Иновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

 Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.    

 Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.  

 Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

- крупнейшие (базисные) инновации  - реализуют крупнейшие изобретения  и становятся основой революционных  переворотов в технике, формирования  новых ее направлений, создания  новых отраслей. Такие инновации  требуют длительного времени  и крупных затрат для своего  освоения, но зато обеспечивают  значительный по уровню и масштабу  народно-хозяйственный эффект, однако  происходят они не каждый год;

- крупные инновации (на  базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники  в рамках данного направления.  Они реализуются в более короткий  срок и с меньшими затратами,  чем крупнейшие (базисные) инновации,  но скачок в техническом уровне  и эффективности сравнительно  меньше;

- средние инновации реализуют  такого же уровня изобретения  и служат базой для создания  новых моделей и модификаций  данного поколения техники, заменяющих  устаревшие модели более эффективными  либо расширяющих сферу применения  этого поколения;

- мелкие инновации - улучшают  отдельные производственные или  потребительские параметры выпускаемых  моделей техники на основе  использования мелких изобретений,  что способствует либо более  эффективному производству этих  моделей, либо повышению эффективности  их использования.   

 М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании  фундаментальных научных знаний  и широко применяющиеся в различных  сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также использующие  научные исследования, но имеющие  ограниченную область применения (например, измерительные приборы  для химического производства);

3) разработанные с использованием  уже существующих технических  знаний новшества с ограниченной  сферой применения (например, новый  тип смесителя для сыпучих  материалов);

4) входящие в комбинации  различных типов знаний в одном  продукте;

5) использующие один продукт  в различных областях;

6) технически сложные  новшества, появившиеся как побочный  результат крупной исследовательской  программы (например, керамическая  кастрюля, созданная на основе  исследований, проводившихся в рамках  космической программы);

7) использующие уже известную  технику или методы в новой  области.   

 

1.6. Роль инноваций в развитии предприятия. 

 

 

     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).    

 Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.    

 Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.   

 Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.   

 По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.   

 Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.   

 Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

• инжиниринговая : фирма, разрабатывающая  оригинальные модификации товара и епго дизайн;

• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;

• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.  

 Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. 

Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи интересно  отметить, что один из классиков  экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.  

Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.


Информация о работе Иновационная деятельность предприятия