Институциональные изменения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить суть институциональных изменений и способы их классификации.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть вопросы институциональных изменений;
- объяснить возникновение институциональных изменений, динамики, влияния на ход экономических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика институциональных изменений. 4
Понятие институциональных изменений. 4
2 Классификация институциональных изменений. 8
3 Схема институциональных изменений 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

Работа содержит 1 файл

0954347_3D64C_referat_institucionalnye_izmeneniya_i_ih_klassifikaciya.docx

— 51.73 Кб (Скачать)

С другой стороны, дискретным изменением можно  считать заимствование некоторого нового обычая, ведущее к определенным экономическим последствиям.

Для России в качестве такового может  выступать вхождение в обиход Дня святого Валентина, что обусловило производство отечественными предпринимателями соответствующих атрибутов.

В этой связи нужно обратить внимание на некоторую неотчетливость, расплывчатость самого разграничения дискретных и инкрементных институциональных изменений. Ведь в строгом смысле слова постепенно могут меняться только некоторые количественные (измеримые) свойства, качественные же параметры меняются дискретно, скачками. Постепенность качественных изменений, — типа тех, что приведены в примере Д. Норта относительно формирования арендных отношений, — будет действительно постепенностью лишь при некотором «огрубленном» видении процесса. Как только мы увеличим наши различительные способности, то сразу увидим, что непрерывный, инкрементный процесс изменений разбивается на отдельные дискретные сделки, каждая из которых по какому-то параметру будет отличаться от другой, сходной по ее объекту, сделки или договоренности.

Во-вторых, важным для характеристики реально происходящих институциональных изменений является их деление на спонтанные и целенаправленные.

Спонтанными называются такие институциональные изменения, которые осуществляются, — возникают и распространяются, — без чьего-либо предварительного замысла и плана. Так, если в приведенном выше примере случайного отклонения от нормы, принесшего выгоды ее нарушителю, такое отклонение не нанесет никому ущерба (не встретит противодействия) и распространится среди членов группы, налицо будет спонтанное институциональное изменение.

Целенаправленные институциональные изменения, напротив, возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом. Обычно, на уровне экономики в целом, «автором» подобного плана является государство в лице некоторого органа законодательной или исполнительной власти, или же политическая оппозиция действующей власти; внутри экономических организаций автором такого плана выступает руководство, и т.п. Формирование целенаправленных институциональных изменений называется институциональным проектированием.

По признаку происхождения институциональных  изменений, кроме двух названных «чистых» типов, можно выделить еще и смешанный тип, когда само новое правило появляется незапланированно, а его распространение осуществляется вполне сознательно целенаправленно.

Примером  здесь может служить формирование новых законов в рамках системы  общего права, когда новое правило — прецедент — возникает в связи с решением суда по новому конкретному конфликтному случаю, а «внедрение» этого правила в массовую практику обеспечивается механизмами судебной ветви государственной власти. Другой пример — спонтанное возникновение некоторой эффективной практики действий в бизнесе (best practice) и ее распространение через различные бизнес-ассоциации или, в России, систему Торгово-промышленных палат.

 

 

3 Схема институциональных изменений

Очерченная  выше теоретическая схема изменения правила, вызванного случайными обстоятельствами, является, конечно, далеко не единственно возможным способом возникновения институциональных изменений. Хорошо известны ситуации целенаправленного, сознательного изменения правил поведения: разработка и принятие новых законов, согласованное изменение параметров контрактов и т.п.

Поэтому проблема разработки общей схемы институциональных изменений, которая вобрала бы в себя все разнообразие фактических и возможных путей их возникновения, была в центре исследований, посвященных тематике институциональных изменений.

Вероятно, первой здесь была концепция Харольда Демсетца, объясняющая изменения институтов, — прежде всего, правомочий собственности, — изменениями в относительных ценах экономических ресурсов. Возникновение или не возникновение исключительных прав рассматривалось этой теорией под углом зрения сопоставления издержек и выгод от исключения индивидов из доступа к тому или иному имуществу, с одной стороны, и внутренних издержек совместного управления имуществом группой индивидов, с другой стороны. Иными словами, фактором, объясняющим институциональные изменения, в этой концепции выступает эффективность, понимаемая как прирост стоимости или богатства в обществе. Государство и политические процессы трактовались в ней как пассивные факторы, молчаливо принимающие любые изменения, обусловливающие рост чистой общественной выгоды.

Как утверждал в своей статье X. Демсетц:

«права собственности  развиваются для того, чтобы интернализировать экстерналии, и тогда, когда выгоды от интернализации становятся больше, чем издержки на нее. Возрастающая интернализация в основном является результатом изменений в экономических ценностях, тех изменений, которые возникают из развития новых технологий и открытия новых рынков, и с которыми плохо согласованы старые права собственности... При данных предпочтениях сообщества.., возникновение новых правомочий собственности, частных или государственных, будет ответом на изменения в технологиях и относительных ценах».

Предполагалось и обосновывалось, что вновь возникающие институты обеспечивают большую экономическую эффективность, способствуют созданию стоимости. Второй момент, характерный для этих концепций, заключался в том, что институциональные изменения как бы автоматически следуют за изменениями условий экономической деятельности, не предполагая активных действий государства и других организованных социальных групп.

Легко видеть, что оба указанных момента  первоначальных теорий институциональных изменений могут быть опровергнуты примерами из реальной действительности.

