Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа
Описание работы
Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.
Работа содержит 1 файл
2. Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов
экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются
частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами
страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь
способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в
состоянии привести к желаемым результатам. Монетарные власти могут
преследовать лишь достижение частной цели, которая в сочетании с другими
частными целями, предназначенными для осуществления соответствующей
части политики в других сферах, позволяет государственным органам
добиваться успеха при реализации своей экономической политики.
Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа:
определение её основной конечной цели; определение промежуточной
цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным
властям.
Как известно, приоритетной целью государственных органов является
достижение наибольшей стабильности путем выбора и осуществления
определённой политики и сохранение этой стабильности в течение долгого
периода. Понятие "общая экономическая стабильность" включает в себя
прежде всего определенное состояние основных макроэкономических
параметров, а именно: устойчивый рост производства, стабильные цены,
полную занятость рабочей силы и положительное сальдо платежного
баланса. Для того, чтобы приблизиться к таким результатам, являющимся
гарантом экономической стабильности, необходимо, считают монетаристы,
чтобы все механизмы рынка действовали свободно. Однако развитие
монополистических тенденций, как частных, так и государственных, мешает
конкуренции играть свою роль в их достижении. В связи с этим М. Фридмен
считает "рынок единственным известным средством, позволяющим
экономическим агентам координировать свою деятельность без
ограничения".
В большинстве промышленно развитых стран с рыночной экономикой выбор
стратегической цели денежно-кредитной политики обусловливается общими
действиями в рамках национальных, в высокой степени
дифференцированных условий. Различия целей в разных странах наиболее
очевидно проявляются при определении тактики монетарных властей.
Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия,
поддаются классификации: по границам действия - внутренние и внешние,
по времени действия - промежуточные и конечные.
Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не
должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом
деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая
наличие тесных связей между ними, в значительной степени
взаимообусловливаемых и взаимозависимых .
Весьма важно, чтобы специфические цели, которые в получили название
промежуточных, находились исключительно в компетенции монетарных
властей. В таком случае контроль упрощается, а ответственность за успех или
неудачу может быть приписана исключительно одному органу:
центральному банку. Безусловно, денежно-кредитная политика не может
ставить перед собой цель обеспечить стабильность реальной переменной
величины; её роль заключается в обеспечении прежде всего стабильности
покупательной способности денег.
Конечные цели. При определении конечных целей часто говорят о
"магическом" четырехугольнике, гранями которого являются названные
выше макроэкономические показатели. Экономическая политика
заключается в оптимальном сочетании всех этих параметров в зависимости
от конкретных экономических и политических требований и в способности
выстраивать приоритеты. Так, задача стимулирования производства во
многих случаях трудно совместима с задачей борьбы с инфляцией или
обеспечением равенства внешних балансов. Подъем экономической
активности за счет увеличения доходов чреват ускорением темпов роста цен
и различного рода нежелательными процессами во внешней торговле, если
национальный производственный аппарат не сможет отреагировать на рост
потребления.
Следовательно, экономическая политика должна установить для себя
определённую иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение
на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за
счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Невозможность
одновременного достижения всех граней превращает четырехугольник в
магический.
Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию
которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения
внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача
решается в основном путём развития рыночных механизмов
финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на
увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных
активов. Совершенно очевидно, что денежно-кредитная политика не может
бороться с не денежными причинами инфляции. Структурные и
социологические факторы должны устраняться другими средствами
экономической политики (политики доходов, политикой промышленно-
торговых структур и т. д.).
Промежуточные цели. Для того, чтобы денежно-кредитная политика была
эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама
промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика
соответствует преследуемой цели.
Центральные банки в качестве промежуточных определяют задачи,
благоприятствующие реализации конечной цели.
Центральный банк имеет возможность выбора либо одной из двух
промежуточных целей - процентные ставки или денежная масса, либо обе
цели вместе. Это означает, что стратегия денежно-кредитной политики
может выражаться в двух категориях количественных целей - количестве
денег и объёме кредитов.
В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей.
Большинство развитых стран, входящих в ОСЭР, обращаются к целям
количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие
"денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных
средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или
краткосрочные размещения денег. Некоторые страны ограничивают свои
промежуточные цели количеством денег центрального банка, считая, что
этот агрегат представляет ограниченные запасы денег в обращении.
Наконец, в отдельных странах монетарные власти предпочитают
фиксировать кредитные цели.
Последние могут определяться различным образом. Наиболее узкое
определение соответствует "внутреннему кредиту", включающему
банковские кредиты резидентам частного и государственного секторов.
