Инструменты выравнивания платежного баланса в Мексике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:50, научная работа

Описание работы

Охарактеризуем период с 1992-2004гг. в Мексике. В этот период наблюдались многосторонние процессы регулирования платежного баланса, приплыв капитала, отплыв капитала, переход к плавающему обменному курсу, стерелизация, девальвация национальной валюты. С 1992-1994гг. в Мексике наблюдалось отрицательное сальдо текущего счета значительных размеров, на это влияла политика государства поддерживающая фиксированный обменный курс, различные непредвиденные обстоятельства, такие как: смерть кандидата, посредством убийства, от правящей партии и другие. В результате переосмысливания валютной политики и перехода к плавающему валютному курсу наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по текущему счету, которое нельзя не заметить (с - 29,662 до – 1,577). После чего последовало ухудшение.

Работа содержит 1 файл

Диплом Мексика.docx

— 43.49 Кб (Скачать)

 

2.1 Инструменты выравнивания платежного баланса в Мексике

Рис. 1

График выравнивания текущего счета

Охарактеризуем период с 1992-2004гг. в Мексике. В этот период наблюдались многосторонние процессы регулирования платежного баланса, приплыв капитала, отплыв капитала, переход к плавающему обменному курсу, стерелизация,  девальвация национальной валюты. С 1992-1994гг. в Мексике наблюдалось отрицательное сальдо  текущего счета значительных размеров, на это влияла политика государства поддерживающая фиксированный обменный курс, различные непредвиденные обстоятельства, такие как: смерть кандидата, посредством убийства, от правящей партии и другие. В результате переосмысливания валютной политики и перехода к плавающему валютному курсу наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по текущему счету, которое нельзя не заметить (с - 29,662 до – 1,577). После чего последовало ухудшение.

Приплыв капитала (май 1993 – февраль 1994 гг). С середины 1993 года приобретение tesobonos иностранными инвесторами создало значительный приплыв капитала. Монетарные эффекты платёжного баланса стерелизировались. Чтобы предотвратить ухудшение статистики фискальных показателей, эмиссию tesobonos было классифицировано как приобретение финансовых активов правительством.  Принимая значительный приплыв капитала, отсутствие стерилизации означает увеличение денежной массы. Использование приплыва капитала для финансирования дефицита бюджета препятствует снижению процентной ставки, но повышает угрозу инфляционного «перегрева» экономики. Частичная стерилизация позволяет стимулировать доход и снизить процентную ставку без угрозы ускорения инфляции, если стабильность денежной базы могла сопровождаться увеличением предложения денежной массы при условии повышения денежного мультипликатора, как это произошло в Чили (1979-1982 гг.). Ухудшение торгового баланса 1990-1993 годах не считалось проблемным, так как в импорте преобладали основные средства, сырье и комплектующие части. Господствовала мысль, что отрицательное сальдо текущего счёта отражает самодостаточный приплыв капитала, а не экспансионную монетарную или фискальную политику. В конце 1993 года валютные резервы Мексики увеличились до 25 млрд дол. Приплыв капитала был настолько ощутимым, что рассматривалась возможность ревальвации песо. Проводились аналогии с Японией и Южной Кореей, где росту экспорта предшествовали несколько десятилетий с отрицательным сальдо текущего счёта. Перспектива обслуживания внешнего долга связывалась с увеличением производства и объемов экспорта. Отплыв капитала не предусматривался: частные инвестиции направлялись преимущественно в производство, а значительное валютное покрытие денежной базы должно было успокоить осторожных портфельных инвесторов.