Ответом на критику послужила базовая  модель институциональных изменений, сформулированная Д. Нортом. Эта модель предлагает следующую логику институциональных изменений:

  1. Изменение в уровне знаний ведет к появлению новых технологий;
  2. Новые технологии меняют относительные уровни цен на ресурсы;
  3. Новые уровни цен создают стимулы у владельцев потенциально возрастающих в стоимости ресурсов к трансформации прав собственности на них;
  4. Новые уровни цен ведут также к появлению правил, позволяющих максимизировать ценность использования таких прав;
  5. Вместе с тем, ненулевые трансакционные издержки на политическом рынке препятствует тому, чтобы реализовались все полезные для создания 
    стоимости потенциально возможные институциональные изменения.

Базовая схема институциональных  изменений была впоследствии дополнена другими исследователями рядом важных моментов. К числу наиболее важных из таких дополнений следует отнести:

  1. Указание на возможность возникновения индуцированных институциональных изменений, когда внешние факторы меняются в одной сфере, а институциональные изменения появляются в другой;
  2. Возможность возникновения в связи с осуществлением институциональных изменений эффекта безбилетника, связанную с тем,  что институты во многом схожи с общественными благами;
  3. Необходимость учета того обстоятельства, что выгоды от возможного институционального изменения, позитивно влияющего на создание стоимости, будут получать одни экономические агенты, а издержки на его осуществление 
    должны будут нести другие, что может воспрепятствовать его появлению.

С учетом этих и других дополнений и уточнений, схема институциональных изменений Д. Норта позволяет связать их не только с внешними шоками, но и с внутренними стимулами к изменению правил, которые возникают у тех заинте ресованных групп, которые являются основными получателями выгод от возможного изменения правила.

Это означает, что в рамках данной схемы получают объяснения не только те институциональные изменения, которые улучшают условия создания стоимости, но и те, которые эти условия ухудшают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствие с поставленными  во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятия институциональных изменений их классификация, а также проанализирована схема институциональных изменений.

Содержание  данной работы охватывает лишь самые общие представления об институциональных изменениях. Между тем значимость их анализа, как позитивного, так и особенно негативного, в современном мире чрезвычайно велика: практически непрерывно институциональные изменения происходят во всех переходных экономиках, в рамках Европейского Сообщества, в развивающихся странах. Одни из них оказывают ощутимое позитивное воздействие на последующее развитие экономики, другие, напротив, способствуют стагнации, третьи, несмотря на замысел авторов, вообще не влияют на экономическое поведение. Институциональные изменения как бы автоматически следуют за изменениями условий экономической деятельности, не предполагая активных действий государства и других организованных социальных групп.

Массовые институциональные изменения  шли и идут на уровне отдельных  экономических организаций — фирм, корпораций и т.п. Здесь также соседствуют случаи удачных и неудачных изменений.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Институциональная экономика: новая институц. эконом. теория: учеб. для вузов / под общ. ред. А. А. Аузана . - М. : ИНФРА-М, 2010. - 416 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). - Глоссарий: с. 412 - ISBN 978-5-16-002054-9.

2  Олейник, А. Н. Институциональная экономика: учеб. пособие для вузов / А. Н. Олейник. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 416 с. - (Высшее образование) - ISBN 5-16-001221-4.

3. Агабекян, Р. Л. Институциональная экономика: бизнес и занятость: учеб. пособие / Р. Л. Агабекян, Г. Л. Баяндурян . - М. : Магистр, 2008. - 462 с. - Библиогр.: с. 458-462. - ISBN 978-5-9776-0046-0.

4 Одинцова  М.И. Институциональная экономика: М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 386 стр.

5 Гульбина, Н. И. Эволюция институциональной теории [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Гульбина . - М. : Новый учебник, 2004. - 104 с. - Библиогр.: с. 97. - ISBN 5-8393-0345-3.

6 Виноградова  А.В. Институциональная экономика:  теория и практика: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 70 с.

7 Лебедева,Н.Н.       Новая институциональная экономическая теория [Текст] : лекции, тесты, задания: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Лебедева ; М-во образования и науки Рос. Федерации; Волгоград. гос. ун-т. - Волгоград : Волгоград. науч. изд-во, 2005. - 200 с. : ил.. - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. - ISBN 5-98461-077-9.

8 Сухарев,  О.С. Основные понятия институциональной  и эволюционной экономики [Текст] : краткий курс лекций / О.С. Сухарев . - М. : Центр эволюц. экономики ИЭ РАН ; Брянск : Изд-во Брянского гос. ун-та, 2004. - 128 с. - Библиогр.: с. 124-127. - ISBN 5-88543-055-1.

  1. Тамбовцев,В.Л. Основы институционального проектирования  : учеб. пособие для вузов / В. Л. Тамбовцев . - М. : ИНФРА-М, 2009. - 144 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). - Библиогр.: с. 137-142. - ISBN 978-5-16-002044-0.
  2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 97-137.
  3. Норт Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Минск, 2000. Вып. 4.
  4. www.government.ru (сайт Правительства РФ)
  5. www.gks.ru (сайт Федеральной службы государственной статистики).
  6. www.economy.gov.ru (сайт Минэкономразвития РФ).
  7. www.cbr.ru (сайт Центрального банка РФ).
  8. www.minfin.ru (Сайт Минфина РФ).

 

 


Информация о работе Институциональные изменения