Понятие "общий внутренний кредит" объединяет внутренние источники
кредитования (суммарные банковские и небанковские кредиты резидентам,
к которым присовокупляются эмиссии на финансовом рынке). Наконец,
"глобальный кредит" включает совокупность всех источников
финансирования экономики (общий внутренний кредит и внешнее
финансирование).
Стремление к стабильности валютного курса в условиях открытой экономики
очень затрудняет контроль денежных агрегатов. Несмотря на имеющиеся в
его распоряжении методы (контроль валютных курсов, обязательные
резервы на вклады нерезидентов, норма процента и т. д.), центральный банк
теряет контроль над предложением денег, поскольку он осуществляет
покупку и продажу иностранной валюты по определённому курсу и без
ограничений.
Регулирования количества денег очень сложно добиться в случаях притока
валюты, так как задача сокращения внутренних источников кредитования
трудно реализуема. В случае оттока валюты, напротив, сокращение
денежной массы может легко компенсироваться интенсивно
поддерживаемым внутренним кредитованием, способствующим реализации
цели. Следовательно, целесообразнее принять кредитную цель или иногда
денежную цель совмещать с нею.
Возможность монетарных властей осуществлять эффективный контроль над
избранным агрегатом представляется фактором, определяющим выбор. Эта
возможность в значительной степени зависит от особенностей структуры,
источников финансирования и кредитования экономики, свойственных
каждой стране. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем
значительнее задолженность экономических агентов перед банками как
основным источником финансирования экономики.
В экономике, где существуют крупные и взаимозависимые рынки капиталов,
возможность замещения банковского кредита прямым финансированием
через доступ к рынку может являться препятствием для достижения
кредитных целей. Напротив, процесс взаимозамещения денег и ценных
бумаг может оправдать отказ от денежного агрегата, эволюция которого
чревата утратой значительной его части в пользу кредитных целей.
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная
политика может преследовать также селективные цели, заключающиеся в
ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в
равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное
строительство, сельское хозяйство и т. д.); экономического агента (мелкие и
средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в
затруднительных ситуациях); экономической функции (производительные
капиталовложения, экспорт и т. д.); конкретной продукции (автомобили,
бытовая техника, зерновые культуры и т. д.); видов кредитов (инвалютные
авансы).
Выбор целей, играющий иногда большую роль (например, расширение
кредитов на экспорт как средство оптимизации торгового баланса), не
должен разрушать взаимообусловленность совокупности денежно-
кредитной политики. Так, рост кредитных вложений на экспорт может
ускорить рост денежной массы, оживить повышение цен и в конечном счёте
нарушить торговый баланс.
Внешние цели. Либерализация внешнеэкономической деятельности,
валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли
внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие
международных банковских операций обусловливают все более важную
роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.
Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием основного (платежного)
баланса, которое в значительной степени может автономно влиять на
уровень валютного курса независимо от движения долгосрочных капиталов
и текущих платежей. Однако равновесие платёжного баланса не
обеспечивает автоматически краткосрочную стабильность валютного курса,
хотя в отношении среднесрочного курса оно часто оказывается
единственным эффективным средством. Ситуация неуравновешенности
платежного баланса, следовательно, может сосуществовать с ростом
валютного курса в результате прилива капиталов (как было, например, в США
в начале 80-х гг. ). В то же время положительное сальдо торгового баланса
может сопровождаться оттоком капиталов.
В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной
слишком интенсивной экономической экспансией в стране, возможны
различные схемы возврата к равновесию:
-Изменение цен
-Прямое регулирование с помощью денег
-Изменение процентной ставки.
1. В регулировании платёжного баланса с помощью цен особая значимость
придаётся изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены.
Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение
экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие
положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.
Эти движения в противоположных направлениях приводят к
квазиметрическому восстановлению внешнего равновесия.
2. Прямое регулирование с помощью денег, практикуемое Международным
валютным фондом, рассматривает платёжный баланс во всей его
глобальности (сальдо основного баланса и движения краткосрочных
капиталов небанковского сектора) и выявляет роль внутренней денежно-
кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем
равновесии. При заданном спросе на деньги слишком интенсивная
экспансия внутреннего кредита обусловливает неуравновешенность
платёжного баланса. Напротив, торможение кредитов становится
предпочтительным средством достижения равновесия платёжного баланса.
Если, например, в стране, открытой для внешнего мира, но не
доминирующей в нем, предложение денег превышает желаемое
предположение, экономические агенты будут стремиться избавиться от
своих избыточных авуаров, покупая реальные товары или финансовые
ценности (ценные бумаги), часть которых будет импортироваться.