Отплыв капитала (март-декабрь 1994 года). несмотря на убедительные экономические показатели – предмет увлечения за границей, хватало внутренних проблем (неудовлетворение медленным повышением благосостояния, требования демократизации общественной жизни, внутрипартийные противоречия, восстание сельских жителей на юге страны и т. д.). Когда в марте 1994 года кандидата в президенты от правящей партии застрелили во время предвыборного митинга, это инициировало отплыв капитала из страны. Втечение  двух месяцев валютные резервы уменьшились с 30 до 18 млрд дол., но накануне президентских выборов (август 1994 года) это не обозначилось ограничением денежной массы. «Побег» иностранных инвесторов создал качественно другое состояние. После отплыва капитала на уровне дохода возникает дефицит платёжного баланса. Выравнивание платёжного баланса требовало уменьшение предложения денежной массы, но монетарные эффекты платёжного баланса далее стерелизировались, что предотвращало падение производства, но способствовало потере валютных резервов. В августе 1994 года казалось что политика стерилизации оправдала себя, так как ВВП рос и не было инфляции. Но проблемы только начинались. Так как экспансионная политика и предвыборные перепетии ослабили банковскую систему страны, десятки банков оказались на грани банкротства. В сентябре 1994 года убийство действующего партийного функционера Руиза Масью – усилило неспокойствие. В октябре 1994 года возобновился «побег» от песо. Ситуацию ухудшило погашение tesobonos и продолжение стерилизации и отплыва капитала. Естественно, что большинство инвесторов считали лучше покинуть Мексику. К тому же, в октябре-ноябре 1994 года денежная база увеличивалась несмотря на уменьшение валютных резервов. Такая монетарная политика окончательно подорвала веру в желание (способность) поддерживать фиксированный обменный курс песо.   

Рассмотрим особенности перехода к плавающему обменному курсу, 1994-2011гг. Накануне президентских выборов в августе 1994 года для стимулирования экономики эмитировались валютные облигации внутреннего займа (tesobonos). Большинство tesobonos были краткосрочными, и это должно было уменьшить средства обслуживающие внешний долг. К осени 1994 года казалось, что все сработало как запланировано: в первом полугодии ВВП увеличился на 4,3 %, а инфляции практически не было. Но сразу же после президентских выборов необходимость погашения tesobonos и экспансионная монетарная политика подорвали доверие к системе фиксированного обменного курса песо. Во второй декаде декабря 1994 года валютные резервы Мексики уменьшились до 5 млрд  дол., что не оставляло выбора кроме перехода к плавающему обменному курсу. Вначале  1995 года США, МВФ и другие официальные кредиторы выдали более 40 млрд дол. Для финансовой стабилизации. Мексиканское правительство обязалось уменьшить расходы бюджета на 11 % и увеличить поступления от приватизации на 12-14 млрд дол. напротяжении 1995-1997 гг. В начале марта 1995 года были обнародованы антикризисные мероприятия: повышение ставки НДС с 10 до 15%, подорожание бензина на 45% и электроэнергии – на 25%, индексация вложений коммерческих банков.

 Стремительная девальвация песо сразу же улучшила ценовые соотношения (в конце марта 1995 года снижение RER превысило 60%) и торговый баланс. Но увеличение экспорта не предотвратило значительному снижению ВВП. Процентная ставка повысилась почти в 4 раза. Такой ход действий не исключался теоретически: обесценивание денежной единицы выравнивает сальдо текущего счёта, средством ускорения инфляции и спадом производства. «Перелёт» значениё обменного курса песо заметно в первом квартале 1995 года. Следующее укрепление денежной единицы позволило немного притормозить инфляцию, но в конце 1996 года обесценивание песо опять ускорило инфляцию. Вначале финансового кризиса предложение денежной массы существенно уменьшилось. На протяжении 1995-1996 гг поддержание постоянной  денежной массы, а с мая 1995 года - её полное обеспечение валютными резервами, прибавило уверенности. Изначально «плаванье» песо должно было длиться не дольше 60 дней, но действует до сих пор. Вначале 1996 года президент Эрнесте Седильё официально провозгласил завершение мексиканского кризиса. И не ошибся. В конце 1996 года Мексика оплатила 12,5 млрд дол. ранее полученных займов правительства США. Пессимистические прогнозы о длительном экономическом беспорядке в Мексике не оправдались.

   Макроэкономический баланс в Мексике, 1980-1996 гг. Если в 1981 году в Мексике был высокий уровень дохода, завышенный RER и значительный приплыв капитала, то кризис задолженности 1982 года обозначился отплывом капитала, девальвацией песо и глубоким спадом производства следующего 1983 года. В 1984-1985 годах RER повышался что совпало с оживлением производства. Но разрушительное землетрясение в столице страны – Мехико (сентябрь 1985 года) и снижение мировой цены на нефть в феврале 1986 года (потери составляли 6,5% от ВВП) обусловили объединение значительного понижения RER и экономического спада (1986-1987 гг.). Состояние ухудшила экономическая политика предыдущих лет. Среднее значение дефицита бюджета в 1983-1985 годах более чем вдвое превышало показатель 1980 года. В 1985 году количественные ограничения дальше касались 30% импорта (100% - в 1983 году), а средневзвешенная ставка импортного тарифа превышала 25%. Внутренний рынок оставался монополизированным. С началом стабилизационной программы 1988 года были задеклорированы намерения уменьшения внешнего долга и стоимости его обслуживания (в конце 1988 года это показатель превысил 5% от ВВП). Мексиканское правительство выразило пожелание пересчитать внешний долг по его стоимости на второстепенном рынке – менее 50 центов за один доллар долга. Благоприятное  объединение внутренних (сокращение дефицита бюджета) и внешних факторов (согласно плану Брейди 1989-1990 годов внешний долг был уменьшен на 15 млрд дол.) остановило рост долга на уровне 100 млрд дол. и удешевило его ежегодное обслуживание на 1,5 млрд дол. или 0,2-0,3% от ВВП. Успешное присоединение  к плану Брейди и возобновление доступа к световым рынкам капитала создало благоприятные предпосылки для экономического роста.

Построим регрессионную  модель зависимости текущего счета  от ВВП, курса национальной валюты к  песо, денежной массы (М2) и задолженности.

Descriptive Statistics

 

Mean

Std. Deviation

N

CA

-673,79

3041,745

21

Er

8,41

3,437

21

M2

2810624,43

2261615,664

21

GDP

2,75

3,592

21

NBL

-171,87

156,316

21

       

 

 

Model Summaryb

Model

R

R Square

Adjusted R Square

Std. Error of the Estimate

Durbin-Watson

1

,410a

,168

-,040

3102,088

2,336

a. Predictors: (Constant), NBL, GDP, M2, Er

b. Dependent Variable: CA


 

 

 

 

 

ANOVAb

Model

Sum of Squares

df

Mean Square

F

Sig.

1

Regression

3,108E7

4

7769278,412

,807

,538a

Residual

1,540E8

16

9622949,888

   

Total

1,850E8

20

     

a. Predictors: (Constant), NBL, GDP, M2, Er

b. Dependent Variable: CA


 

Coefficientsa

Model

Unstandardized Coefficients

Standardized Coefficients

t

Sig.

B

Std. Error

Beta

1

(Constant)

2754,238

2453,967

 

1,122

,278

Er

-687,465

466,238

-,777

-1,474

,160

M2

,000

,001

,264

,556

,586

GDP

-65,991

199,576

-,078

-,331

,745

NBL

-8,933

6,557

-,459

-1,362

,192

a. Dependent Variable: CA


 

Coefficient Correlationsa

Model

NBL

GDP

M2

Er

1

Correlations

NBL

1,000

-,130

,027

,433

GDP

-,130

1,000

,058

-,013

M2

,027

,058

1,000

-,773

Er

,433

-,013

-,773

1,000

Covariances

NBL

42,993

-170,030

,000

1324,734

GDP

-170,030

39830,584

,007

-1186,887

M2

,000

,007

4,087E-7

-,230

Er

1324,734

-1186,887

-,230

217378,137

a. Dependent Variable: CA


 

 

Residuals Statisticsa

 

Minimum

Maximum

Mean

Std. Deviation

N

Predicted Value

-2895,24

1287,19

-673,79

1246,537

21

Residual

-11053,758

2368,359

,000

2774,592

21

Std. Predicted Value

-1,782

1,573

,000

1,000

21

Std. Residual

-3,563

,763

,000

,894

21

a. Dependent Variable: CA


 

Correlations

   

CA

Er

M2

GDP

NBL

Pearson Correlation

CA

1,000

-,193

-,101

-,082

-,083

Er

-,193

1,000

,877

-,209

-,730

M2

-,101

,877

1,000

-,213

-,652

GDP

-,082

-,209

-,213

1,000

,241

NBL

-,083

-,730

-,652

,241

1,000

Sig. (1-tailed)

CA

.

,201

,332

,362

,360

Er

,201

.

,000

,181

,000

M2

,332

,000

.

,177

,001

GDP

,362

,181

,177

.

,146

NBL

,360

,000

,001

,146

.

N

CA

21

21

21

21

21

Er

21

21

21

21

21

M2

21

21

21

21

21

GDP

21

21

21

21

21

NBL

21

21

21

21

21

Информация о работе Инструменты выравнивания платежного баланса в Мексике