По  инициативе Вашингтона, в Майами в  декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США  была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в  западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении  к НАФТА подала еще одна развивающаяся  латиноамериканская страна, Чили. Администрация  США поддержала план присоединение  Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что  ослабило позиции США накануне второго  «Саммита Америк», состоявшегося в  апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного  полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости  вести переговоры по проблеме создания ФТАА.      

Планы США расширять НАФТА на юг встречают  среди латиноамериканских стран  настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской  Америки не устраивает модель экономических  отношений в рамках НАФТА между  развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая  либерализация в НАФТА дала сильный  импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени  за счет «макиладорас», т.е. сборочных  предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского  импорта из США на комплектующие  приходится примерно 75%. Такая зависимость  не позволяет латиноамериканским партнерам  США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические  производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.   
 
 
 
 
 

  1. Роль  Мексики в НАФТА.
 

     Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского  экспорта, увеличение притока иностранных  инвестиций. Стремление к экономической  интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в  начале 1980-х, отказа от импортозамещающей  стратегии развития.      

Через региональное объединение с США  Мексика стала постепенно интегрироваться  в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное  решение вопроса о внешнем  долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных  кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные  компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью  проникновения на американский и  канадский рынки. Прямые иностранные  инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.      

Критики мексиканского членства в НАФТА  указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно  элита, но не трудящиеся. Привлекательность  Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем  жизни (низкой оплатой труда) и низкими  экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.      

Участие в НАФТА повернуло Мексику  к такой программе торговой либерализации  и реструктуризации экономики, которая  в будущем делает отход от нее  затруднительным, а возвращение  к экономической самостоятельности  – практически невозможным.  

  1. Роль  Канады в НАФТА.
 

     Канада  – это объективно более сильный  член НАФТА, чем Мексика, но более  слабый, чем США. Потому Канада склонна  блокироваться с Мексикой при  отстаивании своих интересов, для  оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку  Мексики в противодействии протекционистским  акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку  Канады при обращении к МВФ  и МБРР, когда возникла необходимость  срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.      

Канада  активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными  кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность  и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два  дополнительных – о регулировании  трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих  тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила  со многими странами Латинской Америки  различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого  соглашения, которое было объявлено  приоритетом канадской политики в регионе. 

Таким образом, Канада в течение всего  одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в  полноправного и активного участника  многосторонних процессов и мероприятий  стран региона. При этом канадцы  выступают в традиционной для  себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.      

Участие в  НАФТА дало сильный  импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем  машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает  опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что  оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.      

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению  с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала  в двух крупнейших по численности  населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).   
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение      

С возникновением и развитием НАФТА  усилилась конкурентная борьба между  тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией  – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.      

Интеграция  стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно  разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет  более тяжелое бремя, чем США  и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических  позиций. Если в ЕС существует компенсационный  финансовый механизм, то в НАФТА  он отсутствует.      

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные  последствия деятельности НАФТА  и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих  мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана  с тем, что многие американские и  транснациональные компании стали  переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем  в Мексике в настоящее время  является американская корпорация «Дженерал  Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов  «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей  из США в Мексику. Приток дешевой  рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное  воздействие на рост заработной платы  в США и Канаде.      

Из-за высокой зависимости от американского  рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется  в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после  террористической атаки на США 11 сентября 2001.      

Сторонники  развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос  объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг  из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского  рынков.      

Хотя  НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает  и примеры торговых «войн», когда  члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная  война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики  с США.

 

     Несмотря  на критику, преобладают положительные  оценки перспектив развития НАФТА. Его  рассматривают как основу для  более широкой интеграции стран  всего западного полушария. Условия  НАФТА предоставляют возможность  вступления в эту организацию  новых государств, не устанавливают  каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества  демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами  и единой экономикой.  
 

Список литературы

 
 
  1. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2007
  2. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,2005
  3. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2008
  4. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2007
  5. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000.

Информация о работе Интеграционные процессы в североамериканском регионе: специфика, развитие и перспективы