Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:25, доклад
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными и межгосударственными органами.
Признаки экономической интеграции:
1. Взаимопроникновение и переплетение национальных воспроизводственных процессов.
2. Широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм.
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными и межгосударственными органами.
Признаки экономической интеграции:
1. Взаимопроникновение и переплетение национальных воспроизводственных процессов.
2. Широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм.
3. Глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции.
4. Целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Исторически интеграция представляет собой несколько этапов, которые вытекают один из другого:
1. Преференциальное торговое соглашение заключается либо на двусторонней основе между странами, либо уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ним осуществляется:
а) снижение тарифных цен и др. барьеров во взаимной торговле;
б) сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран;
в) межгосударственные органы управления не создаются.
2. Зона свободной торговли предусматривающая:
а) полную отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле;
б) свободу межстранового движения товаров и услуг;
в) координацию при помощи небольшого межгосударственного секретариата.
3. Таможенный союз предусматривающий:
а) отмену таможенных пошлин во взаимной торговле;
б) единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран;
в) координацию деятельности при помощи межгосударственного совета на уровне министров и секретариата.
4. Общий рынок предусматривающий:
а) свободу движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы;
б) координацию, осуществляемую на периодических совещаниях (1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров, одновременно создается постоянно действующий секретариат.
5. Экономический союз предусматривающий:
а) полную интеграцию, предполагающую проведение странами – участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты;
б) учреждение межгосударственного органа с функцией наднационального регулирования.
Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
1) использование преимуществ экономики от масштаба;
2) создание благоприятной внешнеполитической среды;
3) решение задач торговой политики, путем усиления переговорных позиций стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;
4) содействие структурной перестройки экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки;
5) поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС).
Создание ЕС началось в 1953 году, когда 6 стран: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия вошли в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.). В 1957 году было принято решение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), предусматривающего создание таможенного союза и проведение общей политики в сельском хозяйстве. Тогда же произошло объединение самостоятельных региональных организаций ЕОУС, ЕЭС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1957 г.).
В 1973 году к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия и Великобритания.
В 1981 году – Греция.
В 1986 году – Австрия, Финляндия и Швеция.
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. В настоящее время участниками ЕС являются 25 государств Западной, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии.
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики,
5) создание условий конкуренции внутри сообщества;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции:
1. Этап зоны свободной торговли (1958—1966 г.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. Кроме того, с 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.
2. На этапе таможенного союза (1968—1986 г.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея», а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.
3. На этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.
4. Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 году в голландском городе Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирование валютной и денежно-кредитной политики.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в нее входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария и Исландия и Лихтенштейн.
Основными целями ЕАСТ являются:
1. содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;
2. предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;
3. содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира.
С 1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой.
Североамериканская зона свободной торговли предполагает:
отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика;
защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;
создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями внеэкономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.
Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее, можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.
Наименование интеграционной группировки | Дата создания | Этап интеграции | Страны – участницы | Основные цели |
Страны Центральной и Латинской Америки | ||||
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) | 1980 г. | Общий рынок | Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай. | Развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. Задачи ЛАИ: содействие и регулирование взаимной торговли стран-членов; поэтапное создание латиноамериканского общего рынка. |
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) | 1961 г. | Таможенный союз | Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. | отмена таможенных пошлин во взаимной торговле; единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран. |
Андский пакт | 1969 г. | Экономическое пространство | Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла | Создание общего Андского рынка. Основное направление деятельности Андской группы: выработка единой экономической политики стран-членов, координация совместных проектов; гармонизация законодательства и единая интерпретация принятых правовых норм. |
Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) | 1973 | Общий рынок | Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. | экономическая интеграция в форме общего рынкас единым внешним тарифом и применением правил происхождения товара, согласованной фискальной политикой; координация внешнеэкономической политики; сотрудничество в технической, социальной и культурной областях. |
7
Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) | 1991 | Общий рынок | Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. | Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере. |
Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) | 1981 | Общий рынок | Антигуа, Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент, Гренадины, Сент-Китс, Невис, Сент-Люсия. | содействие развитию экономического и политического сотрудничества; экономическая интеграция; согласование внешней политики. |
Страны Азии | ||||
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | 1967 | Зона свободной торговли | :Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, Мьянма и Лаос. | развитие сотрудничества в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях; экономическое сотрудничество в сферах финансов, сельского хозяйства, транспорта, туризма, телекоммуникаций, охраны окружающей среды |
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) | 1993 | Зона свободной торговли к 2020 году | Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам, Мексика, Чили, Перу, Россия. | проведение консультаций и обмен информацией в целях устойчивого экономического роста и сокращения разрыва в уровнях экономического развития стран-членов; разработка стратегий, нацеленных на устранение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций; содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных формах; сотрудничество в отдельных конкретных областях рыболовстве, энергетике, транспорте, охране окружающей среды и др. |
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) | 1985 | Преференциальное торговое соглашение | Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. | выделение приоритетных сфер сотрудничества; координацию деятельности и финансирования по программам сотрудничества; разработку программ и проектов в областях экономического, технического и торгового сотрудничества. |
Арабские страны | ||||
Совет Арабского экономического единства (САЭЕ) | 1964 | Преференциальное торговое соглашение | Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан. | создание общего рынка; унифицируют национальные нормативные акты в сфере внешнеэкономической деятельности, промышленности и сельского хозяйства; разрабатывают совместные программы развития арабских стран, включая создание совместных арабских программ. |
Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) | 1981 | Преференциальное торговое соглашение | Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию. | Основные направления деятельности: финансовое, экономическое и торговое сотрудничество; объединение усилий для преодоления монотоварной структуры экспорта (нефть); содействие развитию предпринимательства в регионе; стимулирование совместных научно-технических программ. |
Страны Африки | ||||
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) | 1975 | Экономический союз | Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. | создание общего рынка, экономического и валютного союза; гармонизация национальных инвестиционных законодательств; создание совместных программ, производств, предприятий; развитие научно-технического сотрудничества в различных областях промышленности, сельского хозяйства, в сфере услуг. |
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) | 1964 | Зона свободной торговли | Ангола, Бурунди, Заир, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. | либерализация торговли; создание платежного союза с единой платежной единицей; сотрудничество в развитии основных отраслей экономики – промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, энергетики, транспорта и связи и т.д.; обеспечение свободного перемещения рабочей силы, услуг; поощрение и защита инвестиций и др. |
Организация африканского единства (ОАЕ) | 1963 | - | Объединяет 53 страны | ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в области экономики, науки и техники. |
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) | 1966 | Таможенный союз | Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика. Чад, Экваториальная Гвинея. | В цели ЮДЕАК входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление реально действующего таможенного союза. |
Южноафриканское сообщество развития (САДК) | 1992 | - | Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР. | последовательную ликвидацию препятствий на пути свободного движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы; согласование политической и социально-экономической стратегий стран-членов; содействие развитию в области передачи технологий; привлечение международных инвестиций в регион. |