Иностранные инвестиции в экономикеРФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:23, реферат

Описание работы

Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций……….5
1.1 Понятие и виды иностранных инвестиций…………………………...5
1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций………...8
1.3 Свободные экономические зоны – как одна из форм привлечения иностранных инвестиций…………………………………………….12
2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………...15
2.1. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в России……………………………………………………………………...15
2.2. Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности………………………………………………………..22
3. Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока
Заключение

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции в РФ.rtf

— 1.13 Мб (Скачать)

     Сильной стороной является то, что до настоящего времени в экономику Дальнего Востока поступают преимущественно прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В целом за 2000-2005 гг. их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила около 67%. Но они сосредоточены, главным образом, в ресурсно-сырьевом секторе, в основном в топливной промышленности, и связаны с осуществлением проектов по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин. Поток ПИИ в этот сектор экономики региона стал закономерной реакцией крупнейших мировых транснациональных корпораций (специализирующихся на добыче, транспортировке и переработке нефти и газа) на рост потребления энергоресурсов в мире в целом и на дестабилизацию ситуации в регионах традиционной их добычи [25].

     Объем инвестиционных вложений в экономику Дальневосточного федерального округа в январе-марте 2008 года составил 1516,6 миллионов долларов США и вырос на 29% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

     Данные Приморскстата показывают, что по итогам поступления иностранных инвестиций в ДВФО лидирует Сахалинская область (65,6% от общего объема поступлений). В экономику Республики Саха (Якутия) вложено 26,7%; Амурской области - 3,1; Хабаровского края - 2,0; Приморского края - 1,2; Камчатского края - 1,1%. Незначительны вложения в экономику Еврейской АО и Магаданской область.

     В структуре иностранных инвестиций наибольший удельный вес (57.3 %) занимают прямые инвестиции (в основном, это взносы в уставный фонд, кредиты, прочие вложения). На долю прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций), приходится 42,7%. В Приморье на долю прочих инвестиций приходится 76,4%, прямых - 23,6%.

     Наиболее привлекательным для иностранного капитала видом экономической деятельности в ДВФО является добыча полезных ископаемых - 1443,9 миллионов долларов (95,2% от всех поступлений). Это направление является основным для Республики Саха (Якутия), Сахалинской, Амурской и Магаданской области, Хабаровского края и Еврейской АО.

     Из 17,6 миллионов долларов, поступивших в экономику Приморья, 12,4 миллионов (70,6%) вложено в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (лесозаготовки), в обрабатывающие производства - 3,5 миллионов. долларов (20,1%), 1 миллион (5,7%) - в оптовую и розничную торговлю, в транспорт - 0,3 миллионов долларов (1,9%).

     Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в Дальневосточный округ: Нидерланды - 756, 6 миллионов долларов; Великобритания - 227,9; Люксембург - 152,5; Япония - 109,6; Багамские острова - 97,9; Индия - 60 миллионов долларов. Для Приморья основными инвесторами в январе-марте 2008 года явились Япония (88,5%), Китай (5.,4%), Республика Корея (2,6%), Норвегия (1,8%), Кипр (1,5% от всех поступлений в край)[22].

     Но ведь потенциал территории значительно шире: Дальний Восток России обладает всеми объективными возможностями, чтобы поддерживать устойчивый приток инвестиций и экономический рост.

     Чтобы это произошло, необходима последовательная работа по «расшивке» узких мест и устранению имеющихся негативных факторов. Основными «болевыми» точками являются:

     * «Вытеснение» региона с внутреннего рынка России и стран СНГ.

     * Продолжающийся отток населения.

     Эта проблема в перспективе поставит предел экономическому развитию в силу физической нехватки рабочей силы.

     * Прогрессирующее «утяжеление» экономической структуры.

     Негативные тенденции 1990-х годов усугубили проблемы в регионе. Структурной перестройки не произошло, и, более того, в целом сырьевая специализация региона усилилась.

     * Слабость финансово-банковской системы региона.

     Собственные ресурсы банковской системы незначительны, фактическое отсутствие межбанковского кредитного рынка не позволяет региональным банкам мобилизовать достаточные ресурсы даже для краткосрочного кредитования.

     * Высокий уровень пространственной неоднородности.

     В перспективе структурным приоритетом развития экономики должен оставаться природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на региональный продукт. В то же время ориентация этого сектора на экспорт необработанного сырья чревата усилением нестабильности внешнего спроса и, как следствие, нестабильности экономического развития региона. Следовательно, стратегической задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья и переработанного сырья самого по себе. Это предполагает технологическую модернизацию природно-ресурсного сектора, что ставит на повестку дня вопрос об изменении внешнеторговой политики.

     В частности, речь идет об изменении режима импорта технологического и инвестиционного оборудования, связанного с модификацией структуры производства и конечного продукта в данном секторе экономики.

     Необходимо изменить принципы размещения населения и производства, тип освоения природных ресурсов. Следует предусматривать условия для перехода в северной зоне региона к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную и коммунальную нагрузку на наиболее продуктивную южную зону и в целом на бюджетную систему России, одновременно увеличив эффективность и комфортность освоения ресурсов в самом регионе.

     Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование на территории Дальнего Востока системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первоначально необходимо на основе аккумулируемых в бюджетах самого региона доходов от внешнеэкономической деятельности, а также с использованием инвестиционных трансфертов федерального бюджета на социальные цели развивать города Владивосток, Хабаровск, Биробиджан. Вторая «очередь» может быть представлена городами Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Магадан, Находка. Опираясь на эти городские центры, остальные населенные пункты также смогут улучшать систему жизнеобеспечения.

     Решение проблемы закрепления населения в регионе непосредственным образом зависит от преодоления сложившегося стереотипа, согласно которому, лишь уехав из региона, можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг.

 

      Заключение

 

     Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему, однако они играют важную роль в современной российской экономике. В условиях перехода к рыночным отношениям и утверждение позиций России на мировом рынке не возможно без эффективно функционирующей инвестиционной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач правительства является создание особых условий и механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций, которые смогли бы обеспечить поток инвестиций в страну.

     Для привлечения иностранных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

     Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

     Одним из методов государственного регулирования иностранных инвестиций является создание благоприятного налогового режима путем предоставления инвесторам определенных налоговых льгот. Облегчение налогового режима и усовершенствование налогового законодательства побуждает иностранных инвесторов направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики.

     Россия, являясь по-прежнему привлекательной страной для иностранных инвесторов, занимает далеко не ведущее место по объему инвестиционных вложений в экономику в последние годы. Для привлечения инвестиций необходимо также создание благоприятной инвестиционной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны иностранных инвесторов государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.

     Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства. К сожалению, в России правовая система не всегда эффективна. Поэтому в настоящее время в стране приоритетом остается преобразование нормативно-правовой базы в соответствии с перспективой развития инвестиционного потенциала страны.

     Также одним из наиболее эффективных методов инвестиционного развития страны может быть реализация проектов, связанных с создание особых экономических зон. Таким образом, реализуя такие проекты, и Россия в целом и Дальний Восток в частности, может увеличить свою инвестиционною привлекательность.

     Реализация данных мероприятий приведет к укреплению позиций предприятий страны на внешних рынках, расширит возможности внутреннего потребления, будет способствовать развитию экономического потенциала России и Дальнего Востока.

 

      Список литературы

Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ» от 02 января 2000 г. № 22-ФЗ2 // СПС «Консультант плюс».

Федеральный Закон «Об иностранный инвестициях в Российской федерации» от 09.07.1999г. № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ.) // СПС «Консультант плюс».

Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. - СПб: Питер, 2001. - 480 с.

Балацкий Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 11.

Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1.

Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. - 2002. - № 7.

Бочаров В.В. Инвестиции. - СПб.: «Питер», 2003.- 288 с.

Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. - 2004. - №1.

Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2005. - 440 с.

Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 384 с.

Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. - 2003. - № 1.

  Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. - 2004. - № 4.

Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52.

Игонина Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2004.- 478 с.

Иностранные инвестиции в I квартале 2009 года /www. gks.ru

Кизилова Н.М. Теоретические основы исследования иностранных инвестиций. Самара, 1998.

Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 424 с.

Крутик А.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 544 с.

Логинов В. и др. Инвестиционная политика: возможности реализации и приоритеты. // Вопросы экономики. - 2006. - № 9.

Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции. // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1.

Особенности инвестиционной модели развития России/В.Б. Кондратьев, Ю.В. Куренков, В.Г. Варнавский и др.; Институт мировой экономики и международных отношений РАН.- М.: Наука, 2005.- 309 с.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. //Бизнес и закон. - 2008. - № 5.

П. Минакир Как заманить инвестиции? «Тихоокеанская звезда», №№ 178,179, 19-20.09.07.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991с.

Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2005. - №4.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономикеРФ