Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа
Объединение государств в интеграционные группировки позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки вступают страны с разным уровнем развития, преследуя примерно одинаковые цели.
Прежде всего, это поступление в страну прямых иностранных инвестиций, которые позволяют за счет новой техники и передовых технологий увеличить объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более широкий региональный рынок.
Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.
Введение 3
Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой 4
1. Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики 4
2. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой 8
Заключение 13
Список литературы 14
Введение 3
Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой 4
1. Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики 4
2. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой 8
Заключение 13
Список литературы 14
Объединение государств в интеграционные группировки позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки вступают страны с разным уровнем развития, преследуя примерно одинаковые цели.
Прежде всего, это поступление в страну прямых иностранных инвестиций, которые позволяют за счет новой техники и передовых технологий увеличить объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более широкий региональный рынок.
Объединение государств способствует повышению темпов развития экономики менее развитых стран-участниц за счет использования капиталов, технологий, рыночного опыта более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.
Интеграционные группировки усиливают позиции объединенных государств в рамках крупных наднациональных объединений. Региональные и субрегиональные объединения стран позволяют им сохранить конкурентоспособность национальных экономик и совместно противостоять глобальной конкуренции.
При создании интеграционных объединений большое значение для стран имеют не только экономические преимущества, но и укрепление взаимодействия в политической, военной, социальной и других неэкономических областях, расширение сотрудничества в этих сферах.
Обобщая преимущества
объединения стран в
Международное разделение труда вызвало к жизни еще один процесс интернационализации хозяйственной жизни - процесс экономической интеграции, т. е. объединения государств в международные экономические союзы.
Экономическая интеграция - это экономический процесс объединения национальных хозяйств двух и более государств и установления между ними устойчивых производственно-экономических связей на основе разделения труда1.
На международном
уровне этот процесс имеет не только
экономические, но и политические аспекты,
он принимает форму
Существует
несколько типов интеграционных
группировок, представляющих собой
этапы интеграционного
Подготовительным
можно считать этап, на котором
между странами либо между уже
существующей интеграционной группировкой
и отдельной страной
Первый этап интеграционных группировок - Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства - участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле товарами. При этом каждая страна оставляет за собой право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих стран, т. е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с ними2.
Создание
ЗСТ устраняет взаимные торговые
барьеры и создает условия
для свободного перемещения товаров
между странами. Однако именно это
может представлять угрозу для национальных
производителей в стране, товары которой
ниже по конкурентоспособности. Более
конкурентоспособный импортный
товар может вытеснить их со своего
внутреннего рынка, если государство
не примет мер по поддержке и защите
отечественных
Специальных
органов для координации
Второй этап интеграции - Таможенный союз (ТС). Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами-участниками. Осуществляются беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Однако, в отличие от ЗСТ, внешнеторговая политика членов объединения в отношении третьих стран разрабатывается и осуществляется коллективно. Она заключается во введении ими единого для всех стран-участниц таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
Этот тип
интеграционной группировки дает странам-участницам
возможность более надежно
Члены Таможенного
союза должны согласовывать таможенные
тарифы, координировать развитие отдельных
отраслей, исследовать состояние
рынка. Для этой деятельности в Таможенном
союзе создается система
Третий этап экономической интеграции - Общий рынок. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных субсидий отдельным предприятиям.
Координацию деятельности в рамках Общего рынка осуществляет постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат). Также 1-2 раза в год проводятся совещания глав государств и правительств стран-участниц, чаще проводятся встречи министров.
Четвертый этап интеграционных объединений - Экономический союз. Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового и информационного пространства. Это высшая форма межгосударственного объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза и введение единой валюты. Объединение государств в Экономический союз заставляет их подчинить собственные интересы интересам Союза, но не может заставить полностью от них отказаться. Внутри Союза возможна конкуренция между странами за внутренний рынок, за выход на новые рынки4.
Для проведения единой экономической политики необходимо учреждение органов наднационального регулирования внутри Экономического союза. Правительства стран - членов Союза отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с ними (например, в ЕС - Комиссия ЕС).
В 60-е гг. повышенный
интерес к региональной интеграции
стали проявлять и
Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется5:
- внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов);
- существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития;
- характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран);
- факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций);
- политической нестабильностью.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
- различные побудительные причины интеграции;
- различные исходные экономические и политические условия интеграции;
- развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
- отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира6.
Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны. После распада СЭВ в 1990 г. страны Восточной Европы создали интеграционное объединение «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша, Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1993 г. в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривалась не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, что и произошло в 2004 г.
На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс7.
Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств8:
- взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;
- технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на внешние рынки;
- единство применяемых технических стандартов;
- единство сетей коммуникации;
- факт сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
- глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей — выходцев из других республик;
- общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с международными экономическими организациями.
Несмотря на это, тенденции к размежеванию функционирования СНГ явно преобладают.
Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве9:
1) Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка.
2) Системные факторы, отражающие существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал.
Информация о работе Интеграционные объединения как подсистема мировой экономики