Возникающий внешний дефицит вызовет неравновесие на валютном рынке.
Дефицит и избыток платежного баланса выражают, следовательно, фазы
регулирования запасов на валютном рынке, а не равновесные потоки,
обусловливающие предложение и спрос на реальные ценности.
Все предыдущие схемы основываются на колебании количества денег и
пренебрегают ролью нормы процента.
3. Изменение нормы процента вызывает обратную реакцию экономических
агентов. Так, ее понижение обусловливает рост экономической активности,
способствует повышению дефицита платёжного баланса. Конечное влияние,
считают сторонники кейнсианства, слабо. По их мнению, капиталовложения
и движение капиталов обладает пониженной эластичностью относительно
стоимости кредита, тогда как сторонники монетаризма допускают
значительно более сильную реакцию.
Следует также отметить, что в режиме плавающих курсов прогнозы
движения валютных курсов могут противоречить процессу регулирования. В
период стабильности прогнозов различные нормы процента между
кредитами различных стран подчиняются некоторым критериям (разность
между темпами инфляции, в частности) и достаточны для предотвращения
дестабилизации валютных курсов.
Когда экономические агенты включают в свои прогнозы понижение
валютного курса, роль нормы процента понижается, так как стоимость
денежных займов может достигнуть очень высокого уровня. В периоды
интенсивной спекуляции движение нормы процента играет, скорее, роль
индикаторов кризиса.
Чтобы придать реальную действенность внутренней денежно-кредитной
политике, монетаристы рекомендуют эластичность валютного курса, однако
они не учитывают того, что свободное колебание валютного курса само по
себе может быть фактором внешнего равновесия. Контроль за денежной
массой со стороны центрального банка действительно должен быть
основным, поскольку гибкая валютная политика обеспечивает большую
автономность действия, избегая конфликтов между внутренними и
внешними целями.
Опыт с плавающим валютным курсом в 1971- 1973 гг. в западных странах
свидетельствует, что в конечном итоге гибкость валютного курса не
приводила к какому-либо длительному равновесию платежного баланса, ибо
усиливала нестабильность валютных рынков и являлась значительным
фактором инфляции. Поэтому многие страны, в частности в Западной Европе,
приняли валютные курсы, характеризующиеся меньшей неравномерностью
(устойчивые, но регулируемые), либо практикуют "жёсткое" регулирование
плавающего курса.
Эта ориентация основывается на убеждении, что твердость курсов оказывает
благоприятное воздействие на внутреннее и внешнее экономическое
равновесие. Действительно, твердый обменный курс способствует
улучшению условий обмена. Он позволяет подавлять стоимость импорта,
одновременно побуждая предприятия специализироваться в области
наукоемкого производства (высокотехнологичное производство).
Другим аргументом в пользу такого решения является тот факт, что
стабильность курсов усиливает борьбу с инфляцией. Во-первых, она
предотвращает повышение стоимости импорта, неизбежно вызываемое
обесцениванием национальной валюты, во-вторых, требует от
экономических агентов строгой дисциплины, что благоприятствует усилению
конкурентоспособности предприятий.
Таким образом, если исходить из того, что общая экономическая
стабильность невозможна без стабильности денежной среды, то,
следовательно, достижение денежно-кредитной стабильности является
главной функцией центрального банка, осуществляющего монетарную
политику. Она может быть неэффективной либо потому, что монетарные
власти не могут изменить денежную массу или процентную ставку так, как
считают нужным, либо потому, что спрос на капиталовложения или
потребительский спрос не реагируют на движение денежных переменных.
Безусловно, одновременно достичь промежуточных (краткосрочных) и
конечных (долгосрочных) целей чрезвычайно трудно. Это возможно при
условии, что приоритетным для экономической политики останется
достижение долгосрочной стабильности, а именно стабильный уровень цен
и рост производства как источник занятости рабочей силы, то есть
ослабление циклических колебаний экономики.
Полная экономическая стабильность является идеальной, но утопической
целью, что же касается выбора долгосрочной цели, то он чрезвычайно
желателен, поскольку намного сложнее бороться с продолжительными
колебаниями экономики. Стремясь их сдерживать, монетарные власти часто
благоприятствуют ускорению неустойчивости, нежели ее ослаблению.
Относительная экономическая стабильность может быть достигнута, если
государственные органы, которые избрали данную цель, используют для
этого наиболее приемлемую тактику с учётом реальных условий.
Